АПОО
ТЕХНИКУМ
ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
производственной практики (по профилю специальности)
Программа
в рамках изучения профессионального модуля
ПМ 03. Выполнение работ по профессии контролер
по специальности 38.02.07 Банковское дело
для очного отделенияТамбов, 2017
2Одобрена заведующим учебно
производственной практикой
______________Капустиной Е.Н..
«____»__________2017 года
Составлена в соответствии с ФГОС СПО
для специальности 38.02.07 Банковское дело
Зам. директора по УМР
__________________Старикова С.В.
«____»__________2017 года
Авторсоставитель: Удалова Т.В.., преподаватель.
Рецензенты:
3Пояснительная записка…………………………………………………………………………………… 4
Производственная практика (по профилю специальности) в рамках изучения ПМ 03 «Выполнение
работ по профессии контролер»……………………………………………....................
Календарнотематический план практики по профилю специальности ……………………………...
Содержание практики по профилю специальности……………………………………………………..
Отчетность по практике по профилю специальности…………………………………………………..
Требования к оформлению отчетных документов……………………………………………………...
Защита отчета и подведение итогов практики…………………………………………………………..
Приложение 1. Образец титульного листа отчета……………………………………………………
Приложение 2. Образец оформления дневника по практике………………………………………
Приложение 3. Образец характеристикиотзыва на студента………………………………………
5
7
8
9
9
11
12
13
14
4ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа производственной практики составлена в соответствии с Государственным
образовательным стандартом в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальности 38.02.07 Банковское дело очной формы обучения и является
составной частью производственной практики.
Задачами производственной практики являются: закрепление, расширение, углубление и
систематизация знаний полученных при изучении специальных дисциплин на основе ознакомления с
деятельностью конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта, проверки
профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности,
освоение вида профессиональной деятельности: выполнение работ по профессии контролер.
В результате прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
выполнение работ по должности «Контролер»;
проведения кассовых операций и операций по банковским вкладам (депозитам);
уметь:
проверять правильность оформления документов по приёму и выдаче наличных денег, ценностей и
бланков;
принимать наличные деньги полистным и поштучным пересчётом с использованием технических
средств;
принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников и представителей
организаций;
осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные, неплатёжеспособные и
имеющие признаки подделки денежные знаки, заполнять соответствующие документы;
заполнять необходимые документы при выявлении сомнительных, неплатёжеспособных и
имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России;
оформлять документы по результатам экспертизы;
осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;
заполнять приходные и расходные документы по операциям с наличными денежными средствами,
ценностями, с бланками ( в том числе средствами автоматизированных банковских систем);
осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;
получать и оформлять подкрепление операционной кассы;
подготавливать излишки денежной наличности для сдачи в подразделение Банка России и
оформлять соответствующие документы;
выполнять и оформлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия
банковских счетов;
осуществлять вложение наличных денег в сумку или индивидуальное устройство для хранения,
вскрывать сумки и обрабатывать изъятые из них наличные деньги;
передавать заведующему кассой и принимать у заведующего кассой наличные деньги и сумки с
денежной наличностью;
загружать в кассовые терминалы и банкоматы и изымать из них наличные деньги;
изымать из автоматического сейфа сумки с наличными деньгами;
оформлять документы на излишки и недостачи при пересчёте наличных денег, изъятых из сумок;
сличать данные контрольного пересчёта и взвешивания с данными сопроводительных документов;
оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершении операционного дня;
формировать дела (сшивы) с кассовыми документами;
Общие условия прохождения практики:
51. Студенты допускаются к практике только после сдачи всех зачетов
предусмотренных планом.
и экзаменов,
2. За группой студентов закрепляется руководитель из числа преподавателей, который
осуществляет учебнометодическое руководство практикой и принимает отчеты по практике.
3. Студентыпрактиканты не могут быть использованы на рабочих местах, не имеющих отношение к
специальности.
4. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях
составляет не более 36 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации). С момента
зачисления студента на практику в качестве практиканта на него распространяются правила охраны
труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
6ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03. «Выполнение работ по профессии контролер».
Целью практики по профилю специальности является приобретение студентами новых знаний и
профессиональных навыков по выполнению работ по профессии контролероперационист, развитие
способностей аналитического и перспективного мышления, проверка умения работать в условиях
свободного рынка.
Задачи практики по профилю специальности:
1. В процессе прохождения практики по профилю специальности студентам необходимо:
освоить практические должностные обязанности контролера;
освоить на практике ведение кассовых операций.
2. Задачи техникума, реализуемые в процессе проведения практики по профилю специальности:
предоставить студентам возможность понять сущность и социальную значимость своей будущей
профессии;
предоставить предприятию возможность эффективнее вести кадровую политику;
предоставить предприятию возможность использовать «недорогих» теоретически подготовленных
специалистов для расширения банковской деятельности предприятия;
иметь возможность контактировать с предприятиями, обеспечивать выполнение требований
Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов –
банковского дела;
способствовать усилиям преподавателей в реальной оценке рыночной конъюнктуры и качества
предоставляемых техникумом образовательных услуг;
способствовать выработке и принятию корректирующих воздействий на производственную
(образовательную) деятельность техникума;
способствовать формированию информационных баз данных.
Функции руководителей практики
Практика по профилю специальности студентов осуществляется под руководством двух лиц –
руководителя практики от техникума и руководителя практики от организации. Общее руководство
практикой студентов возлагается приказом руководителя предприятия на одного из руководящих
работников или высококвалифицированных специалистов.
Руководитель практики от техникума:
обеспечивает проведение всех необходимых организационных мероприятий перед началом
осуществляет контроль за обеспечением организацией нормальных условий труда, контролирует
проведение обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности со студентами;
контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
рассматривает отчеты студентов, дает оценку их работе, проставляет ее в зачетной книжке
студента в разделе «Практика», дает рекомендации по участию в научных студенческих конференциях
по итогам производственной практики;
7
практики (инструктаж о порядке прохождения практики, по технике безопасности и т. д.);
обеспечивает высокое качество прохождения студентами практики и строгое соответствие ее
учебным планам и программам;
представляет письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями
по совершенствованию практической подготовки студентов.
Руководитель практики от предприятия, осуществляющий общее руководство
практикой:
создает необходимые условия для работы студентов в соответствии с программой практики;
назначает квалифицированных специалистов для руководства практикой в подразделениях
обеспечивает студентам условия безопасной работы, проводит обязательные инструктажи по
контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленных
предприятия;
охране труда и технике безопасности;
на данном предприятии;
предоставляет студентам возможность пользоваться технической и другой документацией,
имеющейся нормативной, законодательной литературой;
оказывает помощь в подборе материалов для отчета по практике;
дает оценку итогам практики студентов.
Обязанности студентапрактиканта
Студент при прохождении практики обязан:
• полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
• подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;
• изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной
санитарии;
• участвовать в исследовательской работе по заданию практики;
• нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
• вести дневник, в который записывать виды выполняемой работы, содержание бесед со специалистами
и т. п.;
• предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать
дифференцированный зачет по практике.
В результате прохождения практики по профилю специальности студент должен освоить
следующие профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Осуществлять расчетнокассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в
национальной и иностранной валютах.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
С целью овладения видом профессиональной деятельности – выполнение работ по должности
контролер – и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе практики по
профилю специальности должен:
иметь практический опыт:
выполнение работ по должности «Контролер»;
проведения кассовых операций и операций по банковским вкладам (депозитам);
уметь:
проверять правильность оформления документов по приёму и выдаче наличных денег, ценностей и
бланков;
принимать наличные деньги полистным и поштучным пересчётом с использованием технических
средств;
8 принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников и представителей
организаций;
осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные, неплатёжеспособные и
имеющие признаки подделки денежные знаки, заполнять соответствующие документы;
заполнять необходимые документы при выявлении сомнительных, неплатёжеспособных и
имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России;
оформлять документы по результатам экспертизы;
осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;
заполнять приходные и расходные документы по операциям с наличными денежными средствами,
ценностями, с бланками ( в том числе средствами автоматизированных банковских систем);
осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;
получать и оформлять подкрепление операционной кассы;
подготавливать излишки денежной наличности для сдачи в подразделение Банка России и
оформлять соответствующие документы;
выполнять и оформлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия
банковских счетов;
осуществлять вложение наличных денег в сумку или индивидуальное устройство для хранения,
вскрывать сумки и обрабатывать изъятые из них наличные деньги;
передавать заведующему кассой и принимать у заведующего кассой наличные деньги и сумки с
денежной наличностью;
загружать в кассовые терминалы и банкоматы и изымать из них наличные деньги;
изымать из автоматического сейфа сумки с наличными деньгами;
оформлять документы на излишки и недостачи при пересчёте наличных денег, изъятых из сумок;
сличать данные контрольного пересчёта и взвешивания с данными сопроводительных документов;
оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершении операционного дня;
формировать дела (сшивы) с кассовыми документами;
9КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
№
МДК,
темы
1
МДК
03.01
1.
2.
3.
4
4.1
Темы занятий
2
Виды работ
3
Вводный
Введение.
Самоорганизация
учебно
производственного
процесса.
инструктаж
Ознакомление
организацией
деятельности
банковского
учреждения.
Ознакомление с целями и задачами
практики, инструктаж по технике безопасности
и
противопожарной
безопасности,
организационные вопросы.
с
Тип кредитного учреждения и его
организационноправовая форма. Лицензии
банка, определяющие круг выполняемых им
операций и порядок их получения.
Учредительные документы. Органы управления
банка.
Организационная структура. Филиальная
сеть.
Структура и функции службы
внутреннего контроля. Организация работы с
клиентами. Определение стратегических целей
и формирование политики банка.
Ознакомление
обязанностями
контролера.
с
Заполнение первичной
учетной документации
по учету кассовых
операций. Оформление
операций
по приему и выдаче
наличных
денег,
подкреплению кассы.
Ведение счета «Касса».
Присвоение номеров
лицевым
счетам.
Ведение
аналитического
синтетического учета.
и
с
Ознакомление
контролера.
должностными
обязанностями
Изучение
организации работы по ведению кассовых
операций в кредитной организации. Расчет
лимита кассы.
Порядок совершения кассовых операций.
Прием и проверка правильности оформления
документов на взнос и получение наличных
денег, ценностей, бланков. Ведение кассовых
журналов по приходу и расходу кассы, сверка
кассой итогов оборотов за день. Контроль за
оприходованием кассой выручки, поступившей
от организаций и через инкассаторов.
Автоматизация
учетнооперационной
работы. Система ведения аналитического и
синтетического учета. Порядок нумерации
лицевых счетов.
Проверка регистров
аналитического ознакомления с рабочим
планом счетов бухгалтерского учета в банке.
4.2
Оформление и учет
Прием и проверка
оформления
Таблица 1.
Колво
часов
4
108
2
6
6
6
8
8
10операций при расчете
платежными
поручениями.
Оформление и учет
операций при расчетах
платежными
требованиями
Оформление и учет
операций при расчетах
аккредитивами
(покрытыми,
непокрытыми) в банке
плательщика и в банке
поставщика. Ведение
счета «аккредитивы»
Оформление и учет
операций при расчетах
с
использованием
банковских карт
Составление сводных
Платежных поручений.
Ведение
корреспондентского
счета.
расчётов
Порядок
плательщиком платежных поручений (простых,
сводных). Прием и проверка ответственным
исполнителем правильности оформления
предъявляемых к оплате платежных поручений.
платёжными
требованиями со стадией начального инкассо и
без стадии начального инкассо. Учет в банке
поставщика поступивших на инкассо
платежных требований, передача их в банк
плательщика для акцепта плательщиком.
Проверка и оплата (полная или частичная)
акцептованных платежных требований в банке
плательщика. Отказ от акцепта. Возврат
платежного требования банком плательщика.
Оформление и учет операций при расчетах
аккредитивами (покрытыми, непокрытыми) в
банке плательщика и в банке поставщика.
Ведение счета «аккредитивы»
Условия получения и использования
банковских карт. Дебитная и кредитная схемы
обслуживания. Оформление и учет операций
при расчетах с использованием различных
видов банковских карт.
Порядок заключения договора банковского
счета при оформлении корреспондентских
отношений с коммерческими банками и
расчетнокассовыми центрами (РКЦ). Проверка
реквизитов расчетноденежных документов,
приложенных
по
корреспондентскому счету и провод их по
счетам клиента.
Возврат неправильно
оформленных документов. Контроль и выверка
расчетов по корреспондентскому счету
выписке
к
акта
Оформление и учет
операций
по
размещению
Составление
инвентаризации
наличных денежных
средств,
инвентаризационной
описи ценных бумаг и
бланков документов
строгой отчетности.
Изучение
порядка
проведения инкассации
Оформление и учет операций по
размещению депозитов на межбанковском
рынке.
Составление акта инвентаризации наличных
денежных средств, инвентаризационной описи
ценных бумаг и бланков документов строгой
отчетности.
Изучение порядка проведения инкассации
препроводительной
Заполнение
кассы.
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.
6.
8
8
8
8
8
6
6
11Заполнение
кассы.
препроводительной
ведомости, накладной,
копии
препроводительной
ведомости к сумке с
денежной
наличностью.
Работа на контрольно
кассовых машинах.
Оформление отчета
7.
8.
ведомости,
накладной,
препроводительной ведомости
денежной наличностью.
копии
к сумке с
Работа на контрольнокассовых машинах.
Составление описи ветхих купюр, а также
соответствующие документы для их замены на
новые.
6
6
ИТОГО 108
12СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВЛДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
МДК 03.01.
«Выполнение работ по профессии контролер»
1. Введение. Самоорганизация учебнопроизводственного процесса. Вводный инструктаж.
Студент должен:
Ознакомиться с целями и задачами практики, пройти инструктаж по технике безопасности и
противопожарной безопасности во время прохождения практики на предприятии. Изучить
организационные вопросы и принять к сведению рекомендации руководителя практики.
2. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения.
Студент должен:
Составить краткую характеристику организации (Наименование и месторасположение организации.
Историческая справка о создании и развитии). Идентифицировать вид, и тип организации. Составить
организационноуправленческую структуру. Определить организационноправовую форму. Перечислить
основные виды деятельности организации.
3. Ознакомление с обязанностями контролера.
Студент должен:
Ознакомиться с должностными обязанностями контролера. Изучить организацию работы по ведению
кассовых операций на предприятии. Расчет лимита кассы.
4. Заполнение первичной учетной документации по учету кассовых операций. Оформление
операций по приему и выдаче наличных денег, подкреплению кассы. Ведение счета
«Касса».
Студент должен:
Оформить, приложить документы на взнос и получение наличных денег, ценностей, бланков. Заполнять
кассовые журналы по приходу и расходу кассы. Проводить сверку кассой итогов оборотов за день. Вести
контроль за оприходованием кассой выручки, поступившей от организаций и через инкассаторов.
4.1.
Оформление и учет операций при расчете платежными поручениями.
Студент должен:
Оформить, приложить платежные поручения (простые, сводные).
4.2.
Оформление и учет операций при расчетах платежными требованиями.
Студент должен:
Оформить, приложить платёжные требования со стадией начального инкассо и без стадии начального
инкассо. Проводить проверку и оплату (полную или частичную) акцептованных платежных требований в
банке плательщика.
4.3.
Оформление и учет операций при расчетах аккредитивами (покрытыми,
непокрытыми) в банке плательщика и в банке поставщика. Ведение счета
«аккредитивы»
Студент должен:
Оформить, приложить операции при расчетах аккредитивами (покрытыми, непокрытыми) в банке
плательщика и в банке поставщика.
4.4.
Оформление и учет операций при расчетах с использованием банковских карт.
Студент должен:
Оформить, приложить операции при расчетах с использованием различных видов банковских карт.
134.5.
Составление сводных Платежных поручений. Ведение корреспондентского
счета.
Студент должен:
Проверять реквизиты расчетноденежных документов, приложенных к выписке по корреспондентскому
счету и проводить их по счетам клиента.
4.6.
Оформление и учет операций по размещению.
Студент должен:
Оформить, приложить операции по размещению депозитов на межбанковском рынке.
5. Составление акта инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационной описи
ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.
Студент должен:
Составить, приложить и описать акт инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационную
опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (если они используются на данном
предприятии).
6. Изучение порядка проведения инкассации кассы. Заполнение препроводительной
ведомости, накладной, копии препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью.
Студент должен:
Изучить порядок проведения инкассации кассы. Заполнить, приложить и описать препроводительную
ведомость, накладную, копию препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью.
7. Работа на контрольнокассовых машинах.
Студент должен:
Описать конструкцию ККМ, применяемую в кассе предприятия. Напечатать (пробить), приложить и описать
реквизиты чеков на ККМ в соответствии с руководством по эксплуатации на используемый тип кассовых машин.
В режиме отчетов без гашения снять отчет суточный отчет без гашения, режиме отчетов с гашением снять
суточный отчет с гашением (также приложить и описать).
Составить опись ветхих купюр, а также соответствующие документы для замены на новые.
14ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
(ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
По окончании практики студент обязан составить и сдать руководителю практики от
техникума одновременно:
дневник практики по профилю специальности,
характеристику на студента,
письменный отчет.
Все отчетные документы должны быть подписаны непосредственным руководителем
практики от предприятия, заверены печатью предприятия и сданы в техникум руководителю
практики не позднее установленного срока.
Отчет готовят в течение всей практики. Для завершения работы над отчетом студентам могут
быть предоставлены 13 дня в конце срока практики.
Рекомендуется следующая структура и содержание отчета:
№ Структурные элементы
Количество страниц
1 Титульный лист
2 Содержание
3 Введение
4 Отчет о проделанной работе
5 Заключение
6 Библиографический список
1
1
13
1520
24
12
7 Приложения
Не ограничено
1. Титульный лист – образец титульного листа представлен в Приложении 1.
2. Содержание отчета – это перечень заголовков разделов (частей и других структурных единиц) с
указанием страниц, на которых размещается каждый их них. Заголовки содержания должны точно
повторять заголовки в тексте.
3. Введение – это структурная часть отчета, которая вводит в суть проблемы. Во введении
обосновывается актуальность исследования, его значение для торговой практики, формулируются цель
работы, задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, дается характеристика
методов и приемов, используемых в работе, указывается вводный инструктаж, инструктаж по технике
безопасности и общее знакомство с предприятием.
4. Основная часть отчета – содержит описание всей проделанной работы.
5. В заключении кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа
деятельности предприятия, и предложения, направленные на совершенствование существующей
практики, а также дается оценка степени выполнения поставленной задачи.
6. Библиографический список составляется в соответствии с ГОСТ. Библиографический список
включает источники и литературу, которыми пользовался автор при написании отчета.
7. В приложениях следует помещать вспомогательные материалы, к которым относятся:
промежуточные расчеты, таблицы и схемы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации
15вспомогательного характера, учредительные документы, заявления, инструкции, отчеты, заполненные
формы бухгалтерской отчетности, бухгалтерские документы и пр.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. Требования к оформлению дневника и характеристики
Дневник ведется студентом ежедневно в течение всего периода практики. Он проверяется
руководителями практики от предприятия и от учебного заведения. В дневник записываются все виды
работ, выполняемые студентом, и данные, необходимые для составления отчета (содержание бесед,
учебнопроизводственных работ на предприятии, экскурсии и т. д.). Образец оформления дневника
представлен в Приложении 2.
Руководитель практики от предприятия оформляет на студента характеристику о его отношении
к практике в целом и достигнутых им результатов, сведения об отношении к порученной работе, о
дисциплинированности, приобретенных навыках, умениях и знаниях, о взаимоотношениях с
коллективом. Образец характеристикиотзыва на студентапрактиканта представлен в Приложении 3.
2. Требования к оформлению отчета
Отчет должен быть написан грамотно и аккуратно. Отчет по практике выполняется на
компьютере и печатается на одной стороне листа писчей бумаги стандартного формата А4 (210 мм×297
мм). Шрифт Times New Roman, размер – 14, интервал между строками полуторный. Абзацы в тексте
начинают отступом, 1517 мм.
Необходимо соблюдать следующие размеры полей:
левое – 25 мм;
правое – 16 мм;
верхнее – 20 мм;
нижнее – 25 мм.
При наборе текста необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость
изображения.
Текст отчета делят на разделы и подразделы (пункты). Каждый раздел следует начинать с новой
страницы. Так как к разделам приравниваются введение, заключение, библиографический список,
приложения, то они тоже начинаются с новой страницы.
Заголовки разделов пишутся прописными буквами (например:
ВВЕДЕНИЕ), заголовки
подразделов – строчными, кроме первой прописной буквы (например: Знакомство с предприятием). В
конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух и более предложений, то точки
ставятся только между ними. В заголовках не допускаются переносы и подчеркивания. Названия
заголовков должны полностью соответствовать плану.
Расстояние между заголовком и текстом при выполнении работы на компьютере должно быть
равно 3 одинарным интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 одинарных
интервала.
Страницы отчета нумеруются арабскими цифрами вверху в центре по порядку до приложений.
Нумерация страниц начинается со страницы введения (титульный лист и содержание не нумеруются, но
включаются в нумерацию).
3. Библиографическое описание
Сведения о книге должны включать фамилию и инициалы автора в именительном падеже. При
наличии трех авторов и более допускается указание фамилии и инициалов одного автора с добавлением
«и др.». Заглавие книги, место издания приводятся полностью в именительном падеже, за исключением
названий городов: Москва (М.), Санкт Петербург (СПб), Ленинград (Л). Далее указывают наименование
издательства, год издания и количество страниц.
16Например: Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебное пособие / Ф. Г. Панкратов.
– М.: Дашков и Ко, 2006. – 503 с.
4. Приложения
В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует
начинать с новой страницы с указанием наверху страницы справа слово «Приложение». Приложение
должно иметь заголовок. Приложения нумеруются последовательно арабскими цифрами, например:
«Приложение 1».
5. Стиль изложения
По своему стилевому оформлению отчет по производственной практике должен соответствовать
требованиям, предъявляемым к письменной научной речи.
В отчете наиболее приемлем формальнологический способ изложения материала, который
проявляется в применении слов и выражений, указывающих:
на последовательность развития мысли (вначале, затем, вопервых, вовторых и др.);
причинноследственные отношения (следовательно, поэтому, вследствие этого и др.);
итог, вывод (итак, таким образом, значит).
Особенностями стиля изложения материала в отчете должны быть:
ясность (умение писать доступно и доходчиво);
смысловая точность (обеспечивает теоретическую и практическую ценность излагаемой информации);
краткость (умение избегать многословия, повторов).
ЗАЩИТА ОТЧЕТА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Формой аттестации результатов практики по профилю специальности является защита отчета по
практике.
По окончанию практики по профилю специальности студент защищает свой отчет руководителю
практики или комиссии. В состав комиссии могут входить руководители практики от техникума
смежных (экономических) специальностей, заведующий по производственной практике выпускников,
руководитель практики от предприятия. В ходе защиты студент должен ответить на вопросы членов
комиссии.
При оценке результатов практики по профилю специальности учитывается:
полнота, содержание и качество выполненного отчета;
соответствие отчета программе практики;
владение материалом отчета;
отзыв руководителя практики от предприятия.
По итогам практики по профилю специальности проводится научнопрактическая конференция с
участием студентов, преподавателей и руководителей от предприятий. Итоги практики обсуждаются на
заседании цикловой комиссии профессиональных дисциплин и профессиональных модулей,
педагогическом совете техникума.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие
отрицательную оценку, не могут быть аттестованы по данному профессиональному модулю.
17Образец титульного листа отчета
Приложение 1
ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АПОО
ОТЧЕТ
по производственной практике (по профилю специальности)
На базе: _______________________________________________________________
(наименование организации или предприятия)
_______________________________________________________________________
Студента __________________________________
(Ф.И.О)
3 курса, группы __Д31_ очной формы обучения
специальности 38.02.07 Банковское дело
(Ф.И.О.)
Удалова Татьяна Викторовна
Руководитель практики от техникума:
18Тамбов 20____
19производственной практики (по профилю специальности)
ДНЕВНИК
Место практики______________________________________________________________________
Руководитель практики от предприятия__________________________________________________
Приложение 2
Дата
1
Наименование работ
2
Отметка о
выполнении,
подпись
руководителя
практики (от
предприятия)
3
20о прохождении производственной практики (по профилю специальности)
Характеристикаотзыв
Приложение 3
На студента ____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Специальность
38.02.07 Банковское дело,
группа
Д31
За время прохождения учебной практики на (в) ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(указывается наименование организации или предприятия)
студент _______________________________________________________________________________
(Ф. И. О. студента)
проявил(а) себя как
_______________________________________________________________________________________
(указываются характеристики как работника)
освоил(а) все направления деятельности, предусмотренные программой практики.
1.Фактически на рабочих местах по профессии_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(перечислить рабочие места)
________________________________________________________________________________________
работал(а) с ______________20______г. по ________________20_____г.
Выполнял(а)_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
(основные виды работ)
2.Качество выполнения работ_______________________________________________________________
3. За время практики показал(а)
_________________________________________________________________________________________
(уровень теоретической подготовки в целом и по отдельным темам, а также уровень самостоятельности в работе, грамотность и компетентность)
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
4.Трудовая дисциплина_____________________________________________________________________
(замечания и оценка)
_________________________________________________________________________________________
5.Заключение: по результатам практики студент _______________________________________________
( Ф.И.О. )
заслуживает оценки ___________________________________________
Руководитель практики от предприятия _______________/____________________/
(подпись) (ФИО)
М. П.
Руководитель практики от техникума __________________/____________________/
(подпись) (ФИО)
21М. П.
____________________20____г.
22