Культура речи. Задания. Проверь себя.
Оценка 4.8

Культура речи. Задания. Проверь себя.

Оценка 4.8
docx
02.05.2021
Культура речи. Задания. Проверь себя.
Задания по культуре речи.docx

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

1. Расставьте ударение в словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Облегчить, вероисповедание, договор, свекла, тефтель, обеспечение, заплесневел, пломбировать, каталог, откупорить, осужденный, баловать, феномен, эксперт, кухонный, черпать, средства, добыча, столяр, звоним, зубчатый, на торте, премированный, безудержный, клала, цемент, заняла, оптовый, красивее.

Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения.

 

2. Расставьте ударение в словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Августовский, девичий, баловать, дефис, игрище, ломота, злоба, танцовщица, средства, украинский, черпать, христианин, газопровод, грушевый, диспансер, жалюзи, закупорить, издавна, каталог, лоскут (кусочек ткани), мастерски, обеспечение, нагнутый, партер, принудить, свекла, шарфы (мн.ч.), щавель, ходатайствовать, эксперт, хлопковый, банты (мн.ч.), кашлянуть, пуловер, торты.

Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения.

 

3. Расставьте ударение в словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Улучшенный, премировать, приданое, нефтепровод, мельком, благовест, водопровод, договор, сливовый, завидно, заиндеветь, квартал, красивее, кухонный, осведомить, приговор, туфля, феномен, начата, звонишь, брала, апостроф, искра, статуя тортов, звонит, углубить, приняли, сироты, краны, дождалась, вручит, отрочество, согнутый, балует, поднялась, позвоним, понял, поняла, бензопровод.

Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения.

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя

2) каталог

3) иконопись

4) пуловер

 

5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щЕлей

2) убЫстрить

3) надЕлит

4) вклЮчит

 

6. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) намерение

2) украинский

3) иконопись

4) откупорить

 

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт

2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, злоба, поняли

4) тортов, начала, звонит

8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) килОметр

2) кладОвая

3) отобралА

4) без инструктажА

 

9. Выпишите слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Поставьте в них ударение правильно и прочитайте, соблюдая норму ударения.

1) позвонИм 2) бАнты 3) зАвидно 4) рвалА

 

1) вручИшь 2) кранЫ 3) дОверху 4) налилА

 

1) включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

 

1) баловАть 2) тОрты 3) красИвее 4) клалА

 

1) оклеИть 2) шАрфы 3) дОсуха 4) клАла

 

1) исчерпАть 2) бАнты 3) баловАться 4) кУхонный

 

1) сОздавший 2) каталОг 3) начАв 4) тОрты

 

1) нАчатый 2) Эксперт 3) зАнял 4) оптОвый

 

1) газопровОд 2) сливОвый 3) свЕкла 4) отдалА

 

1) углУбить 2) кровоточАщий 3) отозвалАсь 4) намЕрение

 

10. Составьте список слов, в которых, по вашим наблюдениям, окружающие чаще всего делают орфоэпические ошибки, связанные с нормой ударения.

 

11. С помощью дополнительных источников информации или на основе лексических пар, данных в упражнении, выясните, что такое акцентологические варианты. Расставьте ударение в словах. Сделайте вывод, какова его роль в подобных словах. Составьте с каждым из слов словосочетание.

Важны и важны, броня и броня, видение и видение, ирис и ирис, община и община, погруженный и погруженный, развитая и развитая, склонен и склонён, характерный и характерный, языковый и языковой.

 

12. Укажите слова, имеющие варианты ударений, и поясните их различие в значении или стилистической окраске.

На кладбище ветер свищет. Мне нравится эта острота. Девочки купили атлас. На ухо медведь наступил. Иначе обстоит дело в части рязанских говоров. В комнате одна мокрота. До возникновения мира был хаос. На берегу реки стоял замок. У меня мука в сердце.

 

13. Сравните произношение слов «токАрь, тИгровый, воздУх, эпигрАф» в XIX веке с современной нормой. Какой вывод можно сделать о признаках языковой нормы?

 

14. Решите ситуационную задачу.

Дина и Катя побежали на перемене в кулинарию, чтобы купить булочки. В кулинарии было столько видов кондитерских изделий, что девочки сначала растерялись. Наконец, Дина сказала:

- Я куплю булочку с твОрогом!

- Не с твОрогом, а с творогОм, - поправила подругу Катя. – Так говорит моя мама, а она окончила школу с золотой медалью.

Объясните, кто из девочек прав в употреблении «проблемного» слова.

 

15. Напишите сочинение-рассуждение о том, почему важно соблюдать орфоэпические нормы в устной речи.


 

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА 1

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА 1

А 9. Выпишите слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

А 9. Выпишите слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

Напишите сочинение-рассуждение о том, почему важно соблюдать орфоэпические нормы в устной речи

Напишите сочинение-рассуждение о том, почему важно соблюдать орфоэпические нормы в устной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021