Рабочая программа учебного курса регионального компонента «Культура и искусство народов Сибири» для 5 «В», 5 «Г» классов на 2016/2017 уч.г.
Пояснительная записка
Курс «Культура и искусство народов Сибири» составлен на основе Программно-методических материалов для общеобразовательных учреждений по истории Сибири (Авторы: Кузнецова Ф.С., Зверев В.А.). Данный курс на 1 год обучения в V классе и предполагает изучение содержания в течение 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2016 года № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016-2017 учебный год»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию» (приказ от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2016 учебный год»);
4. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 г. № 74);
5. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69);
6. Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373;
7. Приказ № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
8. Письмо МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ). ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 07 августа 2015 года № 08-1228 « О направлении рекомендаций»;
9. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 20.08.2016 № 1868 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2016/2017 учебный год»;
10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденные Главным санитарным врачом РФ от 29.12.2010 г. N 189, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993;
11. Учебный план МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №182 с углубленным изучением литературы и математики».
Учебный год |
Класс |
Общее количество часов |
РК |
2016/2017 |
5 «В», 5 «Г» |
16 |
16 |
Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Задачи курса:
· Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
· Формирование способности к восприятию сибирской культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате – осознание ее ценности уникальности и неповторимости;
· Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
· Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразие; вариативности личных интерпретаций ее феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.
Содержание программы «Культура и искусство народов Сибири» представлена 5 модулями:
1. «Что такое Сибирь? Кто здесь проживает?
2. «Архитектура и дизайн»
3. «Музыкальное искусство»
4. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство»
5. «Театр и кино»
Содержание программы
Раздел 1 «Что такое «Сибирь»? Кто здесь проживает?» 3 часа
Тема 1. Что такое «Сибирь»
Основные теоретические сведения на занятии
Этимология слова «Сибирь». Расположение Сибири на карте России. Покорение Сибири Ермаком.
Тема 2. Народы Сибири
Основные теоретические сведения на занятии
Коренные народы Сибири. Основные занятия народов Сибири. Культурные и религиозные традиции народов Сибири.
Тема 3. Города Сибири
Основные теоретические сведения на занятии
Города Сибири – сколько их? Происхождение городов. Город – культурный центр. Театры, музеи, галереи, архитектура сибирских городов.
Раздел 2. Архитектура и дизайн 4 часов
Тема 1. «Архитектурные ансамбли»
Основные теоретические сведения на занятии
Архитектурные сооружения – один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда. Примерный художественный материал:
Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска – Областной краеведческий музей, здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 1940-х гг. застройки, здания XXI века, площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирский государственный художественный музей, первый 100-квартирный жилой дом, здания и постройки начала века, сквер Героев революции, мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники), городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.
Практическая работа:
Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе».
Тема 3. Храмы
Основные теоретические сведения на занятии
Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности (Собор Александра Невского – 1895 г., К.К. Лыгин; Вознесенский кафедральный собор – 1913 г.; часовня святилища Николая Чудотворца; соборы и храмы Новосибирской области).
Тема 4. Места досуга
Основные теоретические сведения на занятии
Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские спортивные площадки, пляж и др.
Ведущие архитекторы: А.А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачево», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).
Практическая работа: деловая игра «Ты – архитектор» - создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе и его осуществление.
Раздел 3. «Музыкальное искусство» 3 часов
Тема 1. Из истории музыкальной культуры Новосибирской области
Практическая работа:
Прослушивание и исполнение музыкальных произведений новосибирских детских композиторов.
Тема 2. Народное музыкальное творчество
Основные теоретические сведения на занятии
Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии
Практическая работа:
Написание эссе на тему о прослушанной музыке или впечатлении от исполнительной культуры коллектива.
Тема 3. Музыкальные театры Новосибирска
Практическая работа:
Создание каталога фотографий музыкальных театров города Новосибирска и их репертуаров.
Раздел 4. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» 3 часа
Тема 1. Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел
Основные теоретические сведения на занятии
Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.
Тема 2. Музеи декоративно-прикладного искусства
Основные теоретические сведения на занятии
Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства (Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж»).
Практическая работа:
Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства.
Тема 4. Новосибирский государственный художественный музей
Основные теоретические сведения на занятии
История создания и становления Художественного музея. Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV-XIX веков. Уникальная коллекция полотен Н.К. Рериха. Произведения Н.Д. Грицюка. Действующие выставки.
Практическая работа:
Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н.К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н.Д. Грицюка, иконами XV-XIX веков ( по выбору учителя и учащихся).
Раздел 5. «Кино и театр»
Тема 1. Новосибирск театральный
Практическая работа:
Сообщение об одном из театров города
Тема 2. Новосибирская студия кинохроники
Практическая работа:
Актуальность кинохроники родного края
Тема 3. Детская студия мультипликации
Практическая работа:
Творческий проект «Мы делаем фильм о родном крае».
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Всего часов |
Раздел 1. Что такое «Сибирь»? Кто здесь проживает? |
3 часа |
|
1 |
Сибирь на карте России |
1 час |
2 |
Народы Сибири |
1 час |
3 |
Города Сибири |
1 час |
Раздел 2. Архитектура и дизайн 6 часов |
||
4 |
Архитектурные ансамбли |
1 час |
5 |
П/р «Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города». Эссе на тему «Мое любимое место в городе» |
1 час |
6 |
Храмы |
1 час |
7 |
Жилые массивы |
1 час |
8 |
П/р – создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)» |
1 час |
9 |
Места досуга |
1 час |
Раздел 3. Музыкальное искусство 3 часа |
||
10 |
П/р «Слушание и исполнение музыкальных произведений новосибирских композиторов» |
1 час |
11 |
Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии |
1 час |
12 |
Музыкальные театры Новосибирска |
1 часа |
Раздел 4. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство 3 часа |
||
13 |
Источники современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремесел |
1 час |
14 |
Музеи города Новосибирска |
1 час |
15 |
Новосибирский государственный художественный музей |
1 час |
Раздел 5. Театр и кино 1 час |
||
16 |
Сообщение об одном из театров города |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса: в результате изучения курса «Искусство и культура народов Сибири» ученик должен знать/понимать:
¾ Основные направления в истории искусства Сибири и имена выдающихся деятелей, работавших в регионе;
¾ Выдающиеся произведения искусства, памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;
Уметь:
¾ Выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ Высказывания собственного суждения о творчестве представителей архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства города Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством;
¾ Организации личного и коллективного досуга;
Список литература для учителя (основной):
1. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск, Ингфолио, 2010
Список литературы для учителя (дополнительный)
«Архитектура»
1. Ащепков Е.А. Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска // Советская архитектура. – Т.2. – М., 1952.
2. Ащепков Е.А. Новосибирск. – М., 1949.
3. Белогорцев И. Архитектура Новосибирска: к 10-летию организации Новосибирского отделения Союза советских архитекторов. – Новосибирск, 1945. – 53 с: ил.
4. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства в 2 томах. – Новосибирск, 1978.
5. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893 – 1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.
6. Баландин С.Н., Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д. Крячков: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
7. Брат А. Сказ о городе Новосибирске.- Новосибирск, 1998.
8. Белогорцев И.П. Архитекторы Новосибирска. – Новосибирск, 1945.
9. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А. Так начинался Новосибирск. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издевательство, 1983.
10. Новикова Ю.В., Пивкин В.М. Новосибирск: город для человека. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1988.
11. Колпакова М.Р., Туманик Г.Н. Новосибирск: город в 2000 году. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1989.
12. Пивкин В.М. Новосибирские академисты: очерки об архитектуре Т.Я. Бардте, В.М. Тейтеле и К.Е. Осипове. – Новосибирск, 2001.
«Изобразительное искусство»
1. Боровикова Р.И. Методическое пособие для обзорной экскурсии по экспозиции новосибирской картинной галереи.
2. Брат А. Сказ о городе Новосибирске. – Новосибирск, 1998.
3. Белогорцев И.П. Архитекторы Новосибирска. – Новосибирск, 1945.
4. Морцев И. Экономический и культурный рост Новосибирска // Блокнот агитатора. – 1955. – №2.
5. Новикова Ю.В., Пивкин В.М. Новосибирск: город для человека. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1988.
Список литературы для обучающихся (основной)
1. Кузнецова Ф.С. история Сибири. Часть I. Присоединение к России. – Новосибирск, 2010.
Список литературы для обучающихся (дополнительный)
1. Баландин С.Н., Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д. Крячков. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.
2. Брат А. Сказ о городе Новосибирске. – Новосибирск, 1998.
3. Новосибирская картинная галерея: краткий путеводитель. – Новосибирск: Внешторгиздат, 2009.
Система оценивания:
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.