Материал позволит выпускникам школ, сдающим историю и преподавателям выделить основные знания по культуре русского государства до монголо-татарского нашествия. В материале выделены периоды развития культуры домонгольского периода. Даны определения терминов, используемых в данной области. Указаны различия в строительном материале, из которого возводились храмы в разных частях страны
КУЛЬТУРА 9.docx
Чулкова Е.В., учитель истории и обществознания
Культура Руси до монголотатарского нашествия.
В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:
культуру восточного славянства (языческое мировоззрение и народные в своей основе
материальные и духовные производства);
культуру Киевской Руси (синтез достижений восточного славянства и христианской
культуры Византии);
культуру русских земель и княжеств периода феодальной раздробленности
(складывание отдельных культурнохудожественных школ, культура начала испытывать
определенное влияние западноевропейской романской традиции).
Письменность. Просвещение.
Распространение письменности началось задолго до принятия христианства, (пример:
текст договора Олега составлен как на греческом, так и на русском языках);
к моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит;
во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит
глаголицу, который был переработан ими с использованием греческого письма кириллица
(пользуемся до сих пор; была упрощена Петром 1 и в 1918 году);
огромное количество граффити (надписей) обнаружено на стенах древних соборов;
берестяные грамоты в Новгороде;
открытие школ при Ярославе Мудром в Киеве.
Литература, устное народное творчество.
В то время писали на пергаменте (изготовлен из специально выделанной телячьей
кожи)
Текст начинали писать с большой красной буквызаставки.
Книги украшались рисунками, которые назывались миниатюрами.
Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками
(обтягивались кожей).
Книги очень дорого стоили, передавались как часть наследства.
В 11 веке на Руси широкое распространение получают переводные византийские сочинения
как религиозного, так и светского характера («Хроника»). В тоже время происходит
становление оригинальной древнерусской литературы. Важнейшим жанром древнерусской литературы летописание. Первым летописным
сводом, текст которого может быть реконструирован, является Начальный свод конца
XI века (вошел в состав Новгородской первой летописи) «Остромирово Евангелие».
В начале XII века в КиевоПечерском монастыре создается «Повесть временных
лет». Автор монах Нестор. При написании повести использованы многочисленные
отечественные и переводные источники.
Расселение славян по Европе
Их взаимоотношения с другими народами
Возникновение государства Русь
События второй половины IXначала XII веков.
В литературе периода феодальной раздробленности ведущей была идея единения
русской земли (Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» летописи).
Прямое влияние византийской традиции прослеживается в ранних религиозных
произведениях житиях святых и церковных проповедях. «Житие Бориса и Глеба».
К 1049 году относится написание киевским митрополитом Илларионом (первым
митрополитом русского происхождения) проповеди «Слово о законе и
благодати»основная идея равноправие Руси с другими христианскими народами и
государствами, в том числе и с Византией.
«Поучение детям» Владимира Мономаха перечень походов князя и его послание
Олегу Святославовичу; «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (обращение к князю
выходца из нижних слоев)
Русский эпос IXн.XII веков былины. Появляются новгородские былины о Садко.
Конец 12 века « Слово о полку Игореве»описание неудачного похода против половцев
новгородсеверского князя Игоря Святославовича, совершенного в 1185 году. Главная
идеянеобходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности
(единственный список погиб в войне 1812 года).
Архитектура.
X века.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, постройки
были деревянные или деревянноземляные.
Церковь в честь Богородицы в Киеве или Десятинная церковь – одно из первых
каменных сооружений построена греческими мастерами в конце
Середина XI века (Ярослав Мудрый)сооружение Софийского собора в Киеве,
Золотых ворот по образу Константинопольских строений. Храмы Софии построены в
Новгороде и Полоцке, Спасский собор возведен в Чернигове.
Храмы возводили из плоского кирпича – плинфы.
Тип храма пришел из Византии – крестовокупольный (46 столбов образовывали в
плане крест над которым возвышался купол).
В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные
школы. Большинство храмов в этот период были одноглавые. Отличия связаны в
основном со строительным материалом.
Киев строительство из плинфы; Новгород известняк (церковь Спаса на Нередице).
Во ВладимироСуздальской и ГалицкоВолынской Русиосновной строительный
материал – белый камень. Золотые ворота, успенский и дмитриевский соборы во
Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Живопись и скульптура.
Фреска – живопись водяными знаками по сырой штукатурке (изображения сыновей и
дочерей Ярослава, бытовые сцены скоморохов на стенах Софии Киевской).
Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора,
керамики, смальты (Богоматерь Оранта в Софии Киевской).
Иконаизображение, образикона Владимирской Богоматери, написанная
евангелистом Лукой. Иконописцы XI века – Алимпий, Георгий.
Культура Руси до монголо-татарского нашествия.
Культура Руси до монголо-татарского нашествия.
Культура Руси до монголо-татарского нашествия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.