Культура II половины XIX века. Живопись.
Оценка 4.7

Культура II половины XIX века. Живопись.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история
8 кл
17.01.2018
Культура II половины XIX века.  Живопись.
Исследовательская работа"Культура II половины XIX века. Живопись" ученицы 8 класса, рассказывает об особенностях развития культуры 2 половины XIX века,живописи. О Вкладе русской живописи второй половины XIX века в мировую культуру.Актуальность выбранной темы свидетельствует о том, что в истории России вторая половина XIX века занимает особое место. Это время большого подъема, дальнейшего развития. Этот период связан со сдвигом в экономической и политической жизни страны.
проект Культура Цапова А. 8 а.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров Гай Культура II половины XIX века.  Живопись.                                                                         Выполнила: ученица 8 «А» класса                  Цапова Анастасия                                                            Научный руководитель:                                                            Брагина Наталья Владимировна Александров Гай 1 2017 г. Содержание  1.Введение……………………………………………………………………...    2 2.Исторические условия развития живописи во второй половине XIX века.  5 3. Изобразительное искусство во второй половине XIX века……………….  5 4. Вклад русской живописи второй половины XIX века в мировую  культуру………………………………………………………………………….9 5.Заключение…………………………………………………………………   10 6. Список литературы………………………………………………………….11 2 Введение            Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда   в   стране   утверждались   новые,   капиталистические   отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест   против   самодержавия,   происходили   серьезные   изменения   в   со­ циальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России. Актуальность выбранной темы свидетельствует о том, что в истории России вторая   половина   XIX   века   занимает   особое   место.   Это   время   большого подъема,   дальнейшего   развития.   Этот   период   связан   со   сдвигом   в экономической   и   политической   жизни   страны.   В   пореформенную   эпоху   в России   были   созданы   замечательные   произведения   живописи,   занявшие достойное   место   в   сокровищнице   мировой   культуры.   Сила   русского национального   искусства   выражалась   в   его   художественных   достоинствах, гражданственности,   высокой   нравственности   и   демократической направленности. Чтобы поистине оценить и понять современную культуру, надо обратиться к ее истокам и расцвету русского национального искусства. Гипотеза: За короткий срок Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы. Объектом исследования   является   история   живописи   российского государства во второй половине XIX века. Предметом исследования   является   исторические   условия   развития изобразительного   искусства,   а   так   же   вклад   русской   живописи   второй половины XIX века в мировую культуру. Целью   проектной   работы является   исследование   развития   русской живописи второй половины XIX века. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   решить   следующие задачи: 1.Исследовать   социально­экономические   предпосылки   и   условия формирования живописи второй половины XIX века. 2.Охарактеризовать формирование русской живописи второй половины XIX века. 3 3.Описать   значение   развитие   живописи   второй   половины   XIX   века   для мировой культуры. Методологической   основой исследования   проектной   работы   являются общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации. Теоретическая   основа   исследования.   Теоретической   основной   проектной работы послужили исследования отечественными учеными русской живописи второй половины XIX века. В   качестве   одного   из   источников   была   использована   книга   Ильиной   Т.В. «История   живописи»,   в   которой   рассматриваются   процессы   развития живописи  и прикладного искусства с древности до конца XX века. Также   в   качестве   источника   было   использовано   пособие   Головашина   В.А. «Очерки истории мировой культуры (Культурология)» (часть 1), в котором излагается развитие живописи с древнейших времен до наших дней. Кроме того было использовано учебное пособие Балакиной Т.И. «Мировая художественная культура. Россия IX­XX вв.», которое представляет собой краткий очерк истории развития русской живописи с древнейших времен до начала XX века. Практическая значимость исследования заключается  в  том,  что материал работы   можно   использовать   на     занятиях   по   дисциплине   «История»;   при подготовке к экзаменам, а так же для повышения уровня умения оценивать и объяснять исторические явления с современной точки зрения. 4 2. Исторические условия развития живописи во второй половине XIX века.                      Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному   развитию   людей   ­   возникала   необходимость   не   только   в элементарной   грамотности,   но   и   в   более   серьезных   общеобразовательных знаниях. Также на развитие живописи России во второй половине XIX века повлияли буржуазно­либеральные реформы 60­70­х годов, благодаря которым в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры. 3.Изобразительное искусство во второй половине XIX века          Для русского изобразительного искусства  были характерны романтизм и   реализм.   Однако   официально   признанным   методом   был   классицизм. Академия   художеств   стала   консервативным   и   косным   учреждением, препятствовавшим   любым   попыткам   свободы   творчества.   Она   требовала строго   следовать   канонам   классицизма,   поощряла   написание   картин   на библейские   и   мифологические   сюжеты.   Молодых   талантливых   русских художников   не   удовлетворяли   рамки   академизма.   Поэтому   они   чаще,   чем прежде, обращались к портретному жанру. Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого   принадлежат   несколько   замечательных   картин.   Его   портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших   в   создании   романтического   образа.   Важную   роль   в   формировании национальных художников сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842г. Нарастающий   интерес   к   национальным,   народным   мотивам   преломился   в возвышенно­идиллических   либо   непосредственно­характерных   образах, созданных   Венециановым   и   живописцами   венецианской   школы.   Эти художники   сделали   темой   искусства   мир,   окружающий   человека   в   его обычной   жизни.   Представление   романтиков   о   человеке   как   герое исторической   драмы   воплощалось   в   больших   картинах,   становившихся явлениями духовной жизни общества  5 В середине XIX в. в пейзаже возобладал романтический академизм с его тяготением к внешним эффектам (М.Н. Воробьев и др.). К этому времени главную роль в искусстве стала играть жанровая живопись. Ее   мастера   обратились   к   конкретным   событиям   жизни,   восприняв критические тенденции и чувство характерного, сложившиеся к тому времени в   сатирической   графике   (А.А.   Агин,   Е.Е.   Вернадский,   создавшие   альбомы гоголевских типов). Мастером бытовой живописи был Павел Андреевич Федотов. С его холстов «Сватовство   майора»,   «Завтрак   аристократа»,   глядят   на   нас   типичнейшие персонажи прошлой России. Изображая   жизнь   крестьян,  солдат,  мелких   чиновников,  Федотов   обличает пороки   крепостнической   России,   содействует   развитию   демократических настроений.   Картины   художника   оригинальны   по   замыслу,   глубине содержания. Алексей   Гаврилович   Венецианов,   художник   из   крепостных,   олицетворяет собой начало реалистического направления в русском живописном искусстве, причем в жанрах портрета, пейзажа и бытовых сцен. Достаточно глубокий художественный пласт, корнями своими уходящий в народное творчество и в высокое   искусство,   представляет   собой,   так   называемый   примитив   в живописи. Мастера примитива могли многое сказать своим зрителям. Именно этим, по­видимому, объясняется все возрастающий  интерес к примитиву в наше время. Местом бытования такого искусства был губернский и уездный город, а также дворянская усадьба. Здесь в большом количестве писались портреты, которые подкупают   нас   своей   непосредственностью,   терпеливым   вниманием   к изображаемой модели. Перед нами как бы неторопливый рассказ, в котором все, даже самые мелкие детали: пуговицы, ожерелье, письмо, книга или цветок в руке служат раскрытию какой­то очень важной мысли. Вторая   половина   19   в.   стала   важным   этапом   в   развитии   русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как «расцвет русского   искусства».   Оно   стало   подлинно   великим,  активно   вторгаясь   в жизнь   и   отражая   ее,   или   решая   проблемы,   поставленные   временем.   В русской   живописи   существовало   два   основных   направления,   которые принято   называть   «академическое»,   выражавшее   дворянско­буржуазные взгляды, и «передвижническое», т.е. демократическое. Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, была создана в середине   18   века.   За   многие   годы   своего   существования   она   воспитала большое   число   знаменитых   русских   художников,   среди   которых   О.А. Кипренский,   К.П.   Брюллов,   А.А.   Иванов,   П.В.   Басин   и   многие   другие. 6 Яркими   представителем   академической   школы   живописи   во   второй половине   19   века   стал   исторический   живописец   Г.И.   Семирадский, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя. Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова «Приезд станового на следствие»,   «Сельский   крестный   ход   на   Пасхе»   и   другие.   По   поводу выставки   1861   г.   крупный   художественный   критик   В.В.   Стасов   писал: «Наше искусство, наконец, принялось за свои сюжеты, за свое содержание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно». В   1863   г.   в   стенах   Академии   художеств   произошел   знаменитый   «бунт четырнадцати». Лучшие выпускники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Товарищи считали его и П.М Третьякова самыми компетентными художниками. К концу 60­х гг. новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой, чем   Петербургская   артель   художников,   организации,   которая   бы объединила   художников   реалистов   всей   России,   Так   возникла   идея учреждения   Товарищества   передвижных   выставок,   предложенная Григорием Григорьевичем Мясоедовым. В   1870   г.   в   Петербурге   было   создано   Товарищество   передвижных художественных   выставок   на   кооперативных   началах.   Товарищество организовало   выставки   в   Петербурге   и   в   Москве,   после   чего   они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишиневе и других городах. Товарищество   превратилось   в   центр   художественной   жизни   России, значительно   потеснив   Академию   художеств.   Товарищество   многим   было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Большое значение для Товарищества   и   для   развития   русского   искусства   имела   собирательная деятельность   П.М.   Третьякова,   создавшего   одну   из   лучших   в   мире   по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года. Расцвет передвижных выставок приходился на 70­80­е гг. 19 века. Всего было   устроено   48   выставок.   Искусство   передвижников   развивало критический реализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляло величие народа. 7 народной,   народных   интересов, Выдающимся   русским   художником,   достигшим   в   своем   творчестве высочайших вершин, бал И.Е. Репин. В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины «Бурлаки на Волге», о которой Стасов писал: «Художник со   смелостью,   у   нас   беспримерной,   окунулся   с   головой   во   всю   глубину народной   жизни,   щемящей действительности». Я   считаю,   в   исторической   живописи   ведущее   место   занимали   картины одного из самых крупных художников 19 в. В.И. Сурикова, который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского   народа.   В   его   картинах   изображены   важнейшие   исторические события. В его картине «Богатыри» символически показаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор. В   жанре   бытовой   (жанровой)   живописи   передвижники   затронули   самые острые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковский в картинах «Крах банка», «На бульваре», отразил быт новой, капиталистической   России.   Социальные   мотивы   нашли   отражения   в картинах   В.Г.   Перова   «Проводы   покойника»,   «Тройка»,   «Чаепитие   в Мытищах»,  Н.А.  Ярошенко  «Кочегар»,  «Всюду   жизнь»,  В.М.  Максимова «Семейный раздел», Г.Г. Мясоедова «Земство обедает». Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий смысл, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы И.Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова­Щедрина).   Демократические   взгляды   Крамского   нашли отражение   в   портретах   крестьян,   показывавших   их   душевное   богатство, социальный   протест   «Полесовщик»,   «Мика   Моисеев»,   «Крестьянин   с уздечкой». Прекрасные портреты писали также И.Е. Репин (Мусоргского, Толстого),   В.Г.   Перов   (Островского,   Даля,   Достоевского,   «Странник»). Умение   показать   характер   человека   во   всей   его   сложности   и многоплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличали портретное изображение у передвижников. Я думаю, что   портретисты   искали   и   находили   подлинно   народные   характеры   в образах лучших представителей русского народа. Ко   второй   половине   19   века   относится   расцвет   пейзажной   живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу шедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в   природе   простое   и   скромное,   но   отмеченное   печатью   лирической задушевности.   Его   знаменитая   картина   «Грачи   прилетели»   поражает соединением «обыкновенности» мотива с редкой поэтичностью  толкования. В   картинах   Ивана   Ивановича   Шишкина   «Лесные   дали»,   «Корабельная роща», «Рожь» запечатлены красота и мощь русского леса, захватывающий 8 размах   необозримых   российских   просторов.   Его   картины   утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы. Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В его   полотнах   «Вечер.   Золотой   лес»,   «Вечерний   звон»,   «Март»   и   многих других передается все красочное богатство русского пейзажа. Особое   место   в   русском   искусстве   второй   половины   19   века,   занимают работы художника И.К. Айвазовского и   В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу Любленной   темой   Ивана   Константиновича   Айвазовского   было   море.   Он изображал   море   всю     жизнь   в   различных   его   состояниях,   при   разном освещении. Его картины «Девятый вал», «Черное море» и  другие широко известны в мире. Василий   Васильевич   Верещагин   вошел   в   число   крупнейших   мастеров, подняв   на   небывалую   высоту   батально­исторический   жанр,   осудив жесткость   и   бесчеловечность   войн.   Его   картины   посвящены   военным действиям в Средней Азии, русско­турецкой войне, Отечественной войне 1812   г.  Выставки   его   работ   в  Европе   и   Америке   пользовались   большим успехом. 4.Вклад русской живописи второй половины XIX века в мировую культуру.           В сфере культуры вторая половина XIX века стала  временем  невиданного взлета и расцвета. По богатству  изобразительного искусства,   вторую половину XIX века нельзя сравнить ни с каким другим периодом не  только русской истории, но и мировой. В XIX веке Россия буквально  ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это  произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе,  живописи, науке, музыке, архитектуре и тем самым внесла огромный вклад в  сокровищницу мировой культуры. К концу XIX в. влияние передвижников  упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты  кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской  школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские  художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А.  Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.). Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. 9 Наследие художников — поражает исключительной многогранностью и разносторонностью. Их произведения учат доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Она учат любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, ее достояние и ценности. Они помогают формированию гармоничной личности человека. Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже «проселочной России». Русская живопись не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежной живописи находили отклик в России. В свою очередь русская культура получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур. Заключение И так мы видим, что вторая половина 19 века была наполнена замечательными художниками и их произведениями. Особенно это время   запомнится из­за появления   свежего   и   резкого   направления   импрессионизма.  Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило   великой   гуманной   цели   —   борьбе   за   освобождение   человека,   за социальное переустройство всего общества. В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских   художников.   Завершился   процесс   формирования   национальной культуры. 10 На рубеже XIX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). "Мир искусники"   провозгласили   новые   художественно­эстетические   принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и склонность академизма.   Они   пропагандировали   индивидуализм,   свободу   искусства   от социальных и политических проблем. Главное для них ­ красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и   новой   оценке   наследия   прошлых   эпох,   а   также   популяризации западноевропейского искусства. Вторая половина 19 века положила начало новым направлениям в живописи. В начале XX в. возник "русский авангард". Его   представители   К.С.   Малевич,   Р.Р.   Фальк,   М.З.   Шагал   и   другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были  предшественниками   абстракционизма  и  оказали  огромное   влияние  на развитие мирового искусства. Список используемой литературы. 1. Балакина Т.И История русской культуры. М.: Издательский центр АЗ,  1996. 2. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт  организации  учебно ­ исследовательской деятельности//Журнал  «Исследовательская работа школьников». №1, 2012г. 3.  Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М.:  Центр, 1998. 4.Мартюшов Л.Н. История России: вторая половина XIX в. Курс лекций под  редакцией проф. Личмана Б.В. Екатеринбург: Ур ГТУ, 1995. 5. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX  века. М., 1970. 6.Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников X IX века/  11 Под ред. А. Леонова. М., 1952. 7.Савицкая Л. К. Русское искусство XIX веков. Екатеринбург: Изд­во Ур  ГЮА, 1997. 8.Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб. 2014. 9. Шульгин В.С., Кошман Л.В, Зезина М.Р. Культура России. М.: Простор,  2006. 12

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.

Культура II половины XIX века. Живопись.

Культура II половины XIX века.  Живопись.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2018