Календарно-тематический план
Предмет _____ГЕОГРАФИЯ______
Класс______5_______
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по географии в 5А классе составлено в соответствии со следующими документами:
1. - реализации требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. - Примерной рабочей программы основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
3. - Учебного плана МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год, принятый педагогическим советом протокол от 26.08.2022 №11
4. - Календарного учебного графика МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год утвержденный приказом от 29.08.2022 №371
Программа в 2022 – 2023 учебном году реализуется за 33 часа, 1 час в неделю.
Практических работ в год – 10
Промежуточная аттестация проводится по графику, в период с _____________ _____в форме тестирования.
№ урока |
Дата план |
Дата факт
|
Тема урока (раздела) |
Примечание |
|
|
|
Раздел 1: Географическое изучение Земли |
|
|
|
|
1.1.Введение. География – наука о планете Земля (2ч) |
|
1 |
06.09 |
|
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Древо географических наук. |
|
2 |
13.09 |
|
Географические методы изучения объектов и явлений. ПР1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных. |
|
|
|
|
1.2.История географических открытий (6ч) |
|
3 |
20.09 |
|
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. |
|
4 |
27.09 |
|
Появление географических карт. ПР2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам. |
|
5 |
04.10 |
|
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. |
|
6 |
11.10 |
|
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. |
|
7 |
18.10 |
|
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды). |
|
8 |
25.10 |
|
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. ПР3. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды. |
|
|
|
|
Раздел 2. Изображения земной поверхности |
|
|
|
|
2.1. Планы местности (5ч) |
|
9 |
01.11 |
|
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. |
|
10 |
15.11 |
|
Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. ПР4. Определение направлений и расстояний по плану местности. |
|
11 |
22.11 |
|
Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. |
|
12 |
29.11 |
|
Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. |
|
13 |
05.12 |
|
Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. ПР5. Составление описания маршрута по плану местности. |
|
|
|
|
2.2. Географические карты (5ч) |
|
14 |
12.12 |
|
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. ПР6. Определение направлений и расстояний по карте полушарий. |
|
15 |
19.12 |
|
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. ПР7. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам. |
|
16 |
10.01 |
|
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. |
|
17 |
17.01 |
|
Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы. |
|
18 |
24.01 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Изображение земной поверхности» |
|
|
|
|
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы |
|
|
|
|
3.1. Земля – планета Солнечной системы (5ч) |
|
19 |
31.01 |
|
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия |
|
20 |
07.02 |
|
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. |
|
21 |
14.02 |
|
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. |
|
22 |
21.02 |
|
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. |
|
23 |
28.02 |
|
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. ПР8. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России. |
|
|
|
|
Раздел 4: Оболочки Земли |
|
|
|
|
4.1. Литосфера – каменная оболочка Земли (8ч) |
|
24 |
07.03 |
|
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. |
|
25 |
14.03 |
|
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. |
|
26 |
21.03 |
|
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. |
|
27 |
04.04 |
|
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил |
|
28 |
11.04 |
|
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. ПР9. Описание горной системы или равнины по физической карте. |
|
29 |
18.04 |
|
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. |
|
30 |
25.04 |
|
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф. |
|
31 |
16.05 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» |
|
|
|
|
Раздел 5. Заключение |
|
|
|
|
5.1. Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» |
|
32 |
23.05 |
|
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. ПР10. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. |
|
33 |
30.05 |
|
Промежуточная аттестация в форме тестирования |
|
№ урока |
Тема урока (раздела) |
Количество часов |
раздел |
Географическое пространство России (10 ч) |
10ч |
1 |
Подготовка к экзамену. Знания и умения, проверяемые на экзамене. Способы подготовки к экзамену |
1 |
2 |
Географическое положение России как важный фактор развития её хозяйства. Практическая работа № 1:сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств |
1 |
3 |
Государственные границы России. Морские и сухопутные границы России, их особенности. Страны, граничащие с Россией |
1 |
4 |
Исследование «Оценка географического положения России» |
1 |
5 |
Часовые пояса. Практическая работа № 2:определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых поясов |
1 |
6 |
Формирование, заселение и хозяйственное освоение территории России.Практическая работа № 3:систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт. Практическая работа № 4:объяснение ситуаций в контексте реальных событий |
1 |
7 |
Установление межпредметных связей: география — история — обществознание |
1 |
8 |
Районирование: принципы, виды и функции. |
1 |
9 |
Административно-территориальное устройство России. Практическая работа № 5: обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий |
1 |
10 |
Природно-ресурсный капитал России |
1 |
Раздел |
Население России (12 ч) |
12ч |
11 |
Численность населения России. Практическая работа № 6: определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения своего региона |
1 |
12 |
Особенности воспроизводства населения России и её отдельных регионов |
1 |
13 |
Своеобразие половозрастной структуры населения России и факторы, её определяющие |
1 |
14 |
Практическая работа № 7: объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид |
1 |
15 |
Этнос |
1 |
16 |
Практическая работа № 8: анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации» |
1 |
17 |
Особенности размещения населения России.Практическая работа № 9: анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения |
1 |
18 |
Типы поселений. Города и сельские поселения |
1 |
19 |
Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — культурная столица России» |
1 |
20 |
Миграции: причины, направления, виды.Практическая работа № 10: определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста населения своего региона |
1 |
21 |
Подготовка к дискуссии «Рост Москвы — это хорошо или плохо?» |
1 |
22 |
Трудовые ресурсы |
1 |
Раздел |
Природа России (26ч) |
26ч |
23 |
История развития земной коры |
1 |
24 |
Формирование тектонической основы. Практическая работа № 11: объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири). |
1 |
25 |
Практическая работа № 12: сравнительное описание двух горных систем России (Кавказских и Уральских гор) по нескольким источникам информации |
1 |
26 |
Скульптура поверхности |
1 |
27 |
Построение профиля |
1 |
28 |
Полезные ископаемые России. Практическая работа № 13: объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений |
1 |
29 |
Систематизация информации о полезных ископаемых России.Практическая работа № 14:оценка по картам и статистическим материалам природно-ресурсного капитала одного из районов России |
1 |
30 |
Солнечная радиация |
1 |
31 |
Атмосферная циркуляция |
1 |
32 |
Влияние на климат России её географического положения и морских течений.Практическая работа № 15:описание погоды своего края (местности) по карте погоды или данным метеослужбы |
1 |
33 |
Оценка климатических условий России на основе анализа различных источников информации.Практическая работа № 16:определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, количества осадков, испаряемости по территории страны |
1 |
34 |
Влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека.Практическая работа № 17:оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения |
1 |
35 |
Россия — морская держава.Практическая работа № 18:сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации |
1 |
36 |
Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Северный морской путь. |
1 |
37 |
Виды вод суши на территории России.Практическая работа № 19:выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа |
1 |
38 |
Практическая работа № 20: объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны |
1 |
39 |
Преобразование рек человеком. Водохранилища. Строительство ГЭС. Экологические проблемы рек |
1 |
40 |
Озёра России и закономерности их размещения |
1 |
41 |
Значение рек в жизни общества |
1 |
42 |
Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России |
1 |
43 |
Почва — особое природное тело |
1 |
44 |
Особенности растительного и животного мира России |
1 |
45 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
46 |
Экологическая безопасность России |
1 |
47 |
Географическая исследовательская практика № 1. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России» |
1 |
48 |
Виды природно-территориальных комплексов и факторы их формирования |
1 |
Раздел |
Природно-хозяйственные зоны и районы (12 ч) |
12ч |
49 |
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры |
1 |
50 |
Обсуждение проблемного вопроса: есть ли страны холоднее, чем Россия? |
1 |
51 |
Лесные зоны |
1 |
52 |
Степи и лесостепи. Практическая работа № 21:объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах: тундр и степей |
1 |
53 |
Зоны полупустынь и пустынь |
1 |
54 |
Субтропики. Практическая работа № 22:сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России: тайги и субтропиков |
1 |
55 |
Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека. Понятие «природно - хозяйственная зона» |
1 |
56 |
Практическая работа № 23: сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека на основе анализа интернет-источников и оформление результатов анализа в виде таблицы |
1 |
57 |
Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины |
1 |
58 |
Урал и горы Южной Сибири |
1 |
59 |
Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
1 |
60 |
Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток |
1 |
Раздел |
Родной край (2 ч) |
2ч |
61 |
Изучаем свой край |
1 |
62 |
Промежуточная аттестация (тестирование) |
1 |
63 |
Готовим реферат |
1 |
64 |
Повторение |
1 |
65 |
Повторение |
1 |
66 |
Повторение |
1 |
67 |
Повторение |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.