Календарно-тематическое планирование
По русскому языку.
8 класс
Поурочно – тематическое планирование
№ |
Тема/ Уроки в данной теме |
Результаты обучения |
|
Дата проведения |
Формы и виды контроля
|
Задание на дом |
1 |
Функции русского языка в современном мире |
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, приложением, пользоваться разными видами толковых словарей; оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания |
1 |
|
Знакомство с учебником, изучение статей учебника, словарный диктант |
Высказывания о русском языке |
2 |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания в сложном предложении |
Закрепить знания о предложении как основной единице синтаксиса, умение правильно конструировать предложения на заданную тему |
|
|
Индивидуальная и групповая работа, выполнение тестовых заданий |
Упр 7, выделить ГО, объяснить знаки препинания |
3 |
Знаки препинания в сложном предложении |
Закрепить знания о предложении как основной единице синтаксиса, умение правильно конструировать предложения на заданную тему |
|
|
Индивидуальная и групповая работа, выполнение тестовых заданий |
Упр 10 (2 абзац) |
4 |
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий |
Повторить и обобщить знания по орфографии, полученные ранее, пользоваться разными видами толковых словарей; оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания |
1 |
|
Заполнение таблицы примерами, выполнение тестовых заданий, индивидуальная работа |
Упр. 11по заданию
|
5 |
Правописание Н и НН в суффиксах прилагат., причастий, наречий (1-й из 1ч) |
Умение правильно определять и объяснять языковые явления, использовать полученные знания на практике |
|
|
Заполнение таблицы примерами, выполнение тестовых заданий, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 18 по заданию
|
6 |
Изложение. (звуковой файл "О дружбе") |
Научиться анализировать и строить текст |
|
|
|
|
7 |
Слитное и раздельное написание Не и НИ с местоимениями и наречиями (1-й из 1ч) |
Понимать сведения об изученных способах образования слов, развивать умение определять способ образования слов |
2 |
|
Словарный диктант, конструирование предложений |
Упр. 22 Заполнить таблицу |
8 |
. Слитное и раздельное написание Не и НИ с местоимениями и наречиями (1-й из 1ч) |
Закрепить навык определения видов орфограмм и правильного выбора их написания |
1 |
|
Тренировочные упражнения, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Выполнить морфологич. разбор слов из упр.35 |
9 |
Контрольный диктант по пройденному материалу |
Диагностика усвоения изученного |
1 |
|
Диктант |
Повторить правила |
10 |
Анализ диктанта Предложение как единица синтаксиса. |
Закрепить знания о предложении как основной единице синтаксиса, умение правильно конструировать предложения на заданную тему |
1 |
|
Работа с текстом., конструирование предложений |
составить словосочетания |
11 |
Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса |
Применять полученные раннее знания о разделе русского языка «Синтаксис». Повторить сведения о тексте как коммуникативной единице. |
|
|
Словарный диктант, создание текста на лингвистическую тему |
Упр. 39.выписать 3 многозначных слова, определить значения |
12 |
Синтаксис и пунктуация. словосочетание |
Использование на практике сведений о словосочетании. Вычленение словосочетаний из предложения |
1 |
|
Работа с текстом Тренировочные упражнения |
Упр. 54. Составить словосочетания |
13 |
Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
Научиться определять связи слов в словосочетаниях, формировать умения их определения |
1 |
|
Работа с опорным конспектом, составление словосочетаний, определение вида словосочетаний |
Упр.68. определить виды словосочетаний |
14 |
Простое предложение |
Понимать предложение как основную единицу языка, употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания |
1 |
|
Тренировочные упражнения, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 77. Указать виды предложений |
15 |
Строение и грамматическое значение предложений |
Знать о грамматическом значении предложения, уметь правильно использовать синтаксические единицы |
1 |
|
Анализ предложений Тренировочные упражнения, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.84 по заданию, выделить ГО |
16 |
Порядок слов в предложении. Логическое ударение |
Уметь правильно определять выделение слов слов при помощи логического ударения |
1 |
|
Разбор предложений, конструирование предложений |
Упр.87 по заданию, выделить ГО |
17 |
Р/Р. Сочинение на тему: «Описание памятника культуры» |
Научиться анализировать и строить текст, описывающий произведение искусства. |
1 |
|
Работа над сочинением |
Дописать сочинение |
18 |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
Расширить сведения о подлежащем, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, тестовые задания, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.94. подчеркнуть подлежащее, выделить ГО |
19 |
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. |
Знать сведения о простом сказуемом, научить правильно определять его в предложении |
1 |
|
Изучение теории, работа с текстом, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Заполнить таблицу примерами |
20 |
Составное глагольное сказуемое |
Знать сведения о составном глагольном сказуемом. Научить различать простые и составные глагольные сказуемые |
1 |
|
Работа с текстом, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 105. Определить вид сказуемого, выделить ГО |
21 |
Повторение. Орфография. Правописание глаголов |
Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, работа с карточками, индивидуальные задания |
Подготовить сообщение по орфографии |
22 |
Составное именное сказуемое |
Знать сведения о составном именном сказуемом. научить различать составные сказуемые . |
1 |
|
анализ предложений, конструирование предложений |
Упр.111. перестроить предложения |
23 |
Р/Р. Изложение с описанием местности |
Создавать описание места, сохраняя стиль речи |
1 |
|
Работа над изложением |
Повторить правила |
24 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Уметь применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения составлять предложения, в которых необходимо ставить тире |
1 |
|
Изучение теоретического материала, работа с текстом, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 115. Выделить грамматическую основу предложений |
25 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Совершенствовать умение применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
|
Актуализация знаний |
Упр. 119. Дописать предложения, выделить ГО |
26 |
Роль второстепенных членов предложения |
Активизировать знания о роли второстепенных членах предложения, правильно определять второстепенные члены |
1 |
|
Заполнение таблицы примерами Тренировочные упражнения |
Упр. 121. Указать слова, характеризующие мальчика |
27
|
Дополнение |
Расширить сведения о дополнении, формировать навыки выделения дополнения в предложении |
|
|
Работа с текстом, анализ примеров, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 131. Объяснить орфограммы, выделить ГО |
28 |
Определение |
Расширить сведения об определении, дать понятие о несогласованных определениях |
1 |
|
Работа с текстом, анализ примеров, индивидуальные задания |
Упр.138.выписать словосочетан. |
29 |
Приложение. Знаки препинания при нём |
Расширить сведения о приложении как разновидности определения, научить находить его в предложении |
1 |
|
Работа с текстом, анализ примеров Тренировочные упражнения |
Упр. 142 по заданию, выделить ГО |
30 |
Обстоятельство |
Расширить сведения об обстоятельствах; формировать умения распознавать различные виды обстоятельств
|
1 |
|
Работа с текстом, анализ примеров, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Составить 6 предложений по упр.149 |
31 |
Обстоятельство |
Научиться использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности |
1 |
|
Работа с текстом, анализ примеров, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.158. выделить обстоятельства |
32 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
Отработать навыки правильно определения главных и второстепенных членов предложения |
1 |
|
Работа с текстом, анализ примеров |
Упр.161. конструирование предложений, выделить ГО |
33 |
Повторение. Двусоставные предложения |
Повторить и обобщить знания о второстепенных членах предложения, знать правильное конструирование предложений |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения |
Заполнить таблицу примерами |
34 |
Контрольный диктант «Двусоставные предложения» |
Диагностика усвоения изученного |
1 |
|
Диктант |
Повторить правила |
35 |
Анализ контрольного диктанта «Двусоставные предложения» |
Отработка навыков правильного объяснения допущенных ошибок |
1 |
|
Работа над ошибками диктанта |
Повторить правила |
36 |
Р/Р. Характеристика человека. Описание по картине |
Научиться составлять связный текст по картине. Углубить знания о смысловой и грамматической связи предложений |
1 |
|
Написание изложения |
Повторить правила |
37 |
Односоставные предложения. Назывные предложения |
Знать признаки назывного предложения. Научить находить назывные предложения в тексте |
1 |
|
Анализ предложений и определение структуры, конструирование |
Упр. 181. Указать назывные предложения |
38 |
Определённо-личные предложения |
Применять на практике знания об определённо-личных предложений, различать двусоставные предложении и определённо-личные |
1 |
|
Анализ предложений и определение структуры, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.187. восстановить текст |
39 |
Неопределённо-личные предложения |
Знать сведения о неопределённо-личных предложений. Находить данные предложения по их значению и структуре |
1 |
|
Анализ предложений и определение структуры, конструирование предложений |
Упр.192.Выписать неопределённо-личные предложения |
40 |
Безличные предложения |
Закрепить сведения об общих и отличительных признаках двусоставных и безличных предложений |
1 |
|
Анализ предложений и определение структуры, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.204. выписать из учебника математики 5 безличных предложений |
41 |
Р/р.Рассуждение. Сжатое изложение с элементами рассуждения |
Научиться связно, логично, полно излагать текст публицистического характера |
1 |
|
Работа над изложением |
Дописать изложение |
42 |
Неполные предложения |
Закрепить сведения о неполных предложениях, их роли в тексте, сфере употребления |
1 |
|
Анализ текстов, индивидуальная работа, конструирование, тестовые задания |
Упр. 215. Составить диалог |
43 |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
Научиться правильно определять односоставные предложения, выполнять их полный синтаксический разбор |
1 |
|
Индивидуальная работа Тренировочные упражнения |
Повторить сведения о типах предложений |
44 |
Повторение. Односоставные предложения |
Повторить сведения о типах предложений. Закрепить знания о видах односоставных предложений, различать виды односоставных предложений |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения |
Повторить сведения о типах предложений |
45 |
Р/Р, Сочинение. Описание окружающей среды |
Применять умение описывать окружающую среду, используя личные наблюдения |
1 |
|
Работа над сочинением |
Дописать сочинение |
46 |
Контрольный диктант Односоставные предложения |
Диагностика усвоения изученного |
1 |
|
Диктант |
Повторить правила |
47 |
Анализ контрольного диктанта Односоставные предложения |
Отработка навыков правильного объяснения допущенных ошибок |
1 |
|
Работа над ошибками диктанта |
Повторить правила |
48 |
Понятие об осложнённом предложении |
Закрепить понятие об осложнённом предложении, выражающем более глубокий смысл |
1 |
|
Изучение теоретического материала, работа с тренировочными упражнениями |
Упр. 222. Определить осложнённые предложения |
49 |
Понятие об однородных членах предложения |
Активизировать знания об однородных членах предложения. Сочинительная связь при однородных членах |
1 |
|
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.232. выделить предложения с однородными членами |
50 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией |
Находить однородные члены, правильно ставить знаки препинания, соблюдать правильную перечислительную интонацию |
1 |
|
Анализ предложений Тренировочные упражнения, конструирование предложений |
Упр. 241. Продолжить предложения |
51 |
Р/р.Изложение . сравнительная характеристика |
Закрепить умения связно излагать текст сравнительного характера |
1 |
|
Работа над изложением |
Повторить сведения об однородных членах |
52 |
Однородные и неоднородные определения |
Уметь различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их |
1 |
|
Работа с текстами, конструирование предложений |
Упр.245. выделить определения |
53 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами |
Научиться правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения
|
1 |
|
Анализ предложений Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.251. Выделить союзы |
54 55 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами |
Использовать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах связанных союзами |
2 |
|
Анализ предложений, актуализация знаний Тренировочные упражнения |
Упр252. Поставить знаки препинания. Упр.262. |
56 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
Находить обобщающие слова, правильно ставить знаки препинания. Различать предложения с обобщающими словами. |
1 |
|
Анализ предложений, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.272. выбрать предложения с обобщающими словами |
57 |
Синтаксический разбор предложений с однородными членами |
Применять умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений данного типа |
1 |
|
Анализ предложений, актуализация знаний, тренировочные упражнения |
Упр. 276. Составить схемы предложений |
58 |
Пунктуационный разбор предложений с однородными членами |
Использовать навыки аналитического разбора предложений, осложнённых однородными членами |
1 |
|
Анализ предложений, актуализация знаний, проверочный диктант |
Упр.260. письменный разбор предложения |
59 |
Закрепление темы «Однородные члены предложения» |
Обобщить и закрепить знания по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
|
Анализ текстов, объяснительный диктант, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.286. выделить ряды однородных членов |
60 |
Контрольный диктант «Однородные члены предложения» |
Диагностика усвоения изученного |
1 |
|
Диктант |
Повторить правила |
61 |
Анализ контрольного диктанта «Однородные члены предложения» |
Отработка навыков правильного объяснения допущенных ошибок |
1 |
|
Работа над ошибками диктанта |
Повторить правила |
62 |
Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении |
Знать об обособленных членах предложения; смысловом выделении части предложения |
1 |
|
Изучение теоретического материала, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.289. составить схемы предложений |
63 |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания |
Находить грамматические условия обособления определений |
|
|
Анализ предложений, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.293. подчеркнуть определения |
64 65 |
Обособление согласованных и несогласованных определений |
Находить грамматические условия обособления определений |
2 |
|
Анализ предложений Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.297.подчеркнуть определения |
66 |
Р/Р. Рассуждение на дискуссионную тему |
Применять навыки аналитического прочтения текста, различать аргументы, формулировать тезис и вывод |
1 |
|
Анализ текстов, мини-сочинение |
Дописать сочинение |
67 |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них |
Применять навыки обособлять приложения, графически объяснять условия обособления |
1 |
|
Анализ предложений Тренировочные упражнения |
Упр.308.выделить приложения |
68 |
Обособление согласованных приложений |
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями |
1 |
|
Заполнение таблицы примерами |
Упр.313. составить предложения |
69 |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. |
Знать об условии обособления обстоятельств, уметь применять полученные знания при письме |
1 |
|
Анализ предложений, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 315. Объяснить выбор знаков препинания |
70 |
Обособление обстоятельств |
Закрепить знания об обособлении обстоятельств |
1 |
|
Предупредительный диктант Тренировочные упражнения |
Упр.322. найти ошибки в предложениях |
71 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них |
Знать об уточняющих членах предложения, познакомить с основными условиями их обособления |
1 |
|
Анализ предложений, работа с текстом учебника, индивидуальные задания |
Упр. 329. Конструирование предложений |
72 |
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
Отработать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах предложения |
1 |
|
Анализ предложений, работа с текстом учебника |
Упр.333. выполнить разбор предложения |
73 |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как |
Систематизировать знания о постановке знаков препинания перед союзом как |
1 |
|
Работа с текстом, анализ предложений |
Упр.336. выписать предложения с обособленными членами |
74 |
Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» |
Применять знания об обособленных членах предложения, совершенствовать умение применять полученные знания. |
1 |
|
Анализ предложений, работа с тестом Тренировочные упражнения |
Упр.341. проанализировать постановку запятых |
75 |
Р/Р. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему |
Расширять активный запас слов учащихся , способствовать формированию интереса к теме сочинения |
1 |
|
Работа над сочинением |
Дописать сочинение |
76 |
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены» |
Диагностика усвоения изученного |
1 |
|
Диктант |
Повторить правила |
77 |
Анализ диктанта «Обособленные члены» |
Отработка навыков правильного объяснения допущенных ошибок |
1 |
|
Работа над ошибками диктанта |
Повторить правила |
78 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение |
Повторить и закрепить сведения об обращении; Использовать умения находить обращения в предложении, употреблять его с учётом речевой ситуации |
1 |
|
Анализ текста, предложений Тренировочные упражнения, индивидуальные задания |
Упр.344. найти и обозначить обращения |
79 |
Распространённые обращения, знаки препинания при них |
Отработать навыки правильного прочтения предложений с обращениями, правильно ставить знаки препинания |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, индивидуальные ответы |
Упр.346. составить предложения |
80 |
Употребление обращений |
Уметь применять навыки правильного употребления обращений с учетом речевой ситуации |
1 |
|
Конструирование текста Тренировочные упражнения, индивидуальные задания |
Упр.355 написать поздравление |
81 |
Вводные и вставные конструкции |
Знать о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания |
1 |
|
Конструирование предложений, проверочный диктант |
Упр.363. расставить знаки препинания |
82 |
Группа вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
Применять умения выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов |
1 |
|
Заполнение таблицы примерами, индивидуальные задания |
Упр.369. вставить знаки препинания |
83 84 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
Знать о вводных предложениях: формировать умения употреблять вводные слова и предложения в речи: правильно ставить знаки препинания |
2 |
|
Работа с текстом, анализ предложений, проверочная работа |
Упр. 375. Указать значение вводных слов. Упр. 384. Вставить вводные слова |
85 |
Вставные слова, словосочетания и предложения |
Использовать навыки использования вставных конструкций в предложениях учётом речевой ситуации |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, индивидуальные задания |
Упр.390. записать предложения с вводными конструкциями |
86 |
Междометия в предложении |
Применять навыки использования междометия в предложении для выражения различных чувств |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения |
Упр..393. расставить знаки препинания |
87 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
Закрепить умения использовать в предложении вводные конструкции; отработать навыки пунктуации в предложениях данного типа |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр. 395. Расставить знаки препинания. Упр.398. разбор предложения |
88 |
Повторение изученного |
Использовать знания и умения по изученным темам |
1 |
|
Работа с текстом, тренировочные упражнения, индивидуальные задания |
Упр. 401. Конструирование предложений |
89 |
Контрольный диктант «Осложнённое предложение» |
Диагностика усвоения изученного |
1 |
|
Диктант |
Повторить правила |
90 |
Анализ контрольного диктанта «Осложнённое предложение» |
Отработка навыков правильного объяснения допущенных ошибок |
1 |
|
Работа над ошибками диктанта |
Повторить правила |
91 |
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть |
Обобщить сведения о предложениях с прямой речью; познакомить с понятием «чужая речь» |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.403. распространить предложения |
92 |
Прямая и косвенная речь |
Применять умения определять место слов автора и прямой речи в предложении |
1 |
|
Тренировочные упражнения, проверочный диктант |
Упр.406.написать предложения с косвенной речью |
93 |
Прямая речь |
Использовать навыки постановки в предложениях с прямой речью, обосновывать свой выбор |
1 |
|
Тренировочные упражнения, конструирование предложений |
Упр.412. ввести в текст поясняющие глаголы |
94 |
Диалог |
Отработка навыков правильного оформления диалога на письме. Умение правильно ставить знаки препинания при оформлении диалога |
1 |
|
Актуализация знаний Тренировочные упражнения, конструирование мини-текста |
Упр.417. записать текст в форме диалога |
95 |
Контрольная работа в форме ОГЭ |
Диагностика изученного по пройденным темам |
1 |
|
Работа с тестом |
Повторить правила |
96 |
Анализ работы в форме ОГЭ |
Применять навыки краткого изложения текста, соблюдая его структуру и стилевые особенности |
1 |
|
Работа над изложением |
Упр. 421. Составить текст по картине |
97 |
Цитаты. Знаки препинания при цитировании |
Понимать цитаты как разновидности прямой речи. Научить вводить цитаты в речь |
1 |
|
Работа с текстом. Тренировочные упражнения, конструирование предложений |
Упр.428. исправить предложения |
98 |
Повторение изученного. Пунктуационный разбор предложений с прямой речью |
Применять знания, полученные при изучении темы «Прямая и косвенная речь» |
1 |
|
Тренировочные упражнения, конструирование предложений |
Упр.433. конструирование предложений |
99 |
Повторение. Синтаксис и морфология |
Активизировать и закрепить знания по изученному в разделе «Синтаксис и морфология» |
1 |
|
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.437. составить предложения |
100 |
Синтаксис и пунктуация |
Активизировать и закрепить знания по изученному в разделе |
1 |
|
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.441. расставит знаки препинания |
101 |
Синтаксис и культура речи |
Активизировать и закрепить знания по изученному в разделе |
1 |
|
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Упр.448. отредактировать текст |
102 |
Синтаксис и орфография |
Активизировать и закрепить знания по изученному в разделе |
1 |
|
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, индивидуальная работа, задания ОГЭ |
Не задано |
Основные умения и навыки
Речевая деятельность.
Аудирование. Владеть разными видами аудирования и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели, дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели; комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать своё согласие или несогласие с содержанием услышанного или прочитанного текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные или прослушанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк, проблемную статью, репортаж о событии; писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка; составлять деловые бумаги.
Текстоведение.
Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них, стили речи; анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в газетах, журналах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия.
Правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование.
Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология.
Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология.
Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарём грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография.
Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация.
Опознавать, правильно строить словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения, выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.