Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Культура речевого общения детей дошкольного возраста
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я. Козловский.
Дефицит общения в дошкольном возрасте
накладывает роковую печать
на последующую судьбу личности» отмечал
В.В. Давыдов.
(слайд2)
Современное общество, ставит перед воспитателями, педагогами и
родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного
молодого поколения, владеющего всеми достижениями
человеческого общества. Это находит отражение в
государственных документах: «Конституции » РК и в Законе «Об
образовании», где написано, что каждый гражданин имеет право на
образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из
приоритетных ценностей, является культура поведения, а одной из её
составляющих является культура общения.
Высокий уровень культуры общения является основным
условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой
связи в современной системе образования особую актуальность вновь
приобретает проблема развития культуры общения.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и
доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается
литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма
общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов,просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными
словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой
культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к
языку.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура
взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики,
доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит
развивать в себе.
По мнению ряда психологов и педагогов, ( Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А.
Флерина) именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент
моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально
волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной
коммуникации.
Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи:
обогащается словарь, правильным становится произношение звуков,
развивается связная речь. Воспитание культуры речи предполагает не только
овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими,
грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса
реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Владение
богатством родного литературного языка, умелое использование его
изобразительновыразительных средств, в различных ситуациях общения
определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями
его общей культуры.
Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как
число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И
ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а
это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает
создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и
уменьшает возможность возникновения конфликтов. Если у человека с
детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим,
то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и
под его влиянием формируются привычки культурного общения с
окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к
людям.
В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения
возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в
котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности,
речевой культуры во взаимоотношениях людей. Особое
значение сформированности культуры общения приобретает на этапе
перехода ребенка к школьному обучению, так как отсутствие культуры
общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому такважно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в
дошкольном учреждении . (слайд3)
Культура речевого общения это такой выбор, такая организация языковых
средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении
современных языковых норм этики общения, позволяют обеспечить
наибольший эффект в достижении поставленных задач.
(слайд4 6)
Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком
норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на
уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего
словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в
общественных местах, быту.
Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности,
связанные с возрастными особенностями детей.
(слайд7)
Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия:
приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания,
словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные
приемы обучения.
Теоретический анализ проблемы воспитания культуры речевого общения при
обучении родному языку дошкольников позволил предположить, что
развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если:
перспективны и поступательны цели;
четко определены содержание, методы и формы организации
обучения;
у детей формируются осознание речевого этикета, как социально –
одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям и
умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценивать её и, в
соответствии с этим, применять речевые нормы общения.
(слайд8 12)
Универсальным методом формирования культуры речевого общения
является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь
необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мереобеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со
сверстниками. Во время игры происходит формирование
общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость,
отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга
и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает
отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих
взаимоотношений.
Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются
им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не
оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.
Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны
поощрять даже самые незначительные попытки детей играть друг с
другом. Игра для дошкольников основная деятельность, именно по
средствам игры педагог может влиять на формирование культуры
общения воспитанника.
С этой целью я стараюсь объединять ребят вокруг дел, заставляющих
их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство
удовлетворения, проявлять доброжелательность. (Уборка игровой
зоны, сбор семян растений на корм для птиц, и т.д.) В интересной,
насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую
сдержанность. Часто использую различные приемы, которые
помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утро
начинаем с весёлых потягушек, стараюсь увлечь интересной
игрушкой, которая здоровается с ребятами и остаётся на протяжении
всего дня «смотреть» как ребята занимаются. Утро началось
жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.
Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору
о том, что их удивило и взволновало. Общение, между ними,
происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Перед
занятиями и в свободное время провожу словесные игры «Назови
ласково», «Шкатулка пожеланий», «Комплименты», что так же
способствует положительному эмоциональному настрою детей, для
лучшей концентрации внимания детей, использую мяч или
«волшебную» палочку.
(слайд13)
В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили
диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеютконкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала
темы разговоров:
разговор с другом по телефону;
приглашение в гости;
разговор с бабушкой, живущей в другом городе, и другие по желанию ребят.
На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по
телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя
кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.
(слайд 15)
Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у
детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и
координацию движений. Они учится составлять из отдельных
элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость
ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем,
тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы
дети общаются друг с другом,
задают вопросы,
комментируют свои действия, то есть ведут диалог.
(слайд16)
(слайд17- 19)
Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим
играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению
словарного запаса детей, развитию умения отвечать на
вопросы воспитателя.
(слайд19)
С точки зрения Даниила Борисовича Эльконина, в дошкольном
возрасте ведущей деятельностью является сюжетноролевая игра, а
общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему
содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е.
возникает из условий жизни ребенка в обществе " Сюжетноролевые
игры, имеют большой успех среди воспитанников нашей группы
именно тем, что действие происходит в некотором условном
пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин.
А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача,
продавца). В таких играх как правило, задействовано несколько
участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач ибольной, продавец и покупатель и т. д., а между ними будет процесс
общения. Организуя сюжетноролевую игру (предлагая детям новые
сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем
развитию их общении. В играх ребенком осуществляются цели
нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Воспитательная
роль игры на уровень культуры общения детей очень велика.
(слайд20)
Особое место, на мой взгляд, отводиться методу воспитания с
помощью сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с
ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем
окружающим миром в целом.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных
межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения,
а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют
его культуру общения. При этом сказка остается одним из самых
доступных средств для развития ребенка, которое во все времена
использовали и педагоги, и родители.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими
людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми
регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция,
яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный
язык, динамика событий, особые причинноследственные связи и
явления, доступные пониманию дошкольника, все это делает сказку
особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом формирования культуры общения ребенка.
Я использую разнообразные формы работы с Художественными
произведениями. Это использование сказочных примеров, ситуаций,
образов в повседневной деятельности, на прогулке, самостоятельной
художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом
деятельности;включаю сказочный материал в занятия по изобразительной
деятельности детей в качестве художественного слова;
использую отрывки из художественных произведений на занятиях по
познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
А так же игры драматизации, инсценировки, разрезные картинки.
Поощряю желание детей рассматривать иллюстрации к сказкам и
пересказ с опорой на картинку
(слайд22)
В нашей группе созданы все условия для речевого развития и
самостоятельной художественно – речевой деятельности детей.
Оборудованы книжный уголок, уголок ряженья, уголок
изодеятельности, уголок сюжетно – ролевых игр.
Есть необходимый материал для развития мелкой моторики, всё в
свободной доступности
У нас налажена совместная работа с логопедом, все рекомендации и
задания для детей собраны в папку и закрепляются с детьми в
свободное время.
В результате проводимой работы дети не только приобрели знание норм
речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти
знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных
ситуациях.
Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы:
советы, извинения, одобрения, комплименты.
Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и взрослыми. Дети
теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Вежливость не рождается сама
собой. Её воспитывают с раннего возраста . Так, чтобы человек – будь то
маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.
В дальнейшем своей работе планирую уделить еще больше
внимание играм и игровым упражнениям, направленным на
развитие диалогического общения.КГУ «Детский дом №1» г. Акколь
Культура речевого общения детей
дошкольного возраста
(из опыта)
Мельникова Т.В.
2018г.