Культура России на рубеже веков
Оценка 4.7

Культура России на рубеже веков

Оценка 4.7
Семинары
docx
история
3 кл—4 кл
06.08.2020
Культура России на рубеже веков
Культура России на рубеже веков
Семинар по истории русской культуры.docx

Семинар по истории русской культуры на тему:

 «Культура России на рубеже веков. Возвращение религии в жизнь общества»

 

 

Содержание

Русская культура на рубеже XIX — XX веков ………………………….......3

Культура России на рубеже XX-XXI в. ……………………………………….7

Влияние религии на общество………………………………………………..10

Социальные функции религии……………………………………….......10

Роль религиозного представления о мире в обществе…………………12

Нравственное значение религиозного мировоззрения на общество…..13

Отношение религии  и общества………………………………………...14

Влияние религиозной морали на развитие общества…………………..15

Библиография…………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Русская культура на рубеже XIX — XX веков

Многие художественные открытия русской культуры конца XIX — начала XX в. — ее «серебряного века» — внесли значительный вклад в развитие мировой культуры и положили начало целым направлениям в искусстве, которые активно развиваются и в современном мире. Определяющим настроением «русского духовного ренессанса» стало ожидание великих перемен, ощущение «рубежности», «переходности» эпохи, которое сопровождалось психологическим напряжением. Выдающийся деятель искусства С.П. Дягилев сказал в 1905 г. на открытии выставки русского портрета в Таврическом дворце в Петербурге: «Мы свидетели величайшего исторического момента, итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет».

«Русский духовный ренессанс» проявился в творчестве русских философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.G. Соловьева. Проводимые ими Религиозно-философские собрания (1901 —1903), богатое письменное наследие, идейные искания «нового христианства», «нового религиозного сознания», способного служить нравственному обновлению человека, широко известны во всем мире. С их именами связаны распространение философского идеализма и попытка решить вопрос об отношении Человека к Богу через призму Искусства и его высших, неземных идеалов.

Бурная, переменчивая атмосфера начала XX в. всколыхнула целые пласты складывавшегося веками российского сословного общества. Медлительность и недальновидность правительства в сфере государственной системы просвещения не могли приостановить рост общественного интереса к науке и образованию, а коммерческий, предпринимательский дух эпохи подстегивал этот интерес. Это проявилось в некоторой демократизации высшего образования: возникают вечерние народные университеты, куда могли поступать все желающие независимо от происхождения, рабочие курсы (например, на Пречистенке в Москве).

Наибольшей известностью пользовался Московский народный университет имени золотопромышленника и мецената А.Л. Шанявского (1908), в котором учился С. Есенин. Сюда мог поступить любой желающий с 16 лет вне зависимости от сословной принадлежности, вероисповедания, пола. Занятия проводились вечером по двум програм­мам — научно-популярной и академической. В то же время продолжает развиваться частная система образования, например. Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.

Книгоиздательское дело также становится прибыльным, что тоже говорит о возрастающем интересе к знанию. Петербургская фирма А.С. Суворина издает популярную газету «Новое время», справочники «Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва», а также серию «Дешевая библиотека» из произведений русской литературы. Московский издатель И.Д. Сытин открывает научно-популярную серию «Библиотека для самообразования», в которую вошли книги по истории, политической экономии, философии, географии. На первый план выходит ежедневная газета, которая постепенно вытесняет «толстые» журналы.

Достижения русских ученых П.Н. Лебедева, К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского актуальны и в современную эпоху. Первыми из русских ученых Нобелевскую премию и мировое признание получили И.П. Павлов (1904) и И.И. Мечников (1908).

Искусство этого периода отразило «рубежность» общественного сознания и повысило интерес к духовному миру человека. Это стало своего рода ответной реакцией на господствовавшее ранее пристальное внимание к социальным вопросам, характерное для критического реализма. По выражению М.В. Нестерова, произошла «всеобщая переоценка ценностей». Возникает декадентство (от франц. decadence — упадок), мировоззренческое понятие, отражавшее нарочитое неприятие реалий повседневной жизни, уход от них или, как писал символист А.Л. Волынский, «реакция искусства против материализма». Декадентство проявилось в разных художественных направлениях, но более всего — в модернизме.

На рубеже веков русские литераторы стремятся все глубже приоткрыть читателю внутренний мир человеческой личности, используя новые изобразительные средства, и все дальше отходят от критического реализма. Модернизм (от франц. moderne — модный, современный) отличается стремлением к новаторству, свободе самовыражения в искусстве, новым неожиданным образам. Среди литераторов этого направления символисты Д.С. Мережковский, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, футуристы В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский.

В архитектуре начала XX в. выделяются такие архитектурные направления, как стиль модерн (Ф.И. Щехтель— здание Художественного театра и особняк Рябушинских в Москве, В.Ф. Валькот — гостиница «Метрополь»), неорусский стиль (А.В. Щусев — Казанский вокзал), неоклассицизм (Р.И. Клейн — московский Музей изобразительных искусств, И.И. Рерберг— Киевский вокзал).

Идея синтеза искусств, объединения различных сфер культуры в единое целое как нельзя лучше выразилась в создании журнала «Мир искусства» (1898—1924, финансировался текстильным магнатом СИ. Мамонтовым). Вокруг журнала сложилась группа художников, противопоставивших себя как официальному академизму, так и реализму передвижников, — А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, Л.С Бакст и др. Свою цель они видели в пропаганде красоты и русских культурных традиций, популяризации западноевропейского искусства. В начале века возникает «русский авангард», стоявший за искусство «чистой формы» и внешнюю беспредметность (К.С. Малевич, М.З. Ешагал, P.P. Фальк и др.).

Продолжает развиваться русский театр. В 1898 г. с постановки «Чайки» А.П. Чехова К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко начинается история Художественного театра в Москве, вслед за которым открылся театр В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Появляется и новый жанр — «иллюзион» — искусство кино, вскоре ставшее массовым и исключительно популярным. Первой отечественной кинофабрикой стал Дом Ханжонкова в Москве (по имени предпринимателя А.А. Хан Жонкова, ныне кинотеатр «Художественный»). Первыми фильмами, снятыми здесь в 1907—1908 гг., были «Отец Сергий» по повести Л.Н. Толстого и «Пиковая дама» по произведению С. Пушкина (режиссер Я.А. Протазанов).

На это время приходится расцвет творчества великих балетных танцоров — А.П. Павловой, М.Ф. Кшесинской, Т.П. Карсавиной, Ф. Нижинского. Отвергнутый за академизм и «безвкусицу» в дяги-левскую эпоху, российский императорский балет нашел наивысшее воплощение в ослепительной звезде Анны Павловой. Ее упрекали в полном отсутствии интереса к новациям в искусстве, в приверженности к балетным традициям «от печки», к банальной, далекой от «истинной» музыке Минкуса, Адана и даже к старомодной манере гримироваться «под румяна и сурьму»! Конечно, талант Павловой не вполне укладывался в рамки представлений о русском балете XX столетия. Но именно ей выпало стать выше искусства своей эпохи: «Со времени Тальони до Павловой не было никого», — признавали все, кто знал «божественную Анну».

В популяризации балетного искусства России в мире большая заслуга принадлежит СП. Дягилеву, организовавшему знаменитые «Русские сезоны» (1907—1914) в Париже, Берлине, Лондоне и Риме. Ему удалось изменить представления о балете как о придворном искусстве и возродить его как искусство для всех. Дягилев открыл новую страницу истории балета, соединив его со всем лучшим, что было в русской культуре «серебряного века». Его «художественная лаборатория» — Нувель и Бакст, Бенуа, Коровин и Философов — по крупицам создавала весь ансамбль каждой постановки до самых мелочей. Один только А.Н. Бенуа знал живопись и коллекции музеев так, словно они принадлежали ему, и каждый раз, когда представлялась возможность, щедро передавал С. П. Дягилеву свои богатые знания и безупречный вкус. Их объединяла общая цель — поднять русское искусство на недосягаемую высоту. Дягилев сделал первую половину балетного XX в. русской, и зритель всего мира стал считать русским искусством не одни только «русские матрешки», а и балет. Встреча с Россией, с ее великим балетом и великими танцовщиками стала са­мым мощным «вторжением» русских в Западную Европу, какое знал мир до того времени.

 

2. Культура России на рубеже XX-XXI в.

На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого - надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр. Вполне естественно, что пользуются популярностью книги В.М. Массона, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Л. Февра, К. Ясперса, П. Сорокина, А. Тойнби и Н.Н. Моисеева, посвященные смыслу истории, ее характеру, природе различных цивилизаций и культур, их судьбам. Здесь излагаются размышления о будущем современной цивилизации, делаются попытки осмыслить глобальный кризис культуры как рождение новой цивилизации с присущими ей ценностями и отношением к миру.

Многие социологи, политологи, культурологи и футурологи отмечают противоречия, связанные с формированием новой глобальной (планетарной) цивилизации. В 20-х годах нашего столетия П. Сорокин дал великолепную характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену типов культуры: "Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис. Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань. Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра.

Понятие “культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях”. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования.

Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе - как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных - духовную. Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие - важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала - географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. Культурное наследие выражают культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика, семья, и т.д.).

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Культуру часто определяют как “вторую природу”. Такое понимание восходит к античной Греции. Демокрит определял культуру как “вторую натуру”.

Культура, прежде всего, природный феномен потому, что ее творец - человек - биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. Культура вовсе не безобидное приобретение человека. Ее рождение чревато неким возмездием, расплатой за приобретенное. Культура - надприродна, культура искусственна. Культура - это какой-то радикальный поворот в органическом развитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура - это формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определенной мере есть природа. Нет чисто природного человека. Был и есть только “человек культурный”. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней, человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не обладает никакое другое живое существо.

 

 

3. Влияние религии на общество

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Поэтому в своём реферате, я попытаюсь выяснить, как православная религия влияет на общество в нравственном значении и какую она играет роль выполняя ряд функций в обществе.

Социальные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей — как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях, помогают наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.

Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это — исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.

Интегрирующе - дезинтвгрирующая функция религии проявляется в том, что религия, в одном отношении, соединяет, сплачивает религиозные группы, а в другом — разъединяет их. Интеграция осуществляется в тех пределах, в которых признается более или менее единое вероисповедание. Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Иногда это может произойти даже против желания действующих религиозных руководителей, поскольку предыдущий опыт противостояния религиозных конфессий всегда может быть использован в целях текущей политики.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурно транслирующую функцию. Особенно на ранних этапах развития человеческого общества, сопровождавшихся разрушительными войнами, религия способствовала развитию и сохранению некоторых слоев культуры — письменности, книгопечатания, искусства живописи, музыки, архитектуры. Но при этом религиозные организации накапливали, охраняли и развивали только те ценности, которые имели отношение к религиозной культуре. Хорошо известны факты уничтожения церковниками книг и произведений искусства, которые отражали взгляды, противоположные официально провозглашаемым религией.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них. Долгое  время непременным атрибутом законности государственной власти считалось освящение церковью вхождения на престол того или иного государя. До настоящего времени при вступлении в должность президентов некоторых стран приносится присяга на священной книге, почитаемой ведущей для этой страны религией. Сохраняется и обычай приносить присягу, подтверждающую правдивость слов на судебном заседании, также на священной книге. Религия может и лишить власть её законности, и подтолкнуть общество к свержению этой власти тем или иным путём.

Роль религиозного представления о мире в обществе

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Существуют некоторые принципы, которые помогают проанализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, при определенных характеристиках места и времени.

В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективных факторов развития экономики, политики, культуры. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения.

Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру. Она также  представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые отношения и деятельность, учреждения для ориентации в религиозной и внерелигиозной областях.

В настоящее время широко распространено мнение о том, что общечеловеческие и религиозные идеалы и моральные нормы совпадают. Это мнение не учитывает ряда факторов.

Во-первых, в религии отражаются такие отношения, которые универсальны для всех обществ независимо от их типа; во-вторых, в религии отражаются отношения, свойственные данному типу общества (здесь тождество уже исчезает); в-третьих, религия отражает отношения, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, религия отражает условия бытия разных сословий, групп, классов, представляет различные культуры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве национальных, региональных, родоплеменных.

Нравственное значение религиозного мировоззрения на общество

Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы понимания природы, общества и человека. Религиозная система также содержит эти принципы, но если точные, естественные и общественные науки предлагают для описания и решения проблем различные методы, то у религии, при всей разносторонности способов воздействия на человека, метод один — моральное воздействие. При этом каждая религиозная организация стремится к положению единственного общественного арбитра, присваивая себе роль высшего судьи в делах морали. Это происходит на основании того, что моральные нормы светского общества чаще поддаются модификации в процессе исторического развития, чем "незыблемые" заповеди религии. С традиционной религиозной точки зрения, мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосредственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукоснительно следовать им. При таком понимании без и вне религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без религии не существует.

На самом деле, нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, произрастают из гущи человеческих взаимоотношений, отражают реальную практику человеческого общежития. На заре человечества система запретов формировалась методом проб и ошибок в условиях постоянной борьбы за выживание. Тогда еще не было разделения сфер духовной жизни, господствовал религиозный способ мышления. Закрепить выработанные моральные нормы можно было только в религиозной форме.

К сильным сторонам религиозной морали можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые ответы, которые имеются в системе религиозной морали, способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. К сильной стороне религиозной морали можно отнести и постановку проблемы ответственности человека за совершенные деяния.

При разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же принципы, одинаково понимать, что есть добро и зло. Опасна не безрелигиозная позиция, а позиция, в которой нет твердых духовно-нравственных оснований, объективных ценностей, независимо от того, религиозные они или безрелигиозные. Безрелигиозный выбор заставляет человека задуматься о таких проблемах, которые не возникают у верующего, ведь безрелигиозному человеку не приходится рассчитывать на помощь Бога, остается надеяться только на собственные силы. Это требует огромного мужества, интеллектуально-волевых ресурсов, духовной зрелости и нравственного здоровья.

Отношение религии  и общества

Религия существует в обществе не как чужеродное тело, а как одно из проявлений жизни социального организма. Религия не может быть изолирована от социальной жизни, не может находиться вне связи с обществом, но характер и степень этой связи на разных этапах исторического развития неодинаков. С усилением социальной дифференциации возрастает самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество эволюционирует от целостности, в которой все слагаемые слиты воедино, к целостности, которая представляет единство многообразия.

Говорить о религии как о специфическом социальном феномене можно лишь применительно к довольно поздним эпохам истории. А в эти эпохи наряду с религией уже существуют другие социальные системы, обладающие своими функциями. Деятельность религии и других социальных систем тесно переплетена, вычленить особые функции религии в обществе можно только при определенном подходе. Этот подход предполагает, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности. Вопрос о соотношении религии и общества — это вопрос о роли религии в мотивации социального поведения.

Влияя на мотивацию человеческого поведения, религия порождает определенные результаты жизнедеятельности, и сама, в свою очередь, является порождением жизнедеятельности общества (т.е. социальным феноменом). Оказывать воздействие на общество религия может только в том случае, если ее внутренняя организация соответствует организации всего общества (внутренняя структура элемента системы должна быть аналогична структуре всей системы) подчинена тем же задачам, что и общественная структура в целом.

Влияние религиозной морали на развитие общества

Церковь активно пытается воздействовать не только на верующих, но на все общество, пропагандируя ценности, признаваемые ею как базовые. Необходимо отметить, что при оценке социального развития российского общества православная церковь, например, придерживается гуманистических взглядов на проблемы экологии, демографии, социальных конфликтов, взаимоотношений различных религиозных организаций. Но при этом подчеркивается, что именно православная церковь всегда была хранительницей лучших традиций народа и его объединительницей в трудные времена.

Именно поэтому церковь претендует на роль главного арбитра и в моральных вопросах. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что стремительное техническое и социальное развитие в настоящее время не подкреплено общепризнанными и обязательными моральными нормами. Нравственные оценки происходящего основаны на зыбких критериях сиюминутной пользы, выгоды, индивидуальной свободы. Человеческая жизнь теряет ценность. В связи с этим католическая церковь, например, устами своего папы Иоанна Павла II осудила все виды убийства. К ним отнесены смертная казнь преступников, аборты и эвтаназия. В энциклике упоминаются действительно серьезные аргументы: судебные и врачебные ошибки и злоупотребления, отказ человека от ответственности за свою и чуткую жизнь. Но главным доводом все же является тезис о том, что страдание "принадлежит трансцендентному в человеке: это одна из тех точек, в которых человек выходит на пределы самого себя и приближается к Богу". Лишение человека страдания, ограждение его от излишних мук, таким образом, является препятствием для его соединения  множеством, не дает ему познать настоящей радости на "том" свете. Как видим, церковь поднимает действительно важные моральные проблемы, которые общество не готово однозначно решить, но ответы на эти сложные вопросы готовятся по старому рецепту.

       Совершенно другой отклик получают призывы церкви, когда они сопровождаются деятельностью по реальному воплощению в жизнь моральных образцов. Благотворительная работа священнослужителей и монахов в тюрьмах, больницах, домах престарелых и детских домах, в отличие от деятельности многочисленных благотворительных фондов, "отмывающих" деньги, наполнена настоящим теплом и сочувственным отношением к людям. Помощь, которую члены религиозных организаций оказывают нуждающимся, не является специализированной — юридической, психологической или педагогической. Но действенность ее гораздо выше — она основана на принципах человеколюбия. При этом никогда не забывается пропаганда религиозного вероучения, и ряды верующих постоянно пополняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.     Лобазова О.Ф. «Религиоведение» 2005г.

2.     Макин С. Спасительница веры и Отечества 1996. № 11-12

3.     Арх. Августин. Церковь и будущее России 1996. № 6.

4.     http://www.km.ru/referats/88AD293703C34CF99B2C492BF98A90F9

5.     http://otherreferats.allbest.ru/culture/00172229_0.ht

6.     http://histerl.ru/lybiteliam_istorii/kultura_19-20_vekov.htm

7.     http://www.pavluchenkov.ru/teoria_religii/page90/index.html

 


 

Семинар по истории русской культуры на тему: «Культура

Семинар по истории русской культуры на тему: «Культура

Русская культура на рубеже XIX —

Русская культура на рубеже XIX —

Москва», а также серию «Дешевая библиотека» из произведений русской литературы

Москва», а также серию «Дешевая библиотека» из произведений русской литературы

В начале века возникает «русский авангард», стоявший за искусство «чистой формы» и внешнюю беспредметность (К

В начале века возникает «русский авангард», стоявший за искусство «чистой формы» и внешнюю беспредметность (К

Встреча с Россией, с ее великим балетом и великими танцовщиками стала са­мым мощным «вторжением» русских в

Встреча с Россией, с ее великим балетом и великими танцовщиками стала са­мым мощным «вторжением» русских в

Культура России на рубеже XX-XXI в

Культура России на рубеже XX-XXI в

Понятие “культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также…

Понятие “культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также…

Наследие - важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов

Наследие - важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов

Влияние религии на общество В современной

Влияние религии на общество В современной

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу

Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию

Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию

Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения

Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения

На заре человечества система запретов формировалась методом проб и ошибок в условиях постоянной борьбы за выживание

На заре человечества система запретов формировалась методом проб и ошибок в условиях постоянной борьбы за выживание

Вопрос о соотношении религии и общества — это вопрос о роли религии в мотивации социального поведения

Вопрос о соотношении религии и общества — это вопрос о роли религии в мотивации социального поведения

Совершенно другой отклик получают призывы церкви, когда они сопровождаются деятельностью по реальному воплощению в жизнь моральных образцов

Совершенно другой отклик получают призывы церкви, когда они сопровождаются деятельностью по реальному воплощению в жизнь моральных образцов

Библиография 1. Лобазова

Библиография 1. Лобазова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2020