Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №5»
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Рабочая программа по окружающему миру
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Шарова Нина Вячеславовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ «Лицей №5», реализует содержание образования по предмету, предусмотренному для обучающихся 2 класса. Программа разработана на основе авторской программы Г.Г.Ивченковой «Окружающий мир». Сборник программ для четырёхлетней начальной школы «Планета знаний» издательство «Астрель»2012 г.), в соответствии с требованиям ФГОС НОО.
Рабочая программа по окружающему миру, составленная на основе авторской программы, реализуется в полном объеме.
Выбор программы «Планета знаний» по окружающему миру был обусловлен следующим:
Содержание предмета помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. В ходе изучения окружающего мира школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому изучение «Окружающего мира» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Количество часов в авторской программе соответствует часам, предусмотренным в учебном плане МБОУ «Лицей №5».
Учебный план предусматривает на изучение окружающего мира во 2 классе 68 ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).
В авторскую программу не внесены изменения.
Изучение окружающего мира через содержание каждого из разделов обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, предусмотренных ООП НОО МБОУ «Лицей №5» и программой автора.
Планируемы результаты по окружающему миру будут соответствовать результатам, предусмотренным в ООП НОО МБОУ «Лицей №5» и в авторской программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
· понимание значения взаимопомощи в семье;
· способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
· понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
· ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
· понимание ценности семейных отношений;
· способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
· давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
· приводить примеры приборов и инструментов;
· пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
· различать тела природы и изделия;
· приводить примеры тел и веществ;
· приводить примеры источников энергии;
· рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
· рассказывать об исследованиях космоса;
· называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
· рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
· рассказывать о значении камня в жизни человека;
· называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
· приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
· различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
· сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
· рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
· приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
· рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
· называть планеты Солнечной системы;
· отличать планету от звезды;
· показывать на глобусе материки и океаны;
· приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
· рассказывать об использовании электрической энергии;
· рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
· понимать, что такое окружающая среда;
· приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
· приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
· рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
· проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Учащиеся научатся:
· выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
· понимать значение науки и труда в жизни общества;
· рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать, что человек — часть общества и часть природы;
· понимать значение общества в жизни человека;
· осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
· рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
· понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
· проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
· оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
· развивать и тренировать свою наблюдательность;
· ставить цели проведения наблюдений и опытов;
· осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
· планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Учащиеся научатся:
· фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
· понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
· понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
· пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
· понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
· пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
· осуществлять описание объектов природы;
· сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
· устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
· обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Учащиеся научатся:
· сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
· осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
· ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
· высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
· выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Как люди познают мир
|
16 |
2 |
Мы живём на планете Земля |
15 |
3 |
Природа вокруг нас |
24 |
4 |
Люди вокруг нас |
13 |
ИТОГО часов |
68 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
УМК «Планета знаний»
Программа авторская, автор: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов « Окружающий мир».
§ Учебный комплект для учителя и учащихся : Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. 2012
§ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 2016
§ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Обучение во 2 классе по учебникам «Окружающий мир».
Методическое пособие. 2012
§ Сборник программ УМК «Планета знаний» - изд-во «Астрель», 2012
№ уроков |
Наименование разделов и тем |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Плановые сроки прохождения темы |
Фактические сроки(и/или коррекция) |
1 2 3 |
Как люди познают мир (16 ч/2ч) О науке С. 3—13 |
Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул. Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства. Определять время по часам. ¬¬¬ Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради). Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника. Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Приборы и инструменты С. 22—23 |
|
|
|
11 12 |
Измерение температуры и времени С. 24—27 |
|
|
|
13 |
Осень |
|
|
|
14 15 |
Справочники, словари, энциклопедии С. 28—31 |
|
|
|
16 |
Об искусстве С. 32—35 |
|
|
|
Внеклассная деятельность учащихся С. 36—37 |
|
|
|
§
17 18 |
Мы живём на планете Земля (15 ч/2ч) Что такое космос С. 38—43 |
Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. ¬¬¬ Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой». Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности. |
|
|
19 20 |
Солнечная система С. 44—47 |
|
|
|
21 22 |
Голубая планета Земля С. 48—51 |
|
|
|
23 |
Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей |
|
|
|
24 |
Спутник Земли — Луна С. 52—53 |
|
|
|
25 |
Исследование космоса С. 54—55 |
|
|
|
26 |
Что такое глобус С. 56—57 |
|
|
|
27 |
Почему день сменяет ночь С. 58—59 |
|
|
|
28 29 |
Как изучали земной шар С. 60—65 |
|
|
|
30 |
Исследование глубин морей и океанов С. 66—69 |
|
|
|
Внеклассная деятельность учащихся С. 70—71 |
|
|
|
|
31 |
Зима |
|
|
|
32 33 |
Природа вокруг нас (23 ч/2ч) Тела и вещества С. 72—77 |
Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. ¬¬¬ Читать схемы и извлекать нужную информацию. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Выражать настроение в рисунках. Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе; Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха). Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице. Использовать справочник для получения новых сведений. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни» |
|
|
34 35 |
Об энергии С. 78—83 |
|
|
|
36 37 |
Свет и цвет С. 84—85 |
|
|
|
38 |
Зеркала С. 86—87 |
|
|
|
39 |
О цвете С. 88—89 |
|
|
|
40 41 |
В мире звука С. 90—95 |
|
|
|
42 43 |
В мире камня С. 96—99 |
|
|
|
44 |
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей |
|
|
|
45 46 |
В мире живой природы. На опушке С. 100—103 |
|
|
|
47 48 |
В берёзовой роще С. 104—107 |
|
|
|
49 50 |
В ельнике С. 108—111 |
|
|
|
51 52 |
У лесного озера С. 112—115 |
|
|
|
53 |
В сосновом лесу С. 116—117 |
|
|
|
54 |
Берегите лес! С. 118—121 |
|
|
|
Внеклассная деятельность учащихся С. 122—123 |
|
|
|
|
55 |
Весна |
|
|
|
56 57 |
Люди вокруг нас (13 ч/2ч) Человек в обществе С. 124—129 |
Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. ¬¬¬ Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону. Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради) |
|
|
58 |
Труд в жизни Человека С. 130—131 |
|
|
|
59 60 |
Семья С. 132—135 |
|
|
|
61 62 |
Бюджет семьи С. 136—139 |
|
|
|
63 64 |
Будем вежливы С. 140—145 |
|
|
|
65 66 |
О друзьях-товарищах С. 146—151 |
|
|
|
67 |
Обобщение Наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Резерв. |
|
|
|
68 |
Лето |
|
|
|
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 26.08.2016 №1
_Шарова Н.В.__________________________________________
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _Карасева Я.Е.________________
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
§ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. 2012
§ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 2016
§ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебникам «Окружающий мир». Методическое пособие. 2012
§ Сборник программ УМК «Планета знаний» - изд-во «Астрель», 2012
§ Презентации и ЦОРы, соответствующие тематике программы.
§ Учебное оборудование:
· Интерактивная доска
· Документ-камера
· Система контроля и мониторинга знаний Prolog
· Нетбуки для учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.