КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА
Оценка 4.8

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА

Оценка 4.8
docx
07.11.2020
КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА
Байдикова А.П. - статья.docx

УДК 37.013.2

А.П. Байдикова

МБОУ СОШ №20

станицы Подгорной,

учитель

г. Георгиевск

for2na7@yandex.ru

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА

Аннотация

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан разглядеть личность своего ученика, развитию которого он способствует прежде всего при помощи языка и речи. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. Речь — это то, с помощью чего учитель развивает историческую память в детях, приобщает к уважению культуры, в которой он живет.

Ключевые слова:

Речь, культура речи, образовательная среда, речевая среда, стиль педагогического общения.

Культура речи для педагога - это речевое мастерство, главное в котором уметь найти стилистически правильный способ общения. Культура речи педагога, как и любого человека, принадлежащего к интеллигентной профессии, предполагает высокий уровень общей культуры и любовь и уважение к нормам родного языка. Учитель, который обладает привлекательным тембром голоса, богатой и лексически содержательной речью, способен успешно решать любые учебно-воспитательные задачи.

Актуальность темы в том, что одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, это определяет высокие требования, которые общество предъявляет к речи педагога любого образовательного учреждения. Кроме того, не следует забывать о важности повышения культуры речи педагога в контексте повышения качества образования в целом. Качество развития речи ребенка напрямую зависит от речевой среды, в которой он обучается.

Стиль педагогического общения – это термин, который используется в психологии и методике преподавания, характеризуется как «совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности». Индивидуальные психические свойства личности, интеллекта и занимаемой роли в классе определяют особенности стиля педагогического общения. Нет общепринятой классификации. Наиболее распространены следующие стили:

1) устрашающий;

2) заигрывающий;

3) дистанцированный;

4) дружеский;

5) общение совместной увлеченности.

Выбор стиля общения зависит не только от самого учителя, но и от конкретной ситуации в классе и аудитории слушателей в целом.

Для учителя одним из показателей успешности педагогического мастерства является знание своего предмета. Поэтому не лишним будет подготовка, как фактического материала, так и психологическая.

Голос – важнейший инструмент в работе учителя. К голосу педагога выдвигается ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Однако существует несколько универсальных характеристик, таких как благозвучность, интонационная гибкость, убедительность, а главное сила и выносливость.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех перечисленных качеств включает в себя постановка голоса.

Дикция с строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков и интонационных пауз является одним из важных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Более того, успешная коммуникация невозможна без дикции. Нарушенная артикуляция приводит к повреждениям информации, получаемой реципиентом, т.е. затрудняет понимание учениками материала урока в частности. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию.

Речь учителя обязательно эмоциональна и наполнена интеллектуальным содержанием – это и есть выразительность. Она является таким же неизменным требованием, как, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Речь учителя является эталоном, по которому ребенок учится строить свою речь. Речевая культура учителя для ученика часто выполняет роль единственно верного образца литературной. В силу этого особое внимание следует обратить на форму и характер речи педагога. Она должна быть доступна не только для восприятия, но и возможного подражания.

 

Список использованной литературы

1.     Абрамова, Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками. — [Текст] / Г.С. Абрамова //http://www.proshkolu.ru/ user/ lpsinkova60 /blog/ 29212/

2.     Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. — [Текст] / Б.Ц. Бадмаев.- М., 2000.

3.     Зимняя, И. А. Педагогическая психология. — [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997.

© А.П. Байдикова, 2020


 

УДК 37.013.2 А.П. Байдикова

УДК 37.013.2 А.П. Байдикова

Качество развития речи ребенка напрямую зависит от речевой среды, в которой он обучается

Качество развития речи ребенка напрямую зависит от речевой среды, в которой он обучается

Дикция с строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков и интонационных пауз является одним из важных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является…

Дикция с строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков и интонационных пауз является одним из важных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2020