у р о к ….
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI-XV ВВ.
Цел и:
1. Показать, что развитие городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовало подъему культуры.
2. Показать уровень технических открытий и изобретений в средние века.
3. Выяснить, что с развитием городов появились новые типы школ и университетов, дать представление о средневековой системе образования.
4. Ознакомить учащихся с великими произведениями средневекового искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, литературы. Показать их художественные особенности.
♦ Основные понятия и термины: готический и романский стили, гуманизм, Возрождение.
Оборудование: репродукции, иллюстрации произведений средневекового искусства; карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов Европы (XI-XIV вв.)».
Ход урока
I ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
В связи с тем, что тема довольно объемна и, главное, многогранна, а времени на ее изучение отводится мало, целесообразно организовать работу учащихся в творческих группах.
Учащимся заранее предлагается тематика проектов, на уроке их надо будет представить и защитить. Группы формируются или учителем, или самостоятельно учащимися, в группе не более 3-4 человек.
Примерная тематика проектов
1. В лаборатории средневекового ученого.
2. Географические и естественнонаучные представления в средние века.
3. Книгопечатание в средневековой Европе.
4. Средневековые университеты.
5. Средневековые школы.
6. Героический эпос и рыцарская литература («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о короле Сиде»).
7. Городская и крестьянская литература («Роман о Лисе»).
8. Средневековая архитектура (романский и готический стили).
9. Средневековая живопись.
10. Культура Раннего Возрождения в Италии.
II. ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Учащиеся самостоятельно изучают дома § 27-30, но не все сразу, а каждый ряд или вариант - по одному параграфу. Задание дается за неделю до урока.
На уроке учитель организует деятельность учащихся следующим образом.
Беседа по вопросам:
1. Охарактеризуйте технические открытия и изобретения, сделанные в период раннего средневековья. Определите их значение.
2. Почему изобретение книгопечатания считается великим открытием человечества?
3. Как проходило обучение в средневековых городских школах и университетах?
4. Какие практические знания накапливала наука?
5. Охарактеризуйте направление средневековой литературы.
6. Дайте определение особенностей стилей романских и готических соборов.
7. Покажите общие черты католических и православных храмов. Какие различия присутствуют?
8. Охарактеризуйте ценность книжной миниатюры.
9. Чем был вызван подъем культуры Италии в XIV веке?
10. Какие новые черты были внесены в искусство в период эпохи Возрождения?
Домашнее задание:
Примерная тематика творческих заданий
1. Художественные ремесла средневекового Китая: - шелк, фарфор, слоновая кость и т. д.
2. Изобретения средневекового Китая: - порох, компас и т. д.
3. Научные знания средневекового Китая.
4. Искусство средневекового Китая: - архитектура (пагода), живопись.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.