"Культура Японии"
Оценка 4.8

"Культура Японии"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история +1
10 кл—11 кл
25.02.2018
"Культура Японии"
Бинарный урок "Культура Японии" Цели урока: 1. Дать общее представление о культуре Японии. 2. Познакомить с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. 3. Раскрыть своеобразие и неповторимость японской культуры. Задачи урока: 1. Обучать умению выражать словами свои чувства. 2. Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. 3. Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи. Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; традиционный японский костюм – кимоно; презентации “Культура Японии”, “
Культура Японии.doc
Бинарный урок "Культура Японии" Цели урока: 1. Дать общее представление о культуре Японии. 2. Познакомить с особенностями садово­паркового дизайна и театрального искусства Японии. 3. Раскрыть своеобразие и неповторимость японской культуры. Задачи урока: 1. Обучать умению выражать словами свои чувства. 2. Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный  слух. 3. Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи. Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; традиционный японский костюм –  кимоно; презентации “Культура Японии”, “Садово­парковое искусство”, “Театр Кабуки” из  “Библиотеки электронных наглядных пособий для учащихся 10–11­х классов общеобразовательных  учреждений Мировая художественная культура” Министерства образования РФ, 2003 год;  традиционная японская музыка барабанов тайко, музыка театра Кабуки из “Библиотеки электронных  наглядных пособий для учащихся 10–11­х классов общеобразовательных учреждений Мировая  художественная культура” Министерства образования РФ, 2003 год; выставка книг о Японии и  предметов, иллюстрирующих достижения культуры изучаемой страны. Глоссарий урока: Кабуки, Ноо, сад Реандзи, хайку (хокку). Ход урока 1. Организационный момент. Урок ведут учитель МХК и учитель истории. Один из них в традиционной японской одежде – кимоно. Учитель МХК: …Тихий полдень. Свет все и всем нам прощает. Мои глаза Сейчас совсем пусты И ничего не видят. Но свет проникает в пустоту… Конэтива. Учитель истории: Здравствуйте. Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы детей – Культура Японии). Учитель истории: По каким признакам вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей – одежда учителя, урок начат с приветствия по­японски, с трехстишия) Учитель МХК: Вы правы. Сегодня мы вновь окунемся в восхитительный мир японской культуры. На доске открывается тема урока. Объявляются цели и задачи занятия, ставится проблемное задание. Учитель истории: Культура любой страны носит какие­либо отличительные черты. Не исключение и  культура Японии. Как называют свою страну сами японцы? (Ответы детей – Страна Восходящего Солнца) Учитель истории: Правильно. “Одно во всем и все в одном” – этот буддийский постулат является  одним из ключевых принципов японской культуры. Она является неповторимым самобытным  явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур.  Начиная с X–XI вв. она непрерывно развивалась, а с 1600 по 1850 гг. сегуны династии Токугава  поставили небывалый эксперимент со временем: заперлись на своих островах и на два с половиной  века начисто оградили подданных от воздействия внешней среды. В ту самую пору, когда мир  стремительно менялся, Япония жила без ощущения времени. Все оставалось неизменным или  менялось неестественно медленно. Тогда и получило творческое развитие национальное своеобразие  этой страны. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской  живописи, театра и литературы. 2. Проверка домашнего задания. Учитель МХК: Мы с вами уже знакомились на прошлом уроке с некоторыми элементами этой  уникальной культуры. Для того, чтобы вновь вернуться туда, в эту загадочную страну, необходимо  сдать экзамен, показав свои знания, полученные ранее. Сейчас внимание на экран. Ваша задача – на карточках после просмотра слайдов написать ответ на  поставленный вопрос. По окончании вы сдаете свои работы, а затем сможете проверить себя с  помощью слайдов. Демонстрация презентации “Домашнее задание”. (Вопросы для проверки домашнего задания: 1. Самое старое из сохранившихся архитектурных сооружений Японии близ Нары. (Монастырь  Хорюдзи.) 2. С какой целью были созданы такие сооружения, как замки Хакуродзе, Химедзи? (Для  обороны, защиты в период междоусобных войн.) 3. Древнейшая столица Японии. (Нара.) 4. Как называется данный вид японского искусства? (Укиё­э, цветная гравюра.) 5. Каково значение японской скульптуры нэцке? (Брелок­подвеска.) 6. Как называлось искусство изображения красавиц? (“Бидзинга”.) 7. Название традиционной национальной одежды жителей Японии. (Кимоно.) 3. Изучение нового материала Звучит традиционная японская музыка для театра Кабуки. Учитель МХК: Эта музыка, которую вы сейчас слышали, известна и любима всеми жителями  Японии. Какой вид искусства, по­вашему, она может сопровождать? (Ответы детей) Учитель истории: В Киото, второй столице Японии, есть памятник знаменитой Окуни, считающейся  родоначальницей театра Кабуки. Слово “кабуки” является существительным, образованным от  глагола “кабуку”, который буквально означает “отклоняться”. Почему же театр, который имеет почти 400­летнюю историю, был так назван? Поможет нам в этом разобраться (имя ученика). Сообщение о театре Кабуки. Демонстрация презентации “Театр Кабуки и театр Ноо”. Учитель истории: Многие обычаи театра Кабуки живы и поныне – например, штраф, налагаемый на  актера, который совершил на сцене какой­нибудь промах. Провинившийся должен угостить каждого  актера, кто был занят в эпизоде, миской лапши. Если сцена была большой, штраф получался  нешуточный. Театральное искусство Японии отражает всю многогранность культуры. Ни один росток,  пробившийся на этой почве, не умирает. Древнее и новое мирно живут бок о бок. Классические  театральные формы неприкосновенны, но не исключается и появление новых традиций. Учитель МХК: И какой бы жанр искусства Японии мы ни рассматривали, в любом из них ярко видна  самобытность, своеобразие и неповторимость японских традиций. Не менее удивителен и еще один  вид искусства – садово­парковый дизайн – абсолютно незнакомый нам жанр. Приоткрыть завесу  тайны поможет нам (имя ученика). А мы внимательно смотрим и отмечаем все особенности этого  вида искусства Японии. Сообщение о садово­парковом искусстве. Демонстрация презентации “Садово­парковое искусство”. Учитель МХК: Ребята, какие особенности садов в японском стиле вы можете отметить? Почему в Японии такие карликовые сады? (Ответы детей) Учитель МХК: Давайте рассмотрим один из самых знаменитых садов Японии – сад Реандзи. Как вы  видите на слайде, там нет ни воды, ни деревца, ни травы. Нынешняя форма сада сложилась в 1488  году. Любоваться садом можно только с веранды дома. Площадь сада засыпана мелким белым  гравием, над которым возвышается 15 камней, поросших мхом, собранных в группы. Гравий “расчесан” специальными граблями так, чтобы образовались параллельные полоски, завихряющиеся  вокруг камней. Они расположены так, что в какую бы сторону ни двигался по веранде зритель, он  может увидеть только 14 камней, а один (в зависимости от угла зрения, каждый раз иной), всегда  “прячется” от взгляда. Как вы думаете, что хотел донести до зрителя художник этого сада? (Ответы детей) Закрепление пройденного материала. Учитель истории: Итак, мы постарались донести до вас отличительные черты японской культуры.  Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но  первый шаг уже сделан. Попробуем применить свои знания на практике. Для закрепления  пройденного материала предлагаем вам выполнить одно из следующих заданий:     расписать веер согласно традициям японской живописи; “оживить” маску театра Ноо; украсить пояс оби; создать дизайн­проект сада в японском стиле. Не забывайте про главные принципы японского искусства: ваби, саби, сибуй и югэн. Что означают  данные принципы? (Ответы детей – саби – красота и естественность, ваби – протсота, сибуй – красота простоты,  минимальная обработка материала, югэн – недоговоренность.) Ребята работают по группам, затем защищают свои проекты. Материал для работы готовится заранее. Во время работы звучит традиционная японская музыка барабанов тайко. 5. Подведение итогов. Учитель МХК: Запишите, пожалуйста, домашнее задание на выбор:   составить кроссворд по культуре Японии сочинить стихотворение в стиле хайку по теме урока. Выставление оценок. Завершение урока. Учитель МХК: Саёнара. Учитель истории: До встречи. Всем большое спасибо за урок.

"Культура Японии"

"Культура Японии"

"Культура Японии"

"Культура Японии"

"Культура Японии"

"Культура Японии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018