Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
по учебнику Э.Э.Кац«Литературное чтение» в 3 частях, 4 класс,
Издательство «Астрель», Москва, 2015. – 126,[2] с, в количестве 4 часа в неделю.
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Примечание |
|
Прим |
Факт |
|||
Мифы (6 ч) |
||||
1 |
03.09 |
|
Контрольное чтение №1. |
|
2 |
05.09 |
|
Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». |
|
3 |
07.09 |
|
Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо». |
|
4 |
08.09 |
|
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. |
|
5 |
10.09 |
|
Славянские мифы. Колыбельная песня. |
|
6 |
12.09 |
|
Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай». |
|
7 |
14.09 |
|
Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». |
|
8 |
15.09 |
|
Проверочная работа по теме «Мифы». |
|
Народные сказки (11 ч) |
||||
9 |
17.09 |
|
Народные сказки. |
|
10 |
19.09 |
|
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». |
|
11 |
21.09 |
|
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». |
|
12 |
22.09 |
|
Русская сказка «Находчивый солдат». |
|
13 |
24.09 |
|
Русская сказка «Мужик и царь». |
|
14 |
26.09 |
|
Армянская сказка «Портной и царь». |
|
15 |
28.09 |
|
Сравнение сюжетных линий и героев сказок «Мужик и царь» и «Находчивый солдат». |
|
16 |
29.09 |
|
Итальянская сказка «Кола-рыба». |
|
17 |
01.10 |
|
Составление плана сказки «Кола-Рыба». |
|
18 |
03.10 |
|
Составление словесных портретов героев сказки «Кола-Рыба». |
|
19 |
05.10 |
|
Контроль навыков чтения. |
|
20 |
06.10 |
|
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. |
|
21 |
08.10 |
|
Тест по теме «Народные сказки». Русская народная сказка «По колено ноги в золоте». |
|
22 |
10.10 |
|
Читальный зал. Индийская сказка «Искусный ковровщик». |
|
23 |
12.10 |
|
Проверочная работа по теме «Народные сказки». |
|
24 |
15.10 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Народные сказки». |
|
Былины (9 ч) |
||||
25 |
17.10 |
|
Былины. |
|
26 |
19.10 |
|
Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». |
|
27 |
20.10 |
|
Былины. «Илья Муромец и Соловей разбойник». |
|
28 |
22.10 |
|
Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
|
29 |
24.10 |
|
Особенности былинной речи. Контрольное чтение. |
|
30 |
26.10 |
|
А. К. Толстой «Илья Муромец». |
|
31 |
27.10 |
|
Картинная галерея: В. М, Васнецов «»Богатыри». |
|
32 |
07.11 |
|
Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова. |
|
33 |
09.11 |
|
Тест по теме «Былины». Читальный зал. Н. Н. Асеев «Илья». |
|
34 |
10.11 |
|
Читальный зал. Н. Н. Асеев « На заставе богатырской». |
|
35 |
12.11 |
|
Проверочная работа по теме «Былины». |
|
36 |
14.11 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Былины». |
|
Авторские сказки (8 ч) |
||||
37 |
16.11 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
|
38 |
17.11 |
|
Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. |
|
39 |
19.11 |
|
Н. С. Гумилев «Маркиз де Карабас». |
|
40 |
21.11 |
|
Биография и творчество К.Чапека |
|
41 |
23.11 |
|
Карел Чапек «Случай с русалками». |
|
42 |
24.11 |
|
Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». |
|
43 |
26.11 |
|
Статья о Р.Киплинге. |
|
44 |
28.11 |
|
Д. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». |
|
45 |
30.11 |
|
Д. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». |
|
46 |
01.12 |
|
Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа. |
|
47 |
03.12 |
|
Картинная галерея: М. А. Врубель «Царевна-Лебедь». |
|
48 |
05.12 |
|
Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевналебедь». |
|
49 |
07.12 |
|
С. Седов «Король женится». |
|
50 |
08.12 |
|
Проверочная работа по теме «Авторские сказки». |
|
51 |
10.12 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Авторские сказки». |
|
Басни (9 ч) |
||||
52 |
12.12 |
|
Басни. И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь». |
|
53 |
14.12 |
|
И. А. Крылов «Любопытный». |
|
54 |
15.12 |
|
Эзоп «Ворон и лисица». |
|
55 |
17.12 |
|
И. А. Крылов «Ворона и Лисица». |
|
56 |
19.12 |
|
Читальный зал. И. И. Дмитриев «Рысь и Крот». |
|
57 |
21.12 |
|
Читальный зал. И.А. Крылов «Лисица и виноград». |
|
58 |
22.12 |
|
А. Е. Измайлов «Филин и Чиж». Контроль навыков чтения. |
|
59 |
24.12 |
|
Томас де Ириарте «Утка и Змея». |
|
60 |
26.12 |
|
Проверочная работа по теме «Басни». |
|
61 |
28.12 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Басни». |
|
62 |
29.12 |
|
Контрольное чтение. |
|
Слово о родной земле (11 ч) |
||||
63 |
14.01 |
|
Ю. Яковлев «Мама» (глава из повести «Моя Родина»). |
|
64 |
16.01 |
|
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». |
|
65 |
18.01 |
|
С. Есенин «С добрым утром!» |
|
66 |
19.01 |
|
Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. |
|
67 |
21.01 |
|
М. Пришвин «Моя Родина». |
|
68 |
23.01 |
|
И.Северянин «Запевка». |
|
69 |
25.01 |
|
И.С.Никитин «Русь» (в сокращении). |
|
70 |
26.01 |
|
О лирическом произведении. |
|
71 |
28.01 |
|
Тест по теме «Слово о родной земле». Читальный зал. А. Н. Плещеев «Летние песни». |
|
72 |
30.01 |
|
Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя Родина». |
|
73 |
01.02 |
|
Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. |
|
74 |
02.02 |
|
Проверочная работа по теме «Слово о родной земле». |
|
75 |
04.02 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Слово о родной земле». |
|
О прошлом Родины (8 ч) |
||||
76 |
06.02 |
|
О прошлом Родины. «Повесть временных лет». |
|
77 |
08.02 |
|
А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». |
|
78 |
09.02 |
|
Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». |
|
79 |
11.02 |
|
К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин. |
|
80 |
13.02 |
|
Картинная галерея: В. В. Маторин «Дмитрий Донской». |
|
81 |
15.02 |
|
Тест по теме «О прошлом Родины». Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». |
|
|
|
|
Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской». |
|
82 |
16.02 |
|
Проверочная работа по теме «О прошлом Родины». |
|
83 |
18.02 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «О прошлом Родины». |
|
Прошла по земле война (7 ч) |
||||
84 |
20.02 |
|
Прошла по земле война. А. Ахматова «Мужество». |
|
85 |
22.02 |
|
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». |
|
86 |
25.02 |
|
А. Твардовский «Рассказ танкиста». |
|
87 |
27.02 |
|
Читальный зал. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». |
|
88 |
01.03 |
|
Тест по теме «Прошла по земле война». Читальный зал. А. Ахматова «Памяти друга». |
|
89 |
02.03 |
|
Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях. |
|
90 |
04.03 |
|
Проверочная работа по теме «Прошла по земле война». |
|
91 |
06.03 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Прошла по земле война». |
|
О добре и красоте (13 ч) |
||||
92 |
09.03 |
|
О добре и красоте. А. А. Фет «На рассвете». |
|
93 |
11.03 |
|
И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…». |
|
94 |
13.03 |
|
Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша». |
|
95 |
15.03 |
|
Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк». |
|
96 |
16.03 |
|
Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. |
|
97 |
18.03 |
|
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
|
98 |
20.03 |
|
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
|
99 |
22.03 |
|
А. Н. Майков «Мать». |
|
100 |
23.03 |
|
Х.-К. Андерсен «Соловей». |
|
101 |
01.04 |
|
Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей» |
|
102 |
03.04 |
|
Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». |
|
103 |
05.04 |
|
А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». |
|
104 |
06.04 |
|
Картинная галерея: И. И. Шишкин «Рожь». |
|
105 |
08.04 |
|
Читальный зал. С. Есенин «Черемуха». |
|
106 |
10.04 |
|
Контроль навыков чтения. |
|
107 |
12.04 |
|
Тест по теме «О добре и красоте». Читальный зал. А. Блок «Летний вечер». |
|
108 |
13.04 |
|
Проверочная работа по теме «О добре и красоте». |
|
109 |
15.04 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «О добре и красоте». |
|
Мир детства (13 ч) |
||||
110 |
17.04 |
|
Мир детства. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». |
|
111 |
19.04 |
|
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». |
|
112 |
20.04 |
|
Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. |
|
113 |
22.04 |
|
Л. Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство». |
|
114 |
24.04 |
|
Л.Н. Толстой «Детство». |
|
115 |
26.04 |
|
И. А. Бунин «Детство». |
|
116 |
27.04 |
|
М. Твен «Великолепный маляр» (из книги «Приключения Тома Сойера»). |
|
117 |
29.04 |
|
В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». |
|
118 |
03.05 |
|
М. И. Цветаева «Наши царства». |
|
119 |
04.05 |
|
Р. Л. Стивенсон «Страна кровати». |
|
120 |
06.05 |
|
А. П. Чехов «Мальчики». |
|
121 |
08.05 |
|
Итоговое контрольное чтение. |
|
122 |
10.05 |
|
Тест по теме «Мир детства». Читальный зал. А. Н. Плещеев «Детство». |
|
123 |
11.05 |
|
Читальный зал. И. З. Суриков «В ночном» |
|
124 |
13.05 |
|
Проверочная работа по теме «Мир детства». |
|
125 |
15.05 |
|
Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Мир детства». |
|
Удивительные приключения (7 ч) |
||||
126 |
17.05 |
|
Р. Э. Распе «Самый правдивый человек на земле. Искры из глаз» (из книги «Приключения барона Мюнхаузена»). |
|
127 |
18.05 |
|
Р. Э. Распе «Необыкновенный олень. Верхом на ядре. За волосы» (из книги «Приключения барона Мюнхаузена»). |
|
128 |
20.05 |
|
Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию». |
|
129 |
22.05 |
|
Контроль навыков чтения. |
|
130 |
24.05 |
|
Тест по теме «Удивительные приключения». Читальный зал. Т. Крюкова «Крылатый конь». |
|
131 |
25.05 |
|
Проверочная работа по теме «Удивительные приключения». |
|
132 |
27.05 |
|
Обобщение изученного материала за год. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч.
Э. Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.
Методические пособия для учителя:
Э. Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель, 2016.
Обеспечение ИКТ:
Сайт «Планета знаний»: http://planetaznaniy.astrel.ru
Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором
Компакт-диск к учебнику Э.Э. Кац «Электронный учебник. Литературное чтение" 4 класс
Раздел «Литературное чтение» на сайте «Началка семинфо» http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=24243
Контрольно – измерительные материалы по литературному чтению
Тексты для контроля навыков чтения.
Равное наследство.
У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела младшего сына и просила мужа поделить наследство поровну. Купец её не послушал. Один раз мать сидела у окна и плакала. К окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет.
- Как мне не плакать! Оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому – ничего. У меня нет денег, и я не знаю, как помочь горю.
- Твоему горю легко помочь. Объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому – ничего.
Младший сын ушёл в чужие страны и выучился разным наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что он богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать и скоро прожил всё своё богатство, а младший выучился добывать хлеб мастерством да наукой. Сам он хорошо жил да и другим помогал. (150 слов)
По Л. Толстому
ВОПРОСЫ:
1. Сколько сыновей было у купца?
2. Что отец хотел отдать своему старшему сыну и почему
3. Чём просила жена мужа?
4. Почему меньшой сын ушёл в другие страны?
5. Что произошло с сыновьями после смерти отца?
Море.
Вы видали когда-нибудь большую реку в разлив или большое озеро? У такой реки или озера где-то далеко едва виднеются берега. У моря же, сколько ни смотри вдаль, берега не увидишь. Плывёшь по морю на корабле день, другой, третий – всё нет берега. Попадётся разве остров, который высунулся из морской воды, а там опять всё вода и вода. Куда ни взглянешь – везде вода. Из воды, кажется, утром встаёт солнышко, в воду же и садится. Посмотришь с корабля в воду: только облака одни да небесная синева отражаются. Дна не видать. В ином месте глубина моря несколько метров, а есть и такие места, что никто дна никогда ещё не доставал.
Когда ветра нет, море сине и гладко, только слегка вода колышется, покачивает слегка волнами и ваш корабль. А поднимается ветер, всколыхнётся море, встанут валы, как горы. Одна волна на другую набегает, пенятся, ревут, сталкиваются, разлетаются в брызги. Корабль бросает, как щепку. То нырнёт он в глубину между волн, то поднимется на гребень волны. (162 слова)
ВОПРОСЫ:
1. Сколько дней может быть не видно берега на море?
2. Какова глубина моря?
3. Как выглядит море, когда нет ветра?
4. Как выглядит море, когда дует сильный ветер?
5. Что происходит с кораблём во время бури?
Пожарные собаки.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга прячутся и молчат. А от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Они с помощью удивительного чутья отыскивают детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей. Её звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она. Но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда люди рассмотрели, что она несла, то расхохотались: она несла большую куклу.
(170 слов) По Л. Толстому
ВОПРОСЫ:
1. Почему нельзя порой спасти детей во время пожара?
2. Кто помогает пожарным в Лондоне?
3. Сколько детей спасла собака Боб?
4. Кого в этот раз спаса собака?
5. Что вынесла собака во второй раз?
Орёл.
Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей. Один раз возле дерева работал народ. Орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали орлиную добычу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камни. Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корма. Орёл устал и не мог лететь опять за добычей. Он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистели и запищали ещё жалобнее. Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. Летел тихо и низко над землёй. В когтях у него была большая рыба. Когда орёл подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей. Быстро сложил крылья и сел на край гнезда. Орлята подняли головы и разинули рты. Орёл разорвал рыбу и накормил детей.
(183 слова)
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению
Вид работы |
«5» (отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно)
|
«2» (неудовлетворительно) |
Контрольное чтение |
Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев. |
Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы. |
Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя. |
Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию. |
Тестирование |
Безошибочное выполнение всех заданий. |
Безошибочное выполнение более 80% заданий, либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ на некоторые вопросы) |
Безошибочное выполнение более 50% заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях. |
Безошибочное выполнение менее 50% заданий. |
Нормы техники чтения (слов/мин.)
4класс
1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -90 слов "4", больше 90 слов "5".
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -100 слов "4", больше 100 слов - "5".
3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-110 слов "4", больше 110 слов "5".
4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-120 слов "4", больше 120 слов "5".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.