Принято на педагогическом совете
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с ФГОС НОО с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования 2015г., учебного плана школы:
Класс |
Часть учебного плана |
Количество часов в неделю, количество часов за год обучения |
1 класс |
Обязательная часть |
2,5/82,5 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
1/33 |
|
Всего |
3,5/115,5 |
|
2 класс |
Обязательная часть |
2,5/85 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
1/34 |
|
Всего |
3,5/119 |
|
3 класс |
Обязательная часть |
2,5/85 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
1/34 |
|
Всего |
3,5/119 |
|
4 класс |
Обязательная часть |
1,5/51 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
1/34 |
|
Всего |
3,5/119 |
|
5- Всего: 1-4 класс |
14/472,5 |
Учебники
¾ Горецкий В.Г. Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. «Азбука», 1 класс, Москва, «Просвещение», 2018 г.
¾ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В «Литературное чтение»,1 класс, Москва, «Просвещение», 2018 г.
¾ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В «Литературное чтение»,2 класс, Москва, «Просвещение», 2018 г.
¾ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В «Литературное чтение»,3 класс, Москва, «Просвещение», 2017 г.
¾ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В «Литературное чтение», 4 класс, Москва, «Просвещение», 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
¾ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
¾ широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
¾ учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
¾ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
¾ способность к оценке своей учебной деятельности;
¾ основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
¾ ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
¾ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
¾ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
¾ установка на здоровый образ жизни;
¾ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
¾ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
¾ принимать и сохранять учебную задачу;
¾ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
¾ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
¾ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
¾ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
¾ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
¾ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
¾ различать способ и результат действия;
¾ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
¾ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
¾ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
¾ использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
¾ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
¾ строить сообщения в устной и письменной форме;
¾ ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
¾ основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
¾ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
¾ осуществлять синтез как составление целого из частей;
¾ проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
¾ устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
¾ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
¾ обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
¾ осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
¾ устанавливать аналогии;
¾ владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
¾ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
¾ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
¾ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
¾ формулировать собственное мнение и позицию;
¾ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
¾ строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
¾ задавать вопросы;
¾ контролировать действия партнера;
¾ использовать речь для регуляции своего действия;
¾ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Метапредметные результаты
Чтение. Работа с текстом
При получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
¾ находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
¾ определять тему и главную мысль текста;
¾ делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
¾ вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
¾ сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
¾ понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
¾ понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
¾ понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
¾ использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
¾ ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
¾ пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
¾ соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
¾ формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
¾ сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
¾ составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
¾ высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
¾ оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
¾ на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
¾ участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся.
На уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
¾ использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
¾ организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
¾ вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
¾ сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
¾ подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
¾ описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
¾ собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
¾ редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
¾ пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
¾ искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
¾ заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
¾ создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
¾ создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
¾ готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
¾ создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
¾ создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
¾ размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
¾ пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
¾ определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
¾ планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Предметные результаты
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от
стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
1 класс
1 класс обучающийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
¾ осуществлять выбор книги в библиотеке по собственному желанию;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта.
2 класс. Обучающийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
отличать на практическом уровне прозаический текст
от
стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
3 класс
3 класс. Обучающийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; ;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиям.
4 класс
4 класс. Обучающийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Класс: 3_________________
Количество:
учебных недель___34_____
часов в неделю 4 ч (1 полуг), 3 ч ( 2 полуг.)
часов по учебному плану (за год обучения ) 118
плановых контрольных работ_____2_______
плановых практических работ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Сроки |
1 |
Самое великое чудо на свете |
3 |
1 неделя сентября |
2 |
Устное народное творчество |
9 |
2 неделя сентября-5 неделя сентября |
3 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
5 неделя сентября-4 неделя октября |
4 |
Великие русские писатели |
20 |
4 неделя октября-5 неделя ноября |
5 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
1 неделя декабря-3 неделя декабря |
6 |
Литературные сказки |
8 |
3 неделя декабря-5 неделя декабря |
7 |
Были - небылицы |
11 |
5 неделя декабря -4 неделя января |
8 |
Поэтическая тетрадь |
4 |
4 неделя января -2 неделя февраля |
9 |
Люби живое |
19 |
2 неделя февраля-4 неделя марта |
10 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
4 неделя марта-2 неделя апреля |
11 |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок |
10 |
2 неделя апреля -4 неделя апреля |
12 |
По страницам детских журналов |
9 |
1 неделя мая-3 неделя мая |
13 |
Зарубежная литература |
8 |
4 неделя мая-5 неделя мая |
|
Итого: |
119 ч. |
|
Перечень контрольных работ (3 класс)
№ |
Тема |
Сроки |
1 |
Диагностическая работа по итогам первого полугодия |
3 неделя декабря |
2 |
Диагностическая работа по итогам года |
2 неделя мая |
3 |
Промежуточная аттестация (выставление среднеарифметического) |
25 мая |
Тематическое планирование уроков Литературное чтение на 2022-23 учебный год
№ в году / в разделе |
Тема урока |
Содержание Примерной ООП НОО/содержание авторской программы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
Дата |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
план |
факт |
|||||||||
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ 3 ч |
|||||||||||||
1 |
Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения
|
Истории создания книг, отличие рукописной книги от печатной Жанровое разнообразие произведений |
Научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное. |
Регулятивные: формировать Познавательные: осуществлять поиск информации. Коммуникативные:
оформлять
свои мысли в устной |
Внутренняя позиция школьника, на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях |
03.09 |
|
||||||
2 |
Первопечатник Иван Федоров
|
Кто впервые напечатал книги, в каком году быль |
04.09 |
|
|
||||||||
3 |
Урок-путешествие в прошлое. |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. Читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст. Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры КИМ, тест 1, с.4 - 5 |
05.09 |
|
|
||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9ч.) |
|
||||||||||||
4 |
Русские народные песни Докучные сказки. Сочинение докучных сказок
|
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Как научиться декламировать произведение? Рифма, Песня, Небылица, Сказка |
Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. Умения:
делить
текст
научатся составлять рассказ о своей библиотеке; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного целыми словами |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения задач.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
|
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Научатся различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни
|
07.09 |
|
|
|||||
5
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
|
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка . Находить нужный отрывок в тексте по вопросу. Давать характеристику героям; пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части. Народная сказка, быль, литературная сказка |
10.09
|
|
|
||||||||
6 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
11.09 |
|
|
|||||||||
7 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» |
12.09 |
|
|
|||||||||
8 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
|
17.09
|
|
|
|||||||||
9
|
Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
|
Рассказ, повесть, стихотворение, басня. Пересказывать текст, давать характеристику героям.. как отличить народную сказку от литературной? Сказка, образ |
18.09
|
|
|
||||||||
10
|
Русская народная сказка «Сивка-Бурка» |
19.09 |
|
|
|||||||||
11
|
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин |
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. Читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст. Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры устного народного творчества, объяснять смысл пословиц и поговорок КИМ, тест 2, с.6–7 П/работа 1, с.36 – 37 |
21.09 |
|
|
||||||||
12
|
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений
|
24.09 |
|
||||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (6 ч.) |
|
||||||||||||
13 |
Знакомство с названием раздела Проект «Как научиться читать стихи» |
Читать стихотворные произведения наизусть, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя Содержание, основная мысль |
Читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности; заучивать стихи наизусть
познакомятся |
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими
Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение |
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм |
25.09 |
|
||||||
14 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
|
Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя. Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов Рифма, звук, речь |
26.09 |
|
|
||||||||
|
|
||||||||||||
15 |
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»
|
28.09 |
|
|
|||||||||
16
|
И. С. Никитин «Полно, степь моя…» «Утро. Встреча зимы»
|
Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя. |
01.10 |
|
|
||||||||
Навык выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. |
09.10 |
|
|
||||||||||
17 |
И. З. Суриков «Детство» «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении
|
Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) Опорные слова, рифма звук, речь |
02.10 |
|
|
||||||||
|
|
||||||||||||
18 |
Путешествие в Литературную страну» . Оценка достижений
|
Знаем ли мы основное содержание изученных литературных произведений? Произведения современной отечественной литературы Опорные слова. Рифма. Звук .Речь КИМ, тест 3, с.8–9 П/работа 2, с.37 – 39 |
|||||||||||
03.10 |
|
|
|||||||||||
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ( 20 ч.) |
|
||||||||||||
19 |
Любимые стихи. А.С.Пушкин
|
Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Восприятие на слух и понимание художественных произведений. |
Познакомить с произведениями раздела, научатся видеть прогнозировать содержание раздела
Познакомить с произведениями раздела, научат-ся видеть в тексте прямые и скрытые ав-торские вопро-сы. прогнозировать содержание раз-дела
Познакомятся с произведениями И.А.Крылова
Познакомятся с произведениями М.Лермонтова;
научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, готовить сообщения
Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры.
|
Регулятивные: выполнять учебные действия. Познавательные: осознанно
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно содержание текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
|
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
04.10 |
|
|
|||||
20 |
А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о А.С.Пушкине».
|
К какому жанру относится произведение? Как запомнить стихотворение? Литературное произведение |
08.10 |
|
|
||||||||
21 |
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения
|
Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Правила произношения, интонация |
09.10 |
|
|
||||||||
22 |
А.С.Пушкин «Зимнее утро» «Зимний вечер»
|
Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Правила произношения, интонация
|
10.10 |
|
|||||||||
23 24 25
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. Разный смысл повторов КИМ, тест 4, с.10 - 11 |
11.10 12.10 15.10
|
|
|
||||||||
26 |
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
16.10 |
|
|
|||||||||
27 |
И.А.Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
Знакомство с жизнью и творчеством баснописца. Чтение басен, передавая интонацией настроение, поиск нужного отрывка в тексте по вопросам. |
17.10 |
|
|
||||||||
28 |
И.А.Крылов «Мартышка и Очки»
|
Что такое мораль? Уметь читать стихотворные произведения наизусть Басня, баснописец |
18.10 |
|
|
||||||||
29 |
И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна» «Ворона и Лисица»
|
Определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении Иллюстрация, художник Читать стихотворные произведения; уметь отличать басни от других произведений, находить мораль Басня, баснописец |
|||||||||||
22.10 |
|
|
|||||||||||
30 |
М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи |
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения Литературное произведение |
23.10 |
|
|
||||||||
31 |
М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
|
24.10 |
|
|
|||||||||
32 |
М.Лермонтов «Утёс», «Осень»
|
Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.Выразительное и осознанное чтение стихотворного текста. КИМ, тест 5, с.12 - 13 |
25.10 |
|
|
||||||||
33 |
Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст Проза, рассказ |
06.11 |
|
|
||||||||
34 |
Л.Н.Толстой «Акула»
|
07.11 |
|
|
|||||||||
35 |
Л.Н.Толстой «Прыжок»
|
Использовать навык беглого осознанного чтения, находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки Проза, рассказ |
09.11 |
|
|
||||||||
36 |
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
|
Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение Проза, рассказ |
12.11 |
|
|
||||||||
37 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов
|
Приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу Проза, рассказ |
13.11 |
|
|
||||||||
38 |
Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений
|
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь сос-тавлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Тема, главная мысль КИМ, тест 6, с.14 -15 П/работа 3, с.39 – 41 |
14.11 |
|
|
||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 ( 6 ч.) |
|||||||||||||
39 |
Знай и люби родную природу! Стихи русских поэтов о природе |
Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Восприятие на слух и понимание художественных произведений. |
познакомить с произведениями нового раздела; совершенствовать навык выразительного чтения.
Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения (видеть подвижные картины природы, сменяющие друг друга); определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
15.11 |
|
|
|||||
40 |
Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором …»
|
Краткая биография писателя. Прогнозировать текст; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение литературного произведения стихотворение |
16.11 |
|
|
||||||||
41 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
|
Владеть навыком выразительного чтения. Читать стихотворное произведения наизусть Содержание, основная мысль |
19.11 |
|
|
||||||||
42 |
К. Д. Бальмонт «Золотое слово»
|
Владеть навыком выразительного осознанного чтения стихотворного текста. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворения Содержание, основная мысль |
20.11 |
|
|
||||||||
43 |
И.А.Бунин: «Детство», «Полевые цветы»
|
Знать содержание прочитанного. Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины Рифма, звук, речь Использовать навык беглого выразительного чтения. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. КИМ, тест 7, с.16–17 П/работа 4, с.41 – 43 |
21.11 |
|
|
||||||||
44 |
Урок обобщения по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений
|
11.12 |
|
|
|||||||||
23.11 |
|
|
|||||||||||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ( 8 ч.) |
|||||||||||||
45 |
«Лес не школа, а всему учит». |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Литературное произведение |
научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, выделять их особенности. приводить примеры художественных произведений по изученному материалу.
Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, |
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; |
26.11 |
|
|
|||||
46 |
Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)
|
Определять главную тему и главную мысль произведения; находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев Литературное произведение |
28.11 |
|
|
||||||||
47 48
|
Д.И. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
|
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения монолог |
30.11 03.12 |
|
|
||||||||
49
|
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» с.188 - 195 |
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. Уметь давать характеристику героям монолог |
04.12 |
|
|
||||||||
50 51 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» с.196 - 208 |
Отличать народную сказку от авторской; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему Литературное произведение |
05.12 07.12 |
|
|
||||||||
52 |
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.
|
Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные. Литературное произведение, тема, главная мысль КИМ, тест 8, с.18–19 П/работа 5, с.43 – 44 |
10.12 |
|
|
||||||||
БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ ( 11 ч.) |
|
||||||||||||
53 |
Рассказы, повести А. Воронковой |
Знать краткую биографию писателя. Владеть навыком правильного, беглого, смыслового чтения Литературное произведение |
Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, |
Регулятивные: формировать Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
|
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. |
11.12 |
|
|
|||||
54 55 |
М. Горький « Случай с Евсейкой» с.4 - 11 |
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг Литературное произведение |
12.12 14.12 |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
56 57 |
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» с.12 - 24 |
Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; работать со словарем Монологическое высказывание |
17.12 18.12 |
|
|
||||||||
58
|
Диагностическая работа. |
|
19.12 |
|
|
||||||||
59 60
|
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
|
Оценивать события, героев произведения Рассказ, пересказ |
21.12 24.12 |
|
|
||||||||
61 62 |
А. И. Куприн «Слон»
|
Владеть навыком беглого и осознанного чтения, находить в тексте нужный отрывок, читать по ролям. Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени Монолог, рассказ, пересказ |
25.12 26.12 |
|
|
||||||||
63 |
Урок-путешествие по разделу «Были – небылицы» с.42 - 44 |
Техника чтения, анализ стихотворного текста, связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать разных поэтов КИМ, тест 9, с.20–21 П/работа 6, с.45 – 47 |
28.12 |
|
|
||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 ( 4 ч.) |
|||||||||||||
64 |
Что говорят стихи? Поэзия С.Я.Маршака
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Литературное произведение |
Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения |
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Мотивация учебной деятельности принятие образа «хорошего ученика» |
11.01 |
|
|
|||||
65 |
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» «Воробей», «Слон»
|
Читать вслух текст, соблюдая правила произведений и соответствующую интонацию Литературное произведение |
14.01 |
|
|||||||||
66 |
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
|
Читать стихотворные произведения наизусть. Рифма, звук, речь |
15.01 |
|
|
||||||||
67 |
С. А.Есенин «Черемуха» Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3»
|
Образные языковые средства-метаморфозы, олицетворение, сравнения Рифма, звук, речь Прогнозировать текст, уметь пользоваться словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения. КИМ, тест 10, с.22–23 П/работа 7, с.47 – 51 |
16.01 |
|
|||||||||
ЛЮБИ ЖИВОЕ ( 19 ч.) |
|
||||||||||||
68 |
«Рассказы о животных В.Л.Дурова».
|
Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания).Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе Литературное произведение |
работать с художественными текстами, доступными для восприятия
Научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения |
Регулятивные: формировать Коммуникативные: оформлять свои
мысли в устной
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач; выбирать вид чтения в зависимости от цели;
|
познакомить учащихся с творчеством Б.Житкова;
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
21.01 |
|
|
|||||
69 |
М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста.
|
Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Рассказ, пересказ |
22.01 |
|
|
||||||||
70 71 |
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»
|
23.01 28.01 |
|
|
|||||||||
72 |
В. И. Белов «Малька провинилась»
|
Составлять вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного Сравнение, олицетворение |
29.01 |
|
|
||||||||
73 |
В. И. Белов «Еще раз про Мальку»
|
Пользоваться толковым словарем, характеризовать героев Произведение современной отечественной литературы |
30.01 |
|
|
||||||||
74 |
Книги. А. Митяева об армии и ее героях. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
04.02 |
|
|
||||||||
75 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик»
|
Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ |
05.02 |
|
|
||||||||
76 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик»
|
Владеть навыком беглого чтения. Работать над картинным планом; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; видеть настроение лирического произведения. Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ КИМ, тест 11, с.24 - 25 |
06.02 |
|
|
||||||||
77 78
|
Б. С. Житков «Про обезьянку»
|
Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Работать в парах. Бережно относится ко всему живому. Знать творчество Б.С. Житкова. Выразительно читать произведение, пересказывать. рассказ, пересказ, эпизод, краткий пересказ |
11.02 |
|
|
||||||||
|
|||||||||||||
79 |
«Мама и мы» |
Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания).Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе Литературное произведение |
определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему |
Коммуникативные: читать текст в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
познакомить учащихся с новым произведением |
12.02 |
|
|
|||||
80 |
В.Дуров «Наша Жучка» |
Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Работать в парах. Бережно относится ко всему живому рассказ, пересказ |
|
|
|
||||||||
81 82 |
В.П. Астафьев «Капалуха»
|
|
|
||||||||||
83 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
|
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. рассказ, пересказ |
|
|
|
||||||||
84
|
Урок–конференция «Земля – наш дом родной».
|
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению Тема, главная мысль |
|
|
|||||||||
85 |
Проект«Наша библиотека» |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. рассказ, пересказ,
|
1 |
|
|
||||||||
86 |
Оценка достижений
|
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению КИМ, тест 12, с.26 - 27 |
|
|
|
|
|
||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ № 4 ( 6 ч.) |
|||||||||||||
87 |
Знакомство с названием раздела |
Владеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Читать по ролям; создавать небольшой устный текст на заданную тему Литературное произведение |
Научатся прогнозировать содержание раздела; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи; перечитывать текст с разными задачами: |
Стремятся к формированию опыта переживания, опыта «примерок» (примерить на себя эстетические и нравственные ситуации) |
|
|
|
|||||
88 |
С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» |
|
|
|
|||||||||
89 |
А.Л. Барто «Разлука», «В театре»
|
Владеть навыком беглого выразительного чтения. Работать в парах. Оценивать свою и чужую работу Литературное произведение |
|
|
|
||||||||
90 |
С.В. Михалков «Если», «Рисунок»
|
Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Бережно относится ко всему живому Рифма, звук |
|
|
|
||||||||
91 |
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»
|
Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины. |
|
|
|
||||||||
92
|
Обобщающий урок. Игра «Крестики-Нолики». Оценка достижений
|
Владеть навыком беглого выразительно чтения. Работать в группе, оценивать свою и чужую работу. КИМ, тест 13, с.28–29 П/работа 8, с.51 – 52 |
|
|
|||||||||
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (10 ч.) |
|||||||||||||
93 |
А.П. Платонов «Цветок на земле»
|
Выразительно читать, уважать пожилых людей |
Научатся прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; учить читать стихи выразительно, отражая настроение; |
Регулятивные: предвосхищать результат; применять установленные правила в планировании способа решения; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели; интерпретировать информацию и обобщать; |
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
|
|
|
|||||
94
|
А.П. Платонов «Цветок на земле»
|
Выразительно читать, уважать пожилых людей. Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем. Литературное произведение, рассказ |
|
|
|
||||||||
95 96 |
А.П. Платонов «Еще мама»
|
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Литературное произведение, рассказ |
|
|
|
||||||||
97 |
М.М. Зощенко «Золотые слова»
|
Краткая биография писателя. Находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов |
|
|
|
||||||||
98 99 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники»
|
Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем. Читать по ролям. Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов |
|
|
|
||||||||
100 |
Н.Н. Носов «Федина задача»
|
Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь определять в тексте главную мысль, делить текст на части Монологическое высказывание |
|
|
|
||||||||
101 |
Н.Н. Носов «Телефон»
|
Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Работать со словарем дислог |
|
|
|
||||||||
|
|
||||||||||||
102 |
Игра – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений
|
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. КИМ, тест 14, с.30–31 П/работа 9, с.52 – 54
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ( 9 ч.) |
|
|
|||||||||||
103 |
Знакомство с названием раздела |
Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию» Литературное произведение, рассказ |
– анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения |
Регулятивные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; предвосхищать результат; различать способ и результат действия; составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, словарём);
|
Демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях; проявляют умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
|
|
|
|||||
104 |
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
|
|
|
|||||||||
105 |
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
|
|
|
|
|||||||||
106 |
Ю.И. Ермолаев «Проговорился»
|
Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. рассказ |
|
|
|
||||||||
107 |
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»
|
|
|
|
|||||||||
108 |
Диагностическая работа по итогам года. |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. рассказ, пересказ |
|
|
|
||||||||
109 |
Г.Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»
|
Пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения сатира |
|
|
|||||||||
110 |
Р.Сеф «Весёлые стихи»
|
Владеть навыком выразительного чтения юмор. |
|
|
|
||||||||
111 |
Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений
|
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. КИМ, тест 5, с.32 - 33 |
|
|
|
||||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ( 8 ч.)
|
|
||||||||||||
112
|
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции
|
Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» Литературное произведение |
. уметь планировать свою работу; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанно
|
Стремятся к формированию базовых нравственных ценностей: ценностей общения, дружбы, привязанности, любви; осознают ответственность человека за общее благополучие |
|
|
|
|||||
113 114
|
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»
|
Знать что такое миф. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план Литературное произведение |
|
|
|
||||||||
115 116 117 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
|
Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Самостоятельно по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова. Произведение зарубежной литературы, диалог |
|
|
|
||||||||
118 |
«Мои любимые книги»
|
Обобщать знания и умения полученные ранее, пересказывать полюбившиеся произведения; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.
|
|
|
|||||||||
119 |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Оценка достижений
|
Создавать письменные ответы на поставленные вопросы, анализировать, выделять в тексте главное, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать мысли в устной и письменной форме Литературное произведение КИМ, тест 16, с.34 - 35 |
совершенствовать навыки чтения; развивать речевые умения и творческие способности |
Коммуникативные:
оформлять
свои мысли в устной |
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» |
|
|
|
|||||
Итого:119ч. |
|
||||||||||||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.