Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Оценка 4.8
Лекции
docx
русский язык
Детсад
16.05.2018
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Выступление.docx
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я. Козловский.
Дефицит общения в дошкольном возрасте
накладывает роковую печать
на последующую судьбу личности» отмечал
В.В. Давыдов.
(слайд2)
Современное общество, ставит перед воспитателями, педагогами и
родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного
молодого поколения, владеющего всеми достижениями
человеческого общества. Это находит отражение в
государственных документах: «Конституции » РК и в Законе «Об
образовании», где написано, что каждый гражданин имеет право на
образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из
приоритетных ценностей, является культура поведения, а одной из её
составляющих является культура общения.
Высокий уровень культуры общения является основным
условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой
связи в современной системе образования особую актуальность вновь
приобретает проблема развития культуры общения.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и
доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается
литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма
общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными
словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой
культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к
языку.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура
взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики,
доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит
развивать в себе.
По мнению ряда психологов и педагогов, ( Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А.
Флерина) именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент
моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально
волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной
коммуникации.
Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи:
обогащается словарь, правильным становится произношение звуков,
развивается связная речь. Воспитание культуры речи предполагает не только
овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими,
грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса
реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Владение
богатством родного литературного языка, умелое использование его
изобразительновыразительных средств, в различных ситуациях общения
определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями
его общей культуры.
Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как
число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И
ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а
это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает
создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и
уменьшает возможность возникновения конфликтов. Если у человека с
детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим,
то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и
под его влиянием формируются привычки культурного общения с
окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к
людям.
В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения
возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в
котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности,
речевой культуры во взаимоотношениях людей. Особое
значение сформированности культуры общения приобретает на этапе
перехода ребенка к школьному обучению, так как отсутствие культуры
общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому так важно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в
дошкольном учреждении . (слайд3)
Культура речевого общения это такой выбор, такая организация языковых
средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении
современных языковых норм этики общения, позволяют обеспечить
наибольший эффект в достижении поставленных задач.
(слайд4 6)
Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком
норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на
уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего
словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в
общественных местах, быту.
Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности,
связанные с возрастными особенностями детей.
(слайд7)
Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия:
приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания,
словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные
приемы обучения.
Теоретический анализ проблемы воспитания культуры речевого общения при
обучении родному языку дошкольников позволил предположить, что
развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если:
перспективны и поступательны цели;
четко определены содержание, методы и формы организации
обучения;
у детей формируются осознание речевого этикета, как социально –
одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям и
умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценивать её и, в
соответствии с этим, применять речевые нормы общения.
(слайд8 12)
Универсальным методом формирования культуры речевого общения
является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь
необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со
сверстниками. Во время игры происходит формирование
общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость,
отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга
и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает
отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих
взаимоотношений.
Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются
им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не
оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.
Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны
поощрять даже самые незначительные попытки детей играть друг с
другом. Игра для дошкольников основная деятельность, именно по
средствам игры педагог может влиять на формирование культуры
общения воспитанника.
С этой целью я стараюсь объединять ребят вокруг дел, заставляющих
их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство
удовлетворения, проявлять доброжелательность. (Уборка игровой
зоны, сбор семян растений на корм для птиц, и т.д.) В интересной,
насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую
сдержанность. Часто использую различные приемы, которые
помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утро
начинаем с весёлых потягушек, стараюсь увлечь интересной
игрушкой, которая здоровается с ребятами и остаётся на протяжении
всего дня «смотреть» как ребята занимаются. Утро началось
жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.
Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору
о том, что их удивило и взволновало. Общение, между ними,
происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Перед
занятиями и в свободное время провожу словесные игры «Назови
ласково», «Шкатулка пожеланий», «Комплименты», что так же
способствует положительному эмоциональному настрою детей, для
лучшей концентрации внимания детей, использую мяч или
«волшебную» палочку.
(слайд13)
В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили
диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала
темы разговоров:
разговор с другом по телефону;
приглашение в гости;
разговор с бабушкой, живущей в другом городе, и другие по желанию ребят.
На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по
телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя
кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.
(слайд 15)
Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у
детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и
координацию движений. Они учится составлять из отдельных
элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость
ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем,
тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы
дети общаются друг с другом,
задают вопросы,
комментируют свои действия, то есть ведут диалог.
(слайд16)
(слайд17- 19)
Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим
играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению
словарного запаса детей, развитию умения отвечать на
вопросы воспитателя.
(слайд19)
С точки зрения Даниила Борисовича Эльконина, в дошкольном
возрасте ведущей деятельностью является сюжетноролевая игра, а
общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему
содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е.
возникает из условий жизни ребенка в обществе " Сюжетноролевые
игры, имеют большой успех среди воспитанников нашей группы
именно тем, что действие происходит в некотором условном
пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин.
А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача,
продавца). В таких играх как правило, задействовано несколько
участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д., а между ними будет процесс
общения. Организуя сюжетноролевую игру (предлагая детям новые
сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем
развитию их общении. В играх ребенком осуществляются цели
нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Воспитательная
роль игры на уровень культуры общения детей очень велика.
(слайд20)
Особое место, на мой взгляд, отводиться методу воспитания с
помощью сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с
ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем
окружающим миром в целом.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных
межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения,
а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют
его культуру общения. При этом сказка остается одним из самых
доступных средств для развития ребенка, которое во все времена
использовали и педагоги, и родители.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими
людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми
регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция,
яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный
язык, динамика событий, особые причинноследственные связи и
явления, доступные пониманию дошкольника, все это делает сказку
особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом формирования культуры общения ребенка.
Я использую разнообразные формы работы с Художественными
произведениями. Это использование сказочных примеров, ситуаций,
образов в повседневной деятельности, на прогулке, самостоятельной
художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом
деятельности; включаю сказочный материал в занятия по изобразительной
деятельности детей в качестве художественного слова;
использую отрывки из художественных произведений на занятиях по
познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
А так же игры драматизации, инсценировки, разрезные картинки.
Поощряю желание детей рассматривать иллюстрации к сказкам и
пересказ с опорой на картинку
(слайд22)
В нашей группе созданы все условия для речевого развития и
самостоятельной художественно – речевой деятельности детей.
Оборудованы книжный уголок, уголок ряженья, уголок
изодеятельности, уголок сюжетно – ролевых игр.
Есть необходимый материал для развития мелкой моторики, всё в
свободной доступности
У нас налажена совместная работа с логопедом, все рекомендации и
задания для детей собраны в папку и закрепляются с детьми в
свободное время.
В результате проводимой работы дети не только приобрели знание норм
речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти
знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных
ситуациях.
Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы:
советы, извинения, одобрения, комплименты.
Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и взрослыми. Дети
теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Вежливость не рождается сама
собой. Её воспитывают с раннего возраста . Так, чтобы человек – будь то
маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.
В дальнейшем своей работе планирую уделить еще больше
внимание играм и игровым упражнениям, направленным на
развитие диалогического общения. КГУ «Детский дом №1» г. Акколь
Культура речевого общения детей
дошкольного возраста
(из опыта)
Мельникова Т.В.
2018г.
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.