Материал для подготовке к экзамену по истории . тема :"Культура и духовная жизнь Руси в 13 -15 веках" . В краткой,доступной форме познакомить с
основными культурными процессами и деятелями этого периода. Познакомить с новыми архитектурными сооружениями и техническими новинками. этого периода.конспект
культура (1).doc
Культура и духовная жизнь Руси в 13 15 веках
Ключевыми процессами и событиями, оказавшими влияние на развитие культуры русского
государства в 1315 веках были:
Борьба за национальную независимость, ликвидация зависимости от Орды;
Централизация, и как следствие, изменение характера государственной власти;
Экономический подъем;
Укрепление международного положения Московской Руси;
Рост авторитета русской православной церкви;
Формирование национального самосознания, осознание необходимости духовного и
культурного единства русского народа.
Монгольское нашествие и золотоордынское иго оказало неоднозначное влияние на развитие
культуры Руси. Было уничтожено множество памятников (сгорели многие письменные
источники, сожжена войсками Батыя Десятинная церковь в Киеве), практически прекратилось
летописание (кроме Новгорода) и переписка книг, исчезли сложные виды ремесленной
техники (многоцветная керамика, стеклоделие), упал уровень мастерства, сократилось
каменное строительство, снизился уровень грамотности населения. Основные культурные
центры Древнерусского государства пришли в упадок. Из 74 городов Древней Руси Батыем
было разорено 49, в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Были разрушены связи с другими
странами.
С другой стороны, шёл процесс взаимовлияния культур. В русский язык вошли многие
слова тюркского происхождения (арбуз, тьма, сундук, караул). Монголы развили дорожную
сеть, создали почтовую службу и сеть постоялых дворов ямов (отсюда ямщик).
Культурное развитие страны в период золотоордынского ига не остановилось.
Продолжался процесс накопления полезных знаний. Несмотря на столетия зависимого
развития Руси, её культура сохранила свою самобытность.
Со второй половины 14 века начинается процесс возрождения русской культуры,
появляются новые культурные центры. Формируется национальное самосознание.
В центре общественнополитической мысли в этот период были патриотические идеи
сопротивления и единства русских земель. Растет влияние Москвы как духовного и
политического центра. Появляется идея об особой роли Руси как основы мирового
православия.
Одновременно идет процесс осмысления роли церкви в обществе. Появляются ереси
(отклонения от официального вероучения), наиболее распространёнными из которых сало
стригольничество (большинство последователей в Пскове и Новгороде). Стригольники
считали, что церковь должна быть «дешевой и бедной». Они говорили о ненужности пышных
обрядов, сопровождающимися поборами в пользу церкви, и церковного землевладения.
Человек может быть ближе к богу, если между ним и богом не будет посредника в виде
священнослужителей.
В 15 веке появляются государственная символика и ритуалы. На государственной печати
Ивана 3 был изображен герб в форме двуглавого орла (герб дома Палеологов, родом из
которого была жена Ивана 3 Софья Палеолог, племянница последнего византийского
императора). Позднее, при Иване Грозном, на груди орла появится щит с всадником,
поражающим дракона. Зародилась церемония венчания на великое княжение (с Ивана Грозного на царство)
шапкой Мономаха. В 1498 году Иван 3 впервые венчал своего внука Дмитрия Ивановича как
наследника. С Ивана 3 утвердился новый титул – государь всея Руси.
С 14 века начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Идет переход от
строго, сложного в написании «уставного» письма к полууставу и скорописи.
Главные темы устного народного творчества и литературы – борьба с монгольскими
завоевателями и золотоордынским игом, идея собирания русских земель.
Выделяются разнообразные фольклорные (былины, сказания) и литературные жанры
( исторические и сюжетные повести, житийная литература, летописи). В осовремененных
былинах богатыри защищают Киев от ордынцев (былина об Илье Муромце и Калине –царе).
Появляется новгородский цикл былин о Садко и Василии Буслаеве.
«Сказание о невидимом граде Китеже» повествует о городе, ушедшим на дно озера вместе
со своими не сдавшимися защитниками и ставшим невидимым для врагов. «песня о Щелкане
Дудентьевиче» повествует о восстании в Твери в 1327 г. против жестокого золотоордынского
посланника Чолхана.
В исторических повестях действуют реальные исторические лица. Названия говорят о
события, которые в них описаны. «Повесть о Битве на реке Калке», «Слово о погибели
Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о борьбе рязанцев с батыевым
войском и о героической гибели рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о
Мамаевом побоище» и «Задонщина» (автор Софоний Рязанец).
Наиболее известные жития ( жизнеописания святых и крупнейших церковных деятелей Руси)
того времени написаны Епифанием Премудрым (житие Сергия Радонежского, житие Дмитрия
Донского, житие митрополита Петра).
В «Молении Даниила Заточника (13 век) написанном как челобитная к князю, автор
рассуждает о власти, о произволе бояр, о судьбе, о Боге.
Выдающимся литературным произведением является «Хождение за три моря» тверского
купца Афанасия Никитина, которое содержит первое в европейской литературе описание
Индии. Путешествие длилось с 1466 по 1472 год.
Развитие живописи характеризуется тремя жарами: фресковая живопись, мозаики и
иконопись. В этот период формируются русские иконописные школы; новгородская (Феофан
Грек) , московская (Андрей Рублев и Дионисий) и псковская.
Отличительными чертами творчества Феофана Грека (вторая половина 14начало 15 века)
являются монументальность, драматизм, возвышенность человеческого духа, сдержанный
колорит. Ему принадлежат росписи Благовещенского( вместе с Андреем Рублевым ) и
Архангельского соборов Московского Кремля. Наиболее известные иконы Феофана грека
«Донская богоматерь», «Святые апостолы Павел и Петр». Андрей Рублев, современник и ученик Феофана Грека, жил и
творил в конце 14первой четверти 15 века. Автор росписей
Благовещенского собора в Кремле с Феофаном Греком,
Успенского собора во Владимире с Даниилом Черным, фресок и
икон Троицкого собора ТроицеСергиева монастыря, фресок
Андроникова монастыря в Москве. Написал одну из самых
известных православных икон – «Троицу».
Дионисий, вторая половина 15 начало 16 века, фрески и
иконостас Успенского собора Московского Кремля,фрески
собора ИосифоВолоколамского монастыря.
С 14 века возрождается культовое каменное строительство, которое особенно ведется в
Новгороде,Пскове и Москве. Московское зодчество продолжает традиции владимиро
суздальского белокаменного зодчества. Примерами служат Троицкий собор Троице –Сергиева
монастыря (1422 г) и Спасский собор СпасоАндроникова монастыря 1427 г.
В середине 14 века Сергием Радонежским был основан ТроицеСергиев монастырь он стал
духовным центром русских земель и опорой московских князей.
Первый Московский Кремльс дубовыми стенами был построен при Иване Калите в перовй
половине 14 века.. По его приказу на территории Кремля был воздвигнут первый каменный
соор в Москве – Успенский. Второй белокаменный Кремль был построен Дмитрием Донским
в 1367 году для обороны Москвы от литовцев. Кремль сильно пострадал во время набега
Тохтомыша в 13822 году.
Третий краснокирпичный Московский Кремль строится в конце 15начале 16 вв. с учасием
итальяннских мастеров, оторых именовали на Русм фрязинами. Сердце Кремля – Соборная
площадь, ансамбль которой оформляется в конце 15 начале 16 вв. В 14751479 гг. Аристотель
Фиорованти возводит взаменпострадавшего от пожаров новый величественный пятиглавый
Успенский Собор. Здесь венчались на царство русские цари, собирались Земские соборы,
объявлялись важнейшие государственные решения.
Алевиз Новый (Фрязин) строит в 15051509 гг. усыпальницу Московских великих князей –
Архангельский собор. В нем похоронены все московские цари до Петра 1.
14871491 гг. Маркр Руффо (Марк Фрязин) и Пьетро нтонио Солари возводят новую часть
царского дворца с тронным залом – Грановитую палату. Самым высоким зданием в Москве стала колокольня Ивана Великого (81 м) .
Новыми достижениями материальной культуры стали башенные часы и литьё пушек с конца 14
века.
Культура и духовная жизнь Руси в 13 -15 веках
Культура и духовная жизнь Руси в 13 -15 веках
Культура и духовная жизнь Руси в 13 -15 веках
Культура и духовная жизнь Руси в 13 -15 веках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.