Культура речевого общения детей дошкольного возраста

  • Лекции
  • docx
  • 16.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку. В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Иконка файла материала Выступление.docx
Культура речевого общения детей дошкольного возраста Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я. Козловский.                                                        Дефицит общения в дошкольном возрасте                                                                           накладывает роковую печать                                                      на последующую судьбу личности» ­ отмечал                                                                                                    В.В. Давыдов.                                                                                                   (слайд2) Современное общество, ставит перед воспитателями, педагогами и  родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного  молодого поколения, владеющего всеми достижениями  человеческого общества. Это находит отражение в  государственных документах: «Конституции » РК  и в Законе «Об  образовании», где написано, что каждый гражданин имеет право на  образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из  приоритетных ценностей,  является культура поведения, а одной из её  составляющих является культура общения.  Высокий уровень культуры общения является основным  условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой  связи в современной системе образования особую актуальность вновь  приобретает проблема развития культуры общения. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и  доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается  литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма  общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов,просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными  словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой  культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к  языку. В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура  взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит  развивать в себе.   По мнению ряда психологов и педагогов, ( Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А.  Флерина)  именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент  моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально­ волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной  коммуникации.  Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи:  обогащается словарь, правильным становится произношение звуков,  развивается связная речь. Воспитание культуры речи предполагает не только  овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими,  грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса  реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Владение богатством родного литературного языка, умелое использование его  изобразительно­выразительных средств,  в различных ситуациях общения  определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями  его общей культуры. Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как  число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И  ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а  это значит ­ владеть основами культуры речи, что во многом облегчает  создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и  уменьшает возможность возникновения конфликтов. Если у человека с  детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим,  то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и  под его влиянием формируются привычки культурного общения с  окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к  людям. В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения  возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в  котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности,  речевой культуры во взаимоотношениях людей.            Особое  значение сформированности культуры общения приобретает на этапе  перехода ребенка к школьному обучению,  так как отсутствие культуры  общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому такважно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в  дошкольном учреждении . (слайд3)  Культура речевого общения ­ это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении  современных языковых норм этики общения,  позволяют обеспечить  наибольший эффект в достижении поставленных задач.    (слайд4 ­6)  Культура речевого общения дошкольника ­ это выполнение ребенком  норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на  уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего  словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в  общественных местах, быту.       Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности,  связанные с возрастными особенностями детей.  (слайд7)  Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания,  словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные  приемы обучения.  Теоретический анализ проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении   родному   языку     дошкольников   позволил     предположить,   что развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если:  ­ перспективны и поступательны цели; ­   четко   определены   содержание,   методы   и   формы   организации обучения; ­ у детей формируются осознание речевого этикета, как социально – одобряемой   нормы   этического   поведения   и   отношения   к   другим   людям   и умение   предвидеть   ситуацию   общения,   правильно   оценивать   её   и,   в соответствии с этим, применять речевые нормы общения.  (слайд8 ­12) Универсальным методом формирования культуры речевого общения  является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь  необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мереобеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со  сверстниками. Во время игры происходит формирование  общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость,  отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает  отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих  взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются  им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не  оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны  поощрять даже самые незначительные попытки детей играть друг с  другом. Игра для дошкольников основная деятельность, именно по  средствам игры педагог может влиять на формирование культуры  общения воспитанника. С этой целью я стараюсь объединять ребят вокруг дел, заставляющих  их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство  удовлетворения, проявлять доброжелательность. (Уборка игровой  зоны, сбор семян растений на корм для птиц, и т.д.) В интересной,  насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую  сдержанность. Часто использую различные приемы, которые  помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утро  начинаем с весёлых потягушек, стараюсь увлечь интересной  игрушкой,  которая здоровается с ребятами и остаётся на протяжении  всего дня   «смотреть» как ребята занимаются. Утро началось  жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.  Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение, между ними,   происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Перед  занятиями и в свободное время провожу словесные игры «Назови  ласково», «Шкатулка пожеланий», «Комплименты»,  что так же  способствует положительному эмоциональному настрою детей, для  лучшей концентрации внимания детей, использую  мяч или  «волшебную» палочку.   (слайд13) В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили  диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеютконкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала  темы разговоров: ­ разговор с другом по телефону; ­ приглашение в гости; ­ разговор с бабушкой, живущей в другом городе, и другие по желанию ребят. На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по  телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя  кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор. (слайд 15) Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть ведут диалог. (слайд16) (слайд17- 19) Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя. (слайд19)  С точки зрения  Даниила Борисовича  Эльконина,  в дошкольном  возрасте ведущей деятельностью является сюжетно­ролевая игра, а  общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему  содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е.  возникает из условий жизни ребенка в обществе "  Сюжетно­ролевые  игры, имеют большой успех среди воспитанников нашей группы  именно тем, что действие происходит в некотором условном  пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин.  А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача,  продавца). В таких играх  как правило, задействовано несколько  участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач ибольной, продавец и покупатель и т. д., а между ними будет процесс  общения.  Организуя сюжетно­ролевую игру (предлагая детям новые  сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем  развитию их общении. В играх ребенком осуществляются цели  нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Воспитательная  роль игры на уровень культуры общения детей очень велика.  (слайд20) Особое место, на мой взгляд,  отводиться методу воспитания с  помощью сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,  сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с  ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром  литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем  окружающим миром в целом. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных  межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют  его культуру общения. При этом сказка остается одним из самых  доступных средств для развития ребенка, которое во все времена  использовали и педагоги, и родители. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,  закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими  людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми  регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция,  яркое противопоставление добра и зла, фантастические и  определенные по своей нравственной сути образы, выразительный  язык, динамика событий, особые причинно­следственные связи и  явления, доступные пониманию дошкольника, ­­ все это делает сказку  особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым  инструментом формирования культуры общения ребенка. Я использую  разнообразные формы работы с Художественными  произведениями. Это использование сказочных примеров, ситуаций,  образов в повседневной деятельности, на прогулке,  самостоятельной  художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом  деятельности;включаю сказочный материал в занятия по изобразительной  деятельности детей в качестве художественного слова; использую отрывки из художественных произведений на занятиях по  познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала; А так же игры драматизации, инсценировки, разрезные картинки.  Поощряю желание детей рассматривать  иллюстрации к сказкам и  пересказ с опорой на картинку (слайд22) В  нашей группе созданы все условия для речевого развития и  самостоятельной художественно – речевой деятельности детей. Оборудованы книжный уголок, уголок ряженья, уголок  изодеятельности, уголок сюжетно – ролевых игр.  Есть необходимый материал для развития мелкой моторики, всё в  свободной доступности У нас налажена совместная  работа с логопедом, все рекомендации и  задания для детей собраны в папку и закрепляются с детьми  в  свободное время. В результате проводимой работы дети не только приобрели знание норм  речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти  знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных  ситуациях. Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы:  советы, извинения, одобрения, комплименты. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и взрослыми. Дети  теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста . Так, чтобы человек – будь то  маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку. В дальнейшем своей работе планирую уделить еще больше внимание играм и игровым упражнениям, направленным на развитие диалогического общения.КГУ «Детский дом №1» г. Акколь                                                                                             Культура речевого общения детей дошкольного возраста (из опыта) Мельникова Т.В. 2018г.