ЭТЮД НА МАТЕРИАЛЕ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА «ГОПАК»
Автор
работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования
Саранск
2023
Содержание
Введение
3
1 Украинский народный танец
4
1.1 Этюд на материале украинского народного танца «Гопак» 6
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложение 1
21
Приложение 2 22
Введение
Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает особое место.
Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.
Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь.
Актуальность контрольной работы в необходимости сохранения, изучения и развития украинского народного танца, передаче богатства и красоты русского фольклора молодому поколению.
Объектом исследования является
украинская народная хореография.
Предметов исследования – украинский танец «Гопак».
Цель контрольной работы рассмотреть украинский танец «Гопак»,
особенности его исполнения.
Задачи данной работы:
- охарактеризовать украинскую народную
хореографию;
- рассмотреть основные движения и рисунки танца «Гопак».
1 Украинская народная хореография
История народного украинского танца очень длинная, насыщенная эмоциями и переживаниями многих поколений нации. Танец, как и песня, отображает душу народа, все его волнения – радостные и печальные, героические победы и горестные поражения, трудовые достижения, юмористические черты в сочетании с трагизмом. Украинские народные песни и танцы славятся в целом мире благодаря ярко выраженному национальному колориту, силе духа, эмоциональной насыщенности, неповторимости мелодии, ритма, движений.
Много на Украине танцев и игр, связанных с различными временами года. К числу таких игр относятся: весенние игры – «Веснянки», летние игры – «Зеленый шум», «Заинька», «Лисанька», осенние игры – «Ходит гарбуз по городу», «Перепилко», зимние игры – «Метелицы». Все эти танцевальные игры близки к хороводному типу, художественные образы, используемые в них, взяты из жизни природы, но по характеру исполнения они различны.
«Веснянки» – мягкие, лирические игры, преимущественно девичьи. Они зародились еще в языческие времена и имели тогда культово-обрядовое значение. Исполнялись «Веснянки» в период весны и начала лета, от масленой до Ивана Купалы.
«Веснянки» как танец-игра состоят обычно из трех частей. Они начинаются зазывными песнями, с которыми девушки идут от избы к избе, собирая подруг. Затем собравшаяся молодежь направляется на сельскую площадь, где развертываются игры, хороводы с пением н пляской. Заканчиваются «веснянки» «расходной» песнью, под которую девушки идут по домам.
«Метелицы» – танцы зимних гуляний молодежи. Такие гуляния устраивались обычно праздничные дни на сельской площади или на замерзшем пруду. В песнях, сопровождавших «Метелицу» – обычно быстрых, вихревых, с стремительным и четким ритмом, – играющие или «дразнят» зиму, или провожают ее. Хоровод «Метелицы» построен на одном-двух несложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмёркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скрученный в центре.
Историческое прошлое Украины повествует о многих битвах, которые пришлось выдержать украинскому народу, сражавшемуся рука об руку с братским русским народом за свою свободу и независимость. В этой борьбе родились многие старинные воинские танцы украинского народа. Такова в первую очередь мужская героическая пляска «Гопак». В ней отображена клятва запорожца на оружии в верности родной земле, показан ритуал военной присяги. «Гопак» пляшут один или несколько мужчин с саблями в руках, иногда каждый исполнитель танцует с двумя саблями. Танцоры стремятся в танце выразить свой патриотический подъем, показать ловкость, силу и умение владеть оружием. Чувство собственного достоинства. Благородство, удаль – характерные черты этой пляски.
Раньше этот танец исполнялся одними мужчинами, но постепенно танец видоизменялся в народном быту и стал по преимуществу парным танцем. Исполняется он, как и прежде, импровизационно, без определенной композиции. Парубок, обойди круг, останавливается перед избранной им дивчиной и вызывает ее на танец. Затем начинается самый танец.
В сценическом исполнении «Гопак» строится обычно как парно-массовый танец, хотя и сохраняет характерные черты народной пляски. Начинается «Гопак» обычно общим выходом всех пар, которые стремительно двигаются по кругу.
Другой распространенный на Украине танец – «Казачок» можно характеризовать как танец юноши-подростка, ловкого, легкого и быстрого в движениях. В народном быту «Казачок» исполнятся чаще всего как сольный танец одного юноши. В сценической обработке танец может исполниться двумя и больше юношами, а также юношей и девушкой.
Тема труда получила в украинском народном танце яркое и убедительное выражение. Так, например, танцы «Бондарь» (бочар), «Шевчик» (сапожник), «Кравчик» (Портной). Построены на трудовых движениях, свойственных каждой из этих профессий. Но демонстрация трудовых движений не является самоцелью, а только средством выразительно и метко обрисовать образ самого мастера.
1.1 Этюд на материале украинского народного танца «Гопак»
«Гопак» – излюбленный и самый популярный танец Украины. Пляшут его все, от мала до велика. Это танец непосредственного веселья, в нем чувствуются широта, размах, задор. По построению «Гопак» – танец парный или парне-массовый, определенной композиции не имеет. Обычно начинается танец появлением пар, быстро мчащихся друг за другом по кругу против часовой стрелки. Во время стремительного хода «бигунец» исполнители как бы пролетают по кругу, мелькая красненькими сапожками, чуть отделяющимися от пола.
После массового танцевального куска возможны выступления отдельно юношей и отдельно девушек. Сначала легко, весело и задорно пляшут девушки. Затем на середину сцены выходят парубки, в их танце чувствуется сила и вместе с тем легкость. Юноша то как бы стелется по земле во время низкого «голубца», то взлетает вверх, как бы повисая в воздухе, на большом «тынке» и т. д. Но время присядочных движений, которых в украинском танце очень много, темп убыстряется – исполнители лихо выделывают простые присядки, ‹ползунки», «подсечку», «метелочку» и т. д.
Возможны в «Гопаке» также индивидуальные выступления: трое дивчин проходят танцевальным движением мимо парубков, кто-нибудь из парубков их сопровождает присядочным движением. Затем на центр полукруга выскакивают двое или трое парубков и выполняют виртуозные присадочные и прыжковые движения, показывая свою ловкость и умение.
Танец обычно заканчивается общей пляской: дивчины пританцовывают, выстроившись в полукруг, парубки выполняют труднейшие присадочные и прыжковые движения. После этого исполнители или остаются на сцене, или пара за парой весело убегают за кулисы.
Позиции рук:
·Исходная позиция. Обе руки свободно по бокам опущены вниз. Кисти направлены ладонями к корпусу. В движении кисти могут быть повернуты ладонями вниз (Приложение 1, рис. 1).
·1-я позиция. Обе руки подняты вперед. Чуть ниже уровня плеча и слегка разведены в стороны, локти свободны. Кисти прямые и направлены ладонями вверх (Приложение 1, рис. 2).
·2-я позиция. Обе руки раскрыты в стороны и чуть выдвинуты вперед, локти свободны, кисти прямые, направлены ладонями вверх (Приложение 1, рис. 3).
·З-я позиция. В женском танце эта позиция в чистом виде не встречается, но одна рука часто бывает в 3-й позиции, кисть приподнята, направлена пальцами вверх, тыльной стороной в сторону.
В мужском танце руки могут быть в 3-й позиции во время прыжков. При этом обе руки подняты вверх, локти закруглены и направлены в стороны, кисти, зажатые в кулак, находятся над головой, повернут тыльной стороной к голове.
Положения рук:
·1-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат кулачками сбоку на талии, локти слегка направлены вперед (Приложение 1, рис. 4).
·2-е положение. Руки скрещены на груди. Это положение возможно в трех вариантах: а) Женское. Локти от корпуса чуть отведены. Правая рука находится под левой рукой, кисть правой руки лежит ладонью на левой руке выше локтя, кисть левой руки находится под правой рукой (Приложение 1, рис. 5).
б) Женское. Руки плотно приложены к корпусу, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук (Приложение 1, рис. 6).
в) Мужское. Локти от корпуса отведены и направлены вперед, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя (Приложение 1, рис. 7).
·З-е положение. Обе руки подняты невысоко в стороны и находятся между исходной и 2-й позициями, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх.
·4-е положение (мужское). Обе руки лежат ‚ладонями на затылке, как бы придерживая папаху, согнутые локти направлены в стороны (Приложение 1, рис. 8).
·5-е положение (женское). Девушка, взяв за концы ленты, свисающие сзади с венка. Разводит их в стороны, кисти находятся чуть выше плеч, тыльной стороной направлены назад, закругленные локти подняты в стороны (Приложение 1, рис. 9).
·6-е положение (женское). Правая рука во 2-й позиции, локоть чуть закруглен, кисть слегка отогнута, ладонь направлена вправо. Левая рука, согнутая в локте, от локтя до кисти находится перед грудью исполнительницы, кисть приподнята чуть выше правого плеча, направлена ладонью вправо, закругленными пальцами вверх, локоть направлен вниз и слегка отведен от корпуса. Исполнительница как бы от кого-то отстраняется (Приложение 1, рис. 10).
·7-е положение (женское). Одна рука лежит ладонью на груди, придерживая бусы, другая или лежит кулачком сбоку на талии, или находится в исходной позиции (Приложение 1, рис. 11).
·8-е положение (женское). Кисть правой руки приложена кулачком к правой щеке и повернута тыльной стороной к зрителю, согнутый локоть направлен вниз. Кисть левой руки кулачком приложена снизу к локтю правой руки. Левая рука от локтя до кисти или приложена к корпусу, или чуть отведена от нее. Корпус прямой. голова опирается на кулачок и может быть повернута к правому или левому плечу (Приложение 1, рис. 12).
Положения рук в парных танцах:
·9-е положение. Исполнители стоят рядом, липом по ходу движения дивчина справа, парубок слева, и держатся за руки, скрещенные перед собой: правой рукой за правую, левой за левую. Левая рука дивчины находится над правой рукой парубка, кисти – на уровне талии (Приложение 1, рис. 13).
Исполнители могут: а) слегка наклонить корпус вперед, 6) чуть отклонить корпус в разные стороны и, повернув головы, смотреть друг на друга.
·10-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, парубок слева, дивчина справа. Правой рукой парубок держит дивчину сбоку за талию. Левая рука дивчины лежит на правом плече парубка. Свободные руки исполнителей открыты в стороны или лежат сбоку кулачками на талии (Приложение 1, рис. 14).
·11-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, дивчина справа, парубок слева. У обоих исполнителей корпус слегка повернут левым плечом вперед по ходу движения. У парубка больше, у дивчины меньше. Левой рукой парубок держит левую руку дивчины, обе руки подняты вперед по ходу движения на уровне груди‚ правые руки обоих исполнителей или лежат кулачком у себя сбоку на талии, или раскрыты в сторону и чуть подняты вверх. Корпус у парубка чуть наклонен на левый бок, голова повернута лицом к дивчине. Корпус у дивчины свободный, голова приподнята и направлена лицом по ходу движения (Приложение 1, рис. 15).
·12-е положение. Исполнители стоят рядом и держат левые руки, как в положении № 11. Правой рукой парубок держит дивчину за талию. Правая рука дивчины или открыта во 2-ю позицию, или лежит сбоку на талии под правой рукой парубка (Приложение 1, рис. 16).
·13-е положение. Исполнители стоят рядом, как в положении №11. Правой рукой парубок держит правую руку дивчины, обе руки подняты вверх и чуть вправо, сомкнутые кисти находятся над правым плечом дивчины. Левой рукой парубок держит левую руку дивчины, обе руки отведены влево на уровне груди. Танцующие смотрят друг на друга (Приложение 1, рис. 17).
·14-е положение. Исполнители стоят друг перед другом, подняв руки невысоко вперед, и держатся за руки, локти свободны. Слегка отклонившись назад, исполнители смотрят друг на друга.
·15-е положение. Исполнители стоят друг перед другом, держась скрещенными руками: правой за правую, левой за левую. Верх корпуса слегка отклонен назад, Исполнители смотрят друг на друга (Приложение 1, рис. 18).
·16-е положение. Исполнители стоят наискосок один от другого. Левым плечам друг к другу, и держатся вытянутыми левыми руками. Правые руки или открыты в стороны, кисти чуть выше плеча, локти свободны, или правая рука парубка приложена ладонью к затылку, как бы придерживая папаху, правая рука дивчины поднимает за кончик и отводит в сторону ленту венка (Приложение 1, рис. 19).
·17-е положение. Исполнители стоят наискосок один от другого, правым плечом друг к другу. Правой рукой парубок держит дивчину за талию с левого бока, правая рука дивчины лежит на левом плече парубки. Левые руки обоих исполнителей или открыты в стороны, или лежат сбоку кулачками на талии. Головы приподняты и повернуты лицом одна к другой (Приложение 1, рис. 20).
Ходы и движения:
· Движение 1. «Бигунец» – стремительный ход вперед. Исполнитель делает беглый широкий шаг вперед, во время которого как бы пролетает в длину, затем два коротких шага, при которых ноги легко и проворно переступают по полу, почти его не касаясь.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и: Слегка присев на левой ноге и поднимая невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, Исполнитель начинает широкий беглый шаг правой ногой вперед, как бы пролетая в длину.
Раз: Исполнитель опускается на всю ступню правой ноги, колено присогнуто, носок направлен вперед по ходу движения. Левая нога, свободная в колене, поднимается невысоко вперед.
И: Небольшой беглый шаг вперед левой ногой на низкие полупальцы.
Два: Небольшой беглый шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы. Левая нога быстро, как бы рывком, поднимается невысоко вперёд: колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен, носок направлен вперед по ходу движения.
И: Исполнитель начинает широкий беглый шаг левой ногой, как на «затакт».
Движение продолжается с другой ноги. Выполняется движение без пауз и остановок: сделав шаг на одну ногу, исполнитель ни на мгновение не задерживает другую ногу позади опорной, а немедленно выносит ее вперед Корпус слегка наклонен вперед, помогая стремительности движения. Руки могут быть на талии, могут раскрываться вперёд; в парном исполнении руки могут быть скрещены впереди. Этим ходом можно двигаться по прямой, по кругу (Приложение 2, рис. 1).
· Движение 2. «Тынок». Название «тынок» носят в украинской хореографии перескоки из стороны в сторону с последующими двумя переступаниями на месте, одна нога накрест другой (движение типа «падебаск». «Тынок» может выполняться или почти на месте, или с значительным продвижением вперед и назад.
Движение выполняется легко и четко, причем ноги стремительно, как бы мелькая, поднимется вперед и переносятся то вправо, то влево.
Исходное положение ног: З-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и: Исполнитель слегка приседает на всей ступне левой ноги, поднимая невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, затем начинает перескок с левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая по воздуху небольшую дугу.
Раз: Перескок на правую ногу вперёд и чуть вправо, колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен.
И: Исполнитель переступает левой ногой на полупальцы. Спереди и накрест правой ноги.
Два: Исполнитель переступает правой ногой на месте позади левой ноги на всю ступню, слегка сгибая ее в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед.
И: Исполнитель начинает перескок с правой ноги на левую.
Движение продолжается с другой ноги. Корпус Прямой или слегка поворачивается то правым, то левым плечом вперед. Во время «тыНка» с правой ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполнении «тынка» с левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед (Приложение 2, рис. 2).
· Движение 3. Боковой ход. «Дорожка» (припадание). Исполнитель одной ногой делает боковой, слегка выворотный шаг на всю ступню, затем подставляет другую ногу сзади на полупальцы.
Исходное положение ног: З-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.
Раз: Небольшой, слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо, на всю ступню, слегка приседая. Левая нога отделяется от пола и приближает стопу сзади к Правой ноге, чуть ниже щиколотки, колено присогнуто и направлено в сторону, подъем свободен.
И: Левая нога опускается позади правой ноги на полупальцы, слегка выпрямляясь в колене.
Два: Повторение движения на счёт «раз».
И: Повторение движения на счет «раз-и» (Приложение 2, рис. 3).
· Движение 4. «Веревочка». Исполнитель делает подскок и проскальзывание на одной ноге, поднимая спереди другую ногу, согнутую в колене, и переводя ее назад.
Исходное положение ног: З-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и: Исполнитель с чуть заметным подскоком проскальзывает вперед на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу, колено направлено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не напряжен.
Раз: Правая нога опускается на низкие полупальцы позади левой ноги в 3-ю позицию, колено свободно или слегка присогнуто.
И: Исполнитель с чуть заметным подскоком проскальзывает вперед на правой ноге. Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на «затакт».
Два: Левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги, как на счет «раз».
И: Повторение движения на «затакт» (Приложение 2, рис. 4).
·Движение 5. (женское). «Выхилясник с угинанием». После «выхилясника» исполнитель делает маленькие подскоки на опорной ноге, то сгибая спереди работающую ноту, то резко выбрасывая ее вперед.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.
1-й такт. «Выхилясник».
Раз: Подскок на левой ноге, правая нога ставится на носок.
Два: Второй подскок на левой ноге. Правая нога ставится на каблук, вперед и чуть вправо.
2-й такт. «Угинание».
Раз: Подскок на левой ноге, опускаясь на всю ступню или на низкие полупальцы, колено присогнуто. Правая нога, сгибаясь в колене, приближает стопу, вытянутую в подъеме, спереди к щиколотке левой ноги, колено направлено вправо.
Два: Второй маленький подскок на левой ноге. Правая нога, разгибаясь в колене, слегка выворотно выбрасывается вперед-вправо, подъем свободен. Корпус чуть повернут левым плечом вперед.
Движение повторяется с 1-го такта, с другой ноги (Приложение 2, рис. 5).
·Движение 6. Низкие «голубцы» в сочетании с притопами.
В танце низкие «голубцы» часто сочетаются с притопами в разных комбинациях, например: а) два «голубца» и три притопа, 6) три ‹голубца» и один притоп и т. д.
Два «голубца» и три притопа. Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт и: Исполнитель, слегка присев на левой ноге, поднимает правую невысоко в сторону, подскочив на левой ноге, в воздухе ударяет внутренней стороной стопы о стону, колени вытянуты.
1-й такт.
Раз: Исполнитель с подскока опускается на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и слегка приседая. Правая нога остается в воздухе.
И: Второй подскок на левой ноге, подбивая правую ногу, как на «затакт».
Два: Исполнитель опускается на всю ступню левой ноги, как на счет «раз».
И: Пауза.
2-й такт.
Раз: Первый притоп, т. е. невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к правой ноге.
И: Исполнитель делает притоп всей ступней левой ноги около правой ноги по 6-й позиции, колени присогнуты.
Два: Исполнитель делает притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается невысоко влево.
И: Исполнитель подскакивает на правой ноге, подбивая левую, как и «затакт».
Движение продолжается с другой ноги.
Этюд на материале украинского народного танца «Гопак».
Музыкальный размер 2/4.
Готовясь к танцу, все пары выстраиваются в затылок одна за другой в последней кулисе справа. В каждой паре юноша стоит слева, девушка справа, исполнители держатся за руки, скрещенные перед собой: левой за левую, правой за правую (положение №9).
1-я фигура. Выходи ход по кругу. 16 тактов (Приложение 2, рис. 6).
1-й – 4-й. Все пары в затылок одна за другой живо и весело выбегают движением №1 «бигунец», начиная с правой ноги, и двигаются по прямой вдоль задника. Положение рук №9.
5-й – 8-й. Пара за парой этим же движением «бигунец» заворачивают по кругу против хода часовой стрелки. На счет «раз» 5-го такта положение рук меняется: соединенные левые руки поднимаются вперед по ходу движения, правые руки свободно открыты в сторону (Положение рук № 10).
9-й – 12-й такты. Продолжая ход по кругу против часовой стрелки, пары тем же ходом двигаются мимо зрителя. На счет «раз» 9-го такта юноша каждой пары поворачивается и двигается спиной по ходу движения, ведя за собой девушку, двигающуюся лицом (положение рук № 11).
13 – 14 такты. Все пары продолжат двигаться по кругу против часовой стрелки тем же ходом движение №1 – «бигунец». На «раз» 13-го такта юноши поворачиваются лицом по ходу движения и правой рукой берут правые руки девушек, поднимая их вверх, левые руки, не разъединяясь, отводятся влево (положение №13).
15-й такт. К концу 15-го такта первая пара приходит к левому углу сцены, последняя пара останавливается у правого угла сиены. Получается полукруг лицом к зрителю.
16 такт. Девушки этим же движением делают полный поворот на месте влево, проходя под поднятыми правыми руками. Левые руки опускаются вниз.
2-я фигура. «Голубцы» и присядки. 16 тактов (Приложение 2, рис. 7).
1-й – 2- й такты. Все исполнители делают «голубцы» с тремя притопами (движение №6). Полукруг девушек лицом к центру двигается перед юношами влево, начиная «голубец» с левой ноги. Полукруг юношей двигается позади девушек вправо, начиная «голубец» с правой ноги. Руки во время исполнения «голубцов» открываются невысоко в стороны, при выполнении трех притопов кладутся сбоку на талию. Головы повернуты в сторону, противоположную ходу движения, каждый юноша поглядывает на девушку своей пары.
3-й – 4-й такты. То же движение № 6 – «голубцы» с тремя притопами повторятся с другой ноги: девушки полукругом двигаются вправо, делая «голубцы» с правой ноги, юноши двигаются полукругом позади девушек влево, делая «голубцы» с левой ноги.
5-й – 8-й такты. Повторение движений 1-го–4-го тактов.
9-й – 15-й такты. Юноши, оставаясь лицом к зрителю, делают на месте присядку «мячики» по 6-ой и 1-ой позиции. Каждая девушка обегает юношу своей пары против хода часовой стрелки движением №1 – «бигунец». Юноша правой рукой держит левую руку девушки, подняв ее над своей головой, левая рука юноши лежит сбоку на талии, правая рука девушки во время бега то раскрывается вправо, то приближается к корпусу.
16-й такт. Юноши, поднявшись с глубокого приседания, делают два притопа: сначала правой, затем левой ногой. Девушки, остановившись, справа около юноши, делают два притопа: сначала левой, затем правой ногой. Руки у всех лежат сбоку на талии (положение №1).
3-я фигура. Пляска девушек. 16 тактов (Приложение 2, рис. 8).
Юноши оставаясь на месте, на «раз› каждого такта хлопают в ладоши.
1-й – 4-й такты. Девушки движением №1 – «бигунец», начиная с правой ноги собираются в круг.
5-й – 8-й. Взявшись за руки девушки тем же ходом быстро двигаются по кругу против часовой стрелки.
9-й – 12-й. Разорвав круг, девушки тем же ходом №1 выстраиваются на середине сцены в линию лицом к зрителю.
13-й – 16-й. Девушки, оставаясь в линии лицом к зрителю, делают «выхилясник с угинанием» (движение №5), начиная с правой ноги. Правую руку девушки кладут на грудь, придерживая бусы (положение № 7).
4-я фигура. Пляска парубков. 16 тактов (Приложение 2, рис. 9).
1-й – 6-й. Юноши двигаются по кругу против часовой стрелки движением № 1, начиная с правой ноги. Девушки спиной отбегают в центр круга.
7-й – 8-й. Обойдя круг, юноши тем же движением выстраиваются в одну линию в шахматном порядке лицом к зрителю. Девушки, разделившись поровну, разбегаются в правый и левый нижний угол сцены.
9-й – 11-й. Юноши, сохраняя линию, отходят спиной назад движением «веревочки», начиная с правой ноги.
12-й такт Юноши делают три притопа: левой, правой и опять левой ногой.
13-й – 16-й. Девушки и юноши выстраиваются в круг, как в 1 фигуре.
5-я фигура. Ход по кругу (повторение 1-й фигуры). 16 тактов (Приложение 2, рис. 10).
1-й – 3-й. Повернувшись лицом по ходу движения все пары, одна за другой двигаются по кругу против часовой стрелки. Положение рук: № 9.
5-й – 8-й. Ход по кругу продолжается. Положение рук № 11.
9-й – 12-й. Положение рук № 16.
13-й – 14-й. Положение рук № 13.
15-й – 16-й. Закончив ход по кругу, пары выстраиваются в полукруг в шахматном порядке.
6-я фигура. Общая пляска. 16 тактов. (Приложение 2, рис. 11).
1-й – 16-й такты. Девушки, расположенные в полукруг, делают вращение «обертас» в украинском характере.
Мужчины, расположенные в полукруг, делают «веревочку» с притопами. На каждый такт каждая линия по очереди поднимают руки. Потом выполнят присядку «мячик» по 6-ой и 1-ой позициях.
К концу 16-го такта все останавливаются на своих местах лицом к зрителю.
Заключение
Украинский танец – танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы.
Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.
Список используемых источников
1. Василенко К. Е. Украинский народный танец / К. Василенко. - М. : Искусство, 1981. - 160 с. : ил., нот., 4 л. ил.; 20 см.
2. Ткаченко Т. С. Народный танец /Под общей редакцией Н.И. Львова. – Москва: Изд-во Искусство, 1954. – 684 с.
Приложение 1
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8 Рис.9 Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12
Рис. 13 Рис. 14 Рис.15
Рис. 16 Рис. 17 Рис.18
Рис. 19 Рис. 20
Приложение 2
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.