«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»
Оценка 4.8

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
история
10 кл
09.10.2017
«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»
Технологическая карта к уроку истории по теме «Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века». «Серебрянный век» России и развитие культуры Донецкого края Просвещение, образование и меценатство в Донецком регионе. Развитие спорта в Донбассе в начале ХХ в. Личности «Серебряного века» в Донецком крае.
техкарта урок № 3.docx
Урок № 3. Тема «Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века» Дата ____________  Содержательная часть урока Серебрянный   век»   России   и   развитие   культуры   Донецкого   края Просвещение,   образование   и   меценатство   в   Донецком   регионе. Развитие спорта в Донбассе в начале ХХ в.  Личности «Серебряного века» в Донецком крае. . Основные понятия и термины: меценат, серебряный век,,  Тип урока урок изучения нового материала Методы и формы обучения  Методы: активный, интерактивный Формы: фронтальная, Приемы: лекция, работа с документами, виртуальная экскурсия План урока (для учителя) 1. Организационный момент 2. Мотивация учебной деятельности, определение цели и задач урока 3. Актуализация   опорных   знаний   (связь   с   курсом   всеобщей истории) 4. Изучение нового материала. 1.Серебрянный век» России и развитие культуры Донецкого края.  2.Просвещение, образование и меценатство в Донецком регионе.   3.Развитие спорта в Донбассе в начале ХХ в.   4.Личности «Серебряного века» в Донецком крае.  Эпиграф урока «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что» Д.Мережковский. Учебное пособие  История   России   9   класс,   учебник   для   общеобразовательных организаций под ред. А.В.Торкунова, в 2­х частях – М.:Просвещение, 2016  Оборудование и материалы Тетради, школьная доска, медиапроектор Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Научатся:  Характеризовать  уровень развития   системы   образования в Донбассе; называет  имена   меценатов   и их  вклад   в   развитие   культуры Познавательные:  применяют   знания   для   установления   причинно­ следственных связей и исторических аналогий, работают с документами, прогнозируют   возможные   варианты   исторических   событий,   подводят итоги   и   делают   выводы.  определять   сущностные   характеристики изучаемого   объекта,   самостоятельно   выбирать   критерии   для   сравнения, сопоставления,   оценки   и   классификации   объектов,   составляют   краткий     мотивацию   Получают к проявлению активной гражданской позиции,  осознанно определяют   свою   социальную принадлежность, собственное явлениям отношение     к современной жизни. конспект Коммуникативные: извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.), отделяют  основную информацию от второстепенной, критически оценивают   достоверность   полученной   информации,   передают   содержание информации   адекватно   поставленной   цели   (сжато,   полно,   выборочно), переводят информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,   из   аудиовизуального   ряда   в   текст   и   др.),   выбирают   знаковые систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.    Регулятивные:  объективно   оценивают   свои   учебные   достижения, демонстрируют  способность и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.        Донецкоо края; знает  имена   представителей «серебряного века», выдающихся спортсменов края, их достижения умеет   сжато   или   схематично излагать основные события  описывает  повседневную жизнь   жителей   Донбасса   на фронте и в тылу;  характеристику дает выдающимся деятелям культуры   этого   периода   и оценку их деятельности;  анализирует   и   обобщает информацию   по   конкретной теме.  Получат научиться:  выявлять исторические закономерности, подтверждая их   конкретными   фактами   и событиями;  соотносить   экономические факторы   и   изменения, происходящие   в   жизни человека. возможность     Предметно­методологическое содержание урока Действия Деятельность учителя Деятельность обучающихся I. Организационный момент (2 ­ 3 мин.) Дидактическая задача: подготовка обучающихся продуктивной учебной деятельности. Организация урока. Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся   на   плодотворную   и творческую работу.   Приветствуют   учителя,   проверяют   свою   готовность   к уроку, настраиваются на работу. II. Мотивация учебной деятельности, определение цели и задач урока Дидактическая задача этапа: создание благоприятного психологического микроклимата, мотивация обучающихся на овладение новыми знаниями Озвучивание урока Самостоятельно формулируют задачи урока     темы, Оглашает   тему   урока,   зачитывает эпиграф   предлагает   объяснить   его, высказать личное мнение  (см. в доп. материалах), называет цель урока III. Актуализация опорных знаний   Дидактическая задача этапа: проверить уровень подготовки обучающихся к восприятию нового материала Приём "Ассоциативный  ряд"  Называют известные факты, имена меценатов и их вклад в развитие   культуры   Донецкого   края;   имена   представителей «серебряного   века»,   выдающихся   спортсменов   края,   их достижения  Предлагает к теме урока выписать в  столбик слова­ассоциации, связанные  с темой урока. Оставить запись на  доске, объяснить новую тему, в конце  урока вернуться, что­либо добавить  или стереть.  IV. Постановка новой учебной задачи  Дидактическая задача этапа: овладение новыми знаниями и УУД. Лекция, работа с  документами Ставит   проблемный   вопрос,  излагает фактический   материал,   сопровождая демонстрацией  фотоматериалов  (см. в   доп.материалах),  предлагает ознакомиться с документами и найти ответ на проблемный вопрос Принимают   участие   в   беседе   по   ходу   лекции,   делает выводы   об   условиях   и  уровне   развития   системы образования   в   Донбассе;  меценатстве   в   Донецком   регионе. Развитии спорта в Донбассе в начале ХХ в. Составляют краткий конспект  V. Решение поставленной задачи Дидактическая задача этапа:  проверить знания, умения и навыки учащихся на основе нового материала, закрепить новый материал, подготовить учащихся к выполнению домашнего задания. 1. . «Серебрянный век» России и развитие культуры Донецкого края. Работа с конспектом   документов, Ставит задачу: пользуясь выдержками из определить исторические   условия   развития культурной   жизни   Донбасса   начала   ХХ века   По   определяют   принадлежность   территории   региона   к административным единицам Российской империи, делают выводы   влиянии   российской   культуры   на   культурное развитие края. Составляют краткий конспект  2. Просвещение, образование и меценатство в Донецком регионе.   «Реставрация», с Игра работа   дополнительным материалом  Ставит проблемный вопрос: Согласны ли   ученики   с   мнением   что   развитие просвещения   и   образования   в Донецком   крае   было   связано   с экономическим   и   промышленным развитием   края,   отвечало   его требованиям. Ставит   задачу   ознакомиться   с дополнительным материалом учебника   и   определить   основные тенденции развития образования  края в нач. ХХ века    3 Развитие спорта в Донбассе в начале ХХ в.  Работа   с   документами, фотогафиями   ознакомиться Предлагает  с документами,   фотогафиями  (см.   в доп.материалах),    основе материалов   сделать   выводы   о развитии спорта на Озвучивают свои мысли по поводу основных направлений культурного   Донбасса,   приводят   факты   и   аргументы   в подтверждение.   Работают с дополнительным материалом, прорабатывают материал   о   развитии   образования,   просвещения   в Донецком крае. Запоминают имена меценатов Донецкого края, определяют их историческую роль ( Знакомится   с   содержанием   документа,   делают   краткую запись в конспект о развитии спорта в Донецком крае в начале ХХ века  4. Личности «Серебряного века» в Донецком крае. Виртуальная экскурсия Предлагает   совершить   виртуальную Знакомятся   с   с   выдающимися   деятелями   культуры экскурсию   и   познакомиться   с выдающимися   деятелями   культуры Донецкого края начала ХХ века. Донецкого   края   начала   ХХ   века.   и   делают   вывод   о   их вкладе в развитие культуры VI. Рефлексия  Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, ответить на проблемный вопрос, поощрить учащихся. Задают вопросы учителю, уточняют неясные моменты.  Делают общие выводы по теме.  Озвучивают свои варианты ответов на проблемный вопрос, обобщают изученный материал. Приём «Мысли во  времени»  Учитель называет ключевые слова.  темы урока ( можно использовать  записанные на доске ранее слова  ­ассоциации. В течение 1 минуты  учащимся необходимо непрерывно  записывать свои мысли, которые  "приходят в голову" и связаны с  заданным словом. По истечении  времени. Ученики читают записи про  себя. Затем мысленно отвечают на  следующие вопросы.  Почему я записал именно эти слова?  О чем я думал, когда писал эти слова? Чтобы я хотел в записях изменить?  Написанное мной имеет или не имеет  для меня значение?  Оценивание знаний. Анализирует   работу   учащихся   на уроке, оценивает. Делают самооценку работы на уроке VІІ. Итоги урока. Домашнее задание (2 – 3 мин.) Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать учащихся к его выполнению. Формулировка домашнего задания.   Записывают   домашнее   задание   в   дневники,   уточняют неясные   моменты.   При   подготовке   домашнего   задания обучающийся   может   использовать   дополнительные источники.. Записывает на доске домашнее  задание, объясняет, что нужно  сделать:  Прочитать   свой   конспект,   на   его основе синквейн «Культурная   жизнь   Донбасса начала ХХ века» составить Дополнительный материал Игра «Реставрация»: Эта игра формирует одно из важных дидактических умений — умение составлять конспект. Конспект — это короткое изложение материала. Во­первых,   необходимо   научиться   сокращать   слова,   выделять   главное   и   избегать   второстепенного;   во­вторых,   необходимо   уметь расшифровывать конспект, то есть по короткой записи восстановить весь текст, максимально приближенный к исходному. Для игры на доске пишется короткий конспект с сокращениями, без точек, без запятых, с пропусками слов. Учащимся необходимо восстановить текст.  Приём «Мысли во времени»  Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.  Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно  записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя.  Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.  Почему я записал именно эти слова?  О чем я думал, когда писал эти слова?  Чтобы я хотел в записях изменить?  Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?  Материалы для учителя и самостоятельной работы учащихся Материал для лекции "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Просвещение. Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально­экономической и политической сферах, но и   существенное   повышение   грамотности,   образовательного   уровня   населения.   К  чести   правительства,   эта   потребность   им   учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Основное внимание уделялось начальной школе.   Правительство   имело   намерение   ввести   в   стране   всеобщее   начальное   образование.   Однако   школьная   реформа   проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно­приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. ­ 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. ­ уже около 6 млн. Началась перестройка   системы   среднего   образования.   Росло   число   гимназий   и   реальных   училищ.   В   гимназиях   увеличивалось   количество   часов, отводимых на изучение предметов естественно­математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку ­ на физико­математические факультеты университетов. По инициативе   предпринимателей   создавались   коммерческие   7­8­летние   училища,   которые   давали   общеобразовательную   и   специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово­промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс.   девушек.   Возросло   количество   средних   специальных   учебных   заведений:   промышленных,   технических,   железнодорожных,   горных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске,   Томске.   В   Саратове   был   открыт   университет.   Для   обеспечения   реформы   начальной   школы   в   Москве   и   Петербурге открывались   педагогические   институты,   а   также   свыше   30  высших   женских   курсов,   положивших   начало   массовому   доступу   женщин   к высшему образованию. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из­за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии ­ около 4 руб., в США ­ 7 руб. (в пересчете на наши деньги).  Наука. Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно­технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели   к   пересмотру   устоявшихся   представлений   об   окружающем   мире.Физик   П.   Н.   Лебедев   впервые   в   мире   установил   общие закономерности, присущие волновым процессам  различной природы (звуковым,  электромагнитным,  гидравлическим и  др.)" сделал  иные открытия   в   области   физики   волн.   Он   создал   первую   в   России   физическую   школу.Ряд   выдающихся   открытий   в   теории   и   практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.У истоков   современной   космонавтики   стоял   самородок,   учитель   калужской   гимназии   К.   Э.   Циолковский.   В   1903   г.   он   опубликовал   ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели. Выдающийся ученый В. И. Вернадский   получил   мировую   известность   благодаря   энциклопедическим   трудам,   послужившим   основой   для   появления   новых   научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности,   об   условных   рефлексах.   В   1904   г.   ему   была   присуждена   Нобелевская   премия   за   исследования   в   области   физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Начало XX века ­ время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов­Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер,   Е.   В.   Тарле.   Мировую   известность   получила   русская   школа   востоковедения.   Начало   века   ознаменовалось   появлением   трудов представителей оригинальной русской религиозно­философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея ­ проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.В начале XX в. были популярны научно­технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей­энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765 г.), Общество истории и древностей (1804 г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.), Географическое, Техническое, Физико­ химическое,   Ботаническое,   Металлургическое,   несколько   медицинских,   сельскохозяйственных   и   т.д.   Эти   общества   не   только   являлись центрами научно­исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно­технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.  Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого расцвета   всех   видов   творческой   деятельности,   рождения   новых   направлений   в   искусстве,   появления   плеяды   блестящих   имен,   ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма­обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть,  преградить  дорогу  злу и  защитить   всех  притесняемых.  Основная мысль  публицистики  Толстого  ­ невозможность устранить  зло насилием. А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения. Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов,   происходивших   в   деревне   (расслоение   крестьянства,   постепенное   отмирание   дворянства),   но   также   и   психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов ­ С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков. Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства ­ непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал ­ материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность. Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты­символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия ­ краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны.   Эти   мотивы   особенно   ярко   звучали   в   творчестве   Блока   (поэтические   циклы   "На   поле   Куликовом",   "Родина")   и   А.   Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век". Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" ­ высшая степень чего­либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова. Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" ­ будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" ­ В. Хлебников, Д. Д. Бур­люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина. Живопись. Сходные   процессы   протекали   и   в   русской   живописи.   Прочные   позиции   удерживали   представители   реалистической   школы, действовало   Общество   передвижников.   И.   Е.   Репин   закончил   в   1906   г.   грандиозное   полотно   "Заседание   Государственного   совета".   В раскрытии событий прошлого В. И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М. В. Нестерова. Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников­реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что   последние,   выполняя   не   свойственную   искусству   функцию,   нанесли   вред   русской   живописи.   Искусство,   по   их   мнению,   ­   это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие русские художники ­ А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных   традиций.   Представители   "Голубой   розы"   были   тесно   связаны   с   поэтами­символистами,   выступление   которых   являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своей манере художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет­ров­Водкин и другие.Ряд крупнейших мастеров ­ В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. ­ вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.  Скульптура. Творческий   подъем   в   этот   период   переживала   и   скульптура.   Ее   пробуждение   во   многом   было   связано   с   тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на этом пути обновления достиг П. П. Трубецкой. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. Он был задуман как некий антипод другому великому монументу ­ "Медному всаднику" Э. Фальконе.Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной. При этом основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа или жизненного факта, а создание обобщенного явления: "Старость" (1898), "Идущий человек" (1903), "Солдат" (1907), "Спящие" (1912) и др.Значительный след в русском искусстве "серебряного века" оставил С. Т. Коненков. Его скульптура стала воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение творчеством   Микеланджело   ("Самсон,   разрывающий   цепи"),   русской   народной   деревянной   скульптурой   ("Лесовик",   "Нищая   братия"), передвижническими традициями ("Камнебоец"), традиционным реалистическим портретом ("А. П. Чехов"). И при всем при этом Коненков оставался  мастером яркой  творческой  индивидуальности. В целом  же русская  скульптурная школа  была  мало затронута  авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи. Архитектура. Во второй половине XIX в. новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений; Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название "модерн". Одной из особенностей этого направления стала   стилизация   русских   архитектурных   мотивов   ­   так   называемый   неорусский   стиль.   Наиболее   известным   архитектором,   творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900­ 1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве(1902­1904). В последующей деятельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название "рационалистический модерн", которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительными зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газеты "Утро России" (1907). Вместе с тем наряду с архитекторами "новой волны" значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В. Жолтовский), а также мастера,   использующие   прием   смешения   различных   архитектурных   стилей   (эклектику).   Наиболее   показательным   в   этом   плане   было архитектурное решение здания гостиницы "Метрополь" в Москве (1900), сооруженной по проекту В. Ф. Валькотта. Музыка,  балет,  театр, кинематограф. Начало   XX   в.   ­   это   время   творческого   взлета   великих   русских   композиторов­новаторов   А.   Н. Скрябина,   И.   Ф.   Стравинского,   С.   И.   Танеева,   С.   В.   Рахманинова.   В   своем   творчестве   они   пытались   выйти   за   рамки   традиционной классической   музыки,   создать   новые   музыкальные   формы   и   образы.   Достигла   значительного   расцвета   и   музыкальная   исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма   выдвинули   принцип   живописности,   в   соответствии   с   которым   полноправными   авторами   спектакля   становились   не   только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров ­ А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра ­ в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского   перевоплощения.   В.  Э.   Мейерхольд   вел   поиски   в  области   театральной   условности,   обобщенности,   использования   элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. В начале XX в. все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908­1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже,   Лондоне,   Риме   и   других   столицах   Западной   Европы   "Русские   сезоны",   представленные   балетными   и   оперными   спектаклями, театральной   живописью,   музыкой   и   т.   д.   В   первое   десятилетие   XX   в.   в   России,   вслед   за   Францией,   появился   новый   вид   искусства   ­ кинематограф. В 1903 г. возникли первые "электротеатры" и "иллюзионы", а к 1914­му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г.   была   снята   первая   русская   игровая   картина   "Стенька   Разин   и   княжна",   а   в   1911­м   ­   первый   полно   метражный   фильм   "Оборона Севастополя".   Кинематография   быстро   развивалась   и   становилась   очень   популярной.   В   1914   г.   в   России   на   считывалось   около   30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились   деятели   кино   с   мировыми   именами:   режиссер   Я.   А.   Протазанов,   актеры   И.   И.   Мозжухин,   В.   В.   Холодная,   А.   Г.   Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кино картины, создававшиеся в основ ном как экранизации   классических   произведений,   стали   первой   ласточкой   в   формировании   "массовой   культуры"   ­   непременного   атрибута буржуазного общества. Дополнительный материал для изучения и составления коенспекта Просвещение Система образования в крае складывалась в большинстве своем из земских, церковноприходских, министерских, фабрично­заводских, железнодорожных   школ.   Так,   в   1910   г.   в   Бахмутском   и   Мариупольском   уездах   насчитывалось   соответственно   304   и   240   сельских начальных училищ, в Бахмуте — 14 и Мариуполе — 25. Всего обучалось около 43 тыс. детей в возрасте от 8 до 15лет. Преобладающим типом начальной школы были земские одноклассные училища — 264. К 1913 г. в уездах функционировало уже 644 начальных учебных заведения. В среднем в школах обучалось около 70% общего числа детей школьного возраста.В 1912 г. были учреждены высшие начальные училища. Они заменили устаревшие городские училища. В них предусматривался четырехгодичный курс обучения ( на базе одноклассного начального училища ). Была сделана попытка сблизить программы высших начальных училищ с программами средних школ. В Бахмутском и Мариупольском уездах в течение 1912­1913 гг. было открыто 6 высших начальных училищ.Профессиональную подготовку в начале XX в. осуществляли 26 специальных профессиональных училищ, курсов и классов.Не только промышленность и транспорт нуждались в профессиональных   кадрах,   их   требовала   и   торговля.   В   начале   XX   в.   в   Донбассе   начали   создаваться   коммерческие   училища.   Они функционировали в Юзовке и Славянске. Восьмиклассное коммерческое училище Юзовского общества «Просвещение» открылось в 1909 г. Оно принадлежало к разряду средних учебных заведений и имело целью дать учащимся общее среднее и коммерческое образование. Принимались в училище мальчики всех сословий и вероисповеданий. В 1912 г. для училища было построено специальное здание. В нем насчитывалось  13 классных комнат, специальные кабинеты для  уроков физики,  химии и  естествознания,  актовый  зал и библиотека, которая выписывала около 20 журналов, а ее книжный фонд пополнялся ежегодно примерно тремя тысячами экземпляров.В первый класс принимались дети 11­12 лет и имевшие знания для поступления в первый класс реальных училищ. Возрастной ценз выпускников составлял 20­21 год. Обучение в коммерческом училище было платным, но существовало и «Положение о вакансиях бесплатного обучения» — для детей неимущих родителей, которым выделялось 30 стипендий (5 по 100 руб.; 10 по 75 руб., 15 по 50 руб.) — всего 2 тыс. рублей в год.Продолжала   расширяться   сеть   средних   учебных   заведений.   В   регионе   действовало   19   государственных   и   частных   гимназий   и прогимназий, три реальных училища. Среднее образование постепенно демократизировалось. В реальных училищах и гимназиях учились и крестьянские дети (как правило, из зажиточных семей).Естественно, что расширение сети учебных заведений влияло на повышение общего уровня   грамотности   населения.   Однако,   накануне   первой   мировой   войны   грамотность   населения   на   украинских   землях   в   составе Российской империи не достигла даже среднего по всей стране показателя — 30%. Преподавание велось только на русском языке. Больше того, обязательное начальное образование не было введено вплоть до 1917 г. Хотя в Англии и Италии всеобщее образование было введено в   70­х   гг.   XIX   в.,   во   Франции   —   в   начале   80­х.   Расширяется   сеть   библиотек.   К   концу   XIX   века   в   смету Екатеринославского земства ежегодно стало вноситься 4000 рублей, по 500 рублей на каждый уезд для открытия за счет губернского земства по две библиотеки­читальни. Устраивались библиотеки по принципу районности. Уезд разделялся на районы, в центре которых должна   была   быть   большая   библиотека­читальня   в   отдельном   помещении,   с   библиотекарем­специалистом.   Ежегодное   содержание библиотеки­читальни   обходилось   уездным   земствам   в   220­300   рублей.   Так,   в   Мариупольском   уезде   в   1907г.   функционировало   17 библиотек­читален, в которых насчитывалось 10580 томов книг. Наибольшее количество книг было в Сартанской (1054 тома) и Урзуфской (1006)   библиотеках­читальнях.   Большинство   школ   Мариупольского   и   Бахмутского   уездов   имело   также   ученические   и   учительские библиотеки. Кроме того, в Мариуполе и Бахмуте были открыты учительские библиотеки им. Пушкина.И, хотя количество открываемых библиотек было недостаточным, они способствовали расширению и углублению образовательного уровня населения, развитию знаний, полученных в школе. Благотворительность Характерной чертой жизни населения во второй половине XIX в. — начале XX в. была благотворительность, т.е. помощь нуждающимся со стороны   общественных   организаций,   государственных   учреждений,   церкви   и   частных   лиц.   Она   вызывалась   разными   мотивами: состраданием,   сознанием   солидарности   между   членами   общества,   нравственными   воззрениями,   патриотизмом,   желанием   получить признательность   со   стороны   правительства,   которое   поощряло   благотворительство.Древнейшей   формой   благотворительности   была милостыня   и   призрение   нищих,   которых   считали   хорошими   богомольцами.В   1876   г.   возникло   Мариупольское   благотворительное общество,   целью   которого   было   «доставление   средств   к   улучшению   материального   и   нравственного   состояния   бедных».   Средства общества состояли из ежегодных членских взносов в размере 3 рублей, субсидий городской управы, сборов от концертов, спектаклей, вечеров   и   частных   пожертвований.   Общество   предоставляло   нуждающимся   постоянное   пособие   в   размере   50­120   рублей   и единовременное — от 80 до 200 рублей. По имеющимся данным, в 1893 г. в обществе состояло 184 человек.На протяжении конца XIX — начала   XX   в.   в   Мариуполе   функционировали   различные   благотворительные   общества:   «Попечительства   императрицы   Марии Александровны   о   слепых»,   «Попечительства   императрицы   Марии   о   глухонемых»,   «Российское   общество   Красного   Креста», «Скобелевский комитет  для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам», «Общество повсеместной помощи пострадавшим   на   войне   солдатам   и   их   семьям»,   «Общество   подання   помощи   при   кораблекрушениях»,   «Мариупольское   отделение попечительского   общества   о   тюрьмах».Значительные   средства   выделялись   в   помощь   детям.   Так,   в   Мариуполе   было   создано «Мариупольское   отделение  Екатеринославского  общества  попечения  о  детях».   Используя  поддержку  городской  думы,   оно  открыло «ясли­приют», заботилось о бедных учениках начальных школ города. Мариупольская городская управа выделила этому обществу на 1899 г.  300 рублей,  а  на 1910  г. —  1000.Существенную   поддержку  оказывала  Дума  «Обществу  взаимного  вспомоществования  учащим  и учившим в начальных народных училищах Екатеринославской губернии», а также «Обществу помощи больным, недостаточным учащимся в высших учебных заведениях г. Харькова». Кроме  того, городские Думы  ежегодно назначали стипендии  молодежи, обучавшейся  в учебных заведениях Мариуполя, Харькова, Москвы, Петербурга.Большую роль в благотворительности играли частные жертвователи. Так, в Бахмуте особой благотворительностью отличались помещики Плещеевы. В основанном ими приюте находилось 72 мальчика­сироты. Приютское хозяйство имело 90 га земли. Были оборудованы спальни, столовая, 2 класса, комнаты вечерних занятий и игр, столярная и кузнечная мастерские. Приют имел 2 оркестра (струнный и духовой). Наследники Абрамовича в 1896­1899 гг. выделяли ежегодно по 1000­ 1500 рублей на мостовые Бахмута.На средства меценатов открываются  и содержатся богадельни (дома престарелых). Например, на капиталы и проценты с них коллежского советника А. Коптева, дворянки П. Курдюмовой в сумме 1450 рублей содержалась городская богадельня.   В   1895   г.   купец   Кузьмин   построил   для   богадельни   каменный   дом.   В   1909   г.   городская   Дума   Бахмута   основала «Надеждинскую»   богадельню   от   «завещанного   генеральшей   Надеждой   Ильиничной   Мажной   капитала»   в   Ильиновке   и Берховке.Выделяются   средства   и   на   развитие   здравоохранения.   Например,   в   1894­1897   гг.   на   деньги   «Потомственного   Почетного Гражданина города» А. Д. Хараджаева, пожертвовавшего 30 тыс. рублей, было построено здание Мариупольской городской больницы.Со дня основания земств стала развиваться и земская благотворительность. Земства в 1890 г. тратили на благотворительность, не считая расходов   на   медицинскую   помощь,   10%   своего   бюджета,   или   3   млн.   рублей.   При   Бахмутском   земстве   существовал   фонд   пособий учащимся гимназий. Лотерея, проведенная в октябре 1909 г. в народном Доме, дала сразу 9,3 тыс. рублей.Земства бесплатно раздавали семена и саженцы церковным приходам, сельским школам, крестьянам для облесения оврагов и песков. Ежегодно содержание библиотеки­ читальни обходилось уездным земствам в 220­300 рублей. Бахмутское уездное земство помогало больным хроникам: туберкулезников направляли бесплатно в Ялту, ревматиков — в Сочи и Славянск, детей­инвалидов — в специальные школы. Развитие спорта Конец XIX — начало XX веков является временем появления спорта в современном его понимании. Первыми кружками, появившимися в Донбассе, были велосипедные. Это «Кружок славянских самокатчиков», «Юзовское Велосипедно­ Атлетическое общество» (ЮВАО), Общества велосипедных любителей в Дружковке, Мариуполе. Для занятий этим видом спорта в Юзовке и Мариуполе были построены велотреки, на которых проводились всероссийские и международные соревнования. Здесь выступали чемпион мира француз Метров, из России — Бутылкин. Проводились также велопробеги и многодневные гонки.В отличие от дорогостоящего и технически   сложного   велоспорта,   более   демократичные   тяжелая   атлетика   и   борьба   имели   в   Донбассе   большую   популярность.   Первым тренером по тяжелой атлетике был инженер В. Д. Данчич, который оборудовал спортзал в Юзовке. Заниматься в секции мог любой желающий. В Юзовке существовала атлетическая секция рабочих и спортивный кружок на квартире чемпиона России по тяжелой атлетике 1903 г. П. Грищенко. В Мариуполе был открыт кружок «Санитас», участники которого — атлеты Н. Ярощук, Я. Царицын и др. — получили признание спортивной общественности страны. Ужє в начале XX века не было в Донецком регионе спортивной дисциплины более популярной, чем футбол. Футбольные команды образовались в Мариуполе — «Никополь» и «Русский Провиданс», в Бахмуте, Енакиево, Константиновке, Славянске,  Краматорске,  Дружковке,  Макеевке,  в  Юзовке  — «ЮСО». Инициаторами  «ЮСО»  выступили  британские  служащие,  в  него входило 200 человек. Весной 1913 г. в Константиновке состоялось объединение спортивных обществ в футбол­лигу Донецкого бассейна. Заслуга создания Лиги принадлежит Вюфелю, лидеру «Краматорского спортивного общества». Лигой стали проводиться соревнования Кубок Донбасса.Развитие спорта шло и в других направлениях, открывались общества, занимающиеся греблей, теннисом, гольфом, конным спортом, шахматами, конькобежным спортом, гимнастикой, плаванием. Между 1913 и 1915 гг. в Мариуполе начал функционировать яхт­клуб.Таким образом, за короткий срок спорт стал неотъемлемой частью культурной жизни края. По некоторым показателям донецкие спортсмены и организации достигли уровня ведущих центров физической культуры России.Зарождение физкультурно­спортивного движения в нашем крае произошло в к. XIX ­ нач. XX в. Самыми популярными видами спорта того времени были: велоспорт, тяжелая атлетика, гимнастика, борьба и футбол. В начале ХХ века в нашем городе уже проводились международные встречи по футболу, существовали различные спортивные общества.В 1901 году, например, в Юзовке был построен циклодром (велотрек). Осенью 1901 году ­ на новых бетонных дорожках уже, проводились первые тренировочные заезды велосипедистов. В те далекие годы, циклодром был явлением уникальным. В октябре 1911 года вице­губернатор Екатеринославской губернии камер­юнкер Татищев удовлетворил прошение об открытии Юзовского спортивного общества — это было первое регулярное спортивное общество. В 1915 году оно насчитывало 200 членов. Общество развивало различные виды спорта, но главным для него все­таки оказалось любимая игра англичан — футбол. Просветители Донецкого края: 1883гг.) принадлежал   к   старшей   ветви   своего   древнего Николай   Александрович   Корф (1834 – в   Прибалтику,   так   и   стали   российскими   дворянами.   В   роду германского рода. В 15­м веке его предки перебрались личностей – воеводы, послы, генералы, члены государственного Николая   Александровича   хватало   выдающихся Александровском   пансионе,   Николай   Корф   выбрал   свое совета.   В   14   лет,   во   время   учебы   в   частном окончания  учебы  он полтора  года  прослужил  в  министерстве дальнейшее   занятие   –   «служение   народу».   После Нескучное, женился на дочери соседа. У Корфа появились дети. юстиции.   А   потом   бросил   службу,   уехал   в   село полезным народу, и наслаждался тихой семейной жизнью. Но не На   первый   взгляд,   барон   расстался   с   мечтами   быть французский, немецкий языки. Имел и литературный талант. А тут­то было.Сам Корф в совершенстве знал английский, краю,   организовывая   школы   нового   типа   –   земские.   В   своих, еще – талант общественного деятеля. Корф ездил по «корфовских» школах он отменил телесные наказания. Сам написал для школьников книгу для чтения «Наш друг» и другие детские книжки, которые затем активно использовали в школах России. Посещал школы, проверял знания учеников и работу учителей. Вникал   во   все   проблемы,   вплоть   до   нехватки   дров   для   отопления.   Зная,   как   много   зависит   от   личности   учителя   в   школе,   занимался подготовкой молодых педагогов, проводил для них образцовые уроки.Стараниями неугомонного барона в Мариупольском уезде народных школ   за   14   лет   стало   втрое   больше,   чем   было   на   момент   создания   уезда.   Кстати, первые   библиотеки  на  Донбассе   тоже  появились благодаря барону Корфу.  Жизнь барона­чудака, которую он посвятил детям, длилась всего 49 лет. История поставила его в один ряд с его знаменитыми предками ­ генералами и государственными деятелями.В усадьбе Нескучное создан музей Корфа и театрального режиссера Немировича­Данченко. Почему «двойной» музей? Режиссер был зятем Николая Александровича. От Корфа остались также старейшие на сегодняшний день библиотеки Донбасса ­ сельские Времевская и Старомайорская. 1920).  Христина   Даниловна   Алчевская   (1841­ Христина   Даниловна   родилась   на Черниговщине,   в   городке   Борзна   в   семье   преподавателя   городского училища. Наукам и манерам ее выучила мама, Аннета Вубч, воспитанница Смольного института благородных девиц. В 1869 вступила в брак с банкиром и промышленником Александром Алчевским. Х. Алчевская перенесла на воспитание своих детей багаж знаний, заложенный в ней ее родителями. Женщина образованная и современная, она была представлена в самых просвещенных кругах того времени. Она вела переписку со многими выдающимися людьми своей эпохи, со многими дружила. Ее таланты высоко ценил Лев Толстой, а с Иваном Франко они, бывало, горячо спорили. О том, кого же считать истинным патриотом. Более полувека она отдала делу просвещения  народа, разработке эффективных методов обучения взрослых. Организовала и содержала в 1862— 1919 гг. частную воскресную женскую школу (официально открыта в 1870), где   преподавала   и   участвовала   в   подготовке   педагогов   (бесплатно   работало   более   100   учителей).   Популяризировала   украинский   язык, народную   песню,   творчество   Т.Шевченко.   В   ее   харьковской   усадьбе   впервые   в   мире   в   1899   был   установлен   бюст   Т.Шевченко   работы скульптора В.Беклемишева.В 1870 г. Христина Даниловна  вновь открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую со­ держала  на свои средства, а также основала школу для взрослых в селе Алексеевка Славяно­Сербского  уезда Екатеринославской губернии. Алчевская возглавила авторский коллектив по созданию 3­томного пособия «Что читать народу?» (1884—1906), а в 1900г. ­ выпустила «Книгу  для взрослых». Христина Даниловна была участницей педагогических экспозиций на всероссийских и международных выставках в Москве и Нижнем Новгороде — 1895, 1896, Париже — 1889, 1900, Чикаго — 1893. Была избрана вице­президентом Международной лиги образования. Северным полюсом»? Георгий Седов -  «звезда над северных водах. У берегов Новой Земли судно попало Началось   трудное   плавание   в   суровых своём   дневнике: «Шторм   был   жестокий,   даже в   сильный   шторм.   Седов   писал   о   нём   в страшный.   Нас   отбрасывало   от   берега. Команда   наполовину   укачалась.   Судно   даёт большую течь. Я весь мокрый на мостике. Холод, снег бьёт в лицо. Я твёрдо решил не сдаваться, пока не пробьюсь к берегу».Несмотря ни на что, судно упорно пробиралось на север. У берегов Новой Земли Седов поставил судно на зимовку. Всё следующее лето судно было сковано льдами. Только в сентябре 1913 года Седов смог продолжать свой путь на север. В середине сентября судно подошло к берегам Земли Франца Иосифа. Здесь предстояла вторая зимовка.Топлива не было. Паровые котлы на судне потухли. Наступили морозы. Печки топили обломками ящиков и кусками сала морских животных — моржей. От плохого питания многие матросы заболели цингой: распухли дёсны, шатались зубы. Заболел и Седов. Несмотря на это, он начал усиленно готовиться к путешествию на собаках.К Северному полюсу Седов вышел с двумя матросами. Дорога оказалась очень трудной: бурей намело сугробы, и нарты (сани) вязли в глубоком рыхлом снегу. Прошло семь дней. Здоровье Седова становилось всё хуже и хуже. Погода не улучшалась. Переходы день от дня становились труднее. Седов лежал в спальном мешке на нартах и часто терял сознание. Приходя в себя, он с беспокойством брался за компас. Седова мучила мысль, что матросы могут сбиться с пути или повернуть назад. Прошло 3 недели. Седов потерял последние силы и умер. Матросы похоронили его на мысе Аук о. Рудольфа, а сами двинулись в обратный путь.Так и не дошёл Седов до полюса. Но его путешествие принесло огромную пользу. Он составил карты тех мест, в которых был, и собрал ценные сведения о природе Северного Ледовитого океана. Именем Г.Я. Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца­Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход «Георгий Седов». В 1940 году хутор Кривая Коса стал поселком Седово. Здесь в 1990 году был открыт музей отважного полярного исследователя. Докучаев   Василий   Васильевич   ­   известный   ученый­геолог,   создатель   науки   о   почвах – почвоведения (1846 ­ 1903). Русский   естествоиспытатель,   профессор   Петербургского   университета   (с   1883).   В  классическом труде «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения. Создал учение о географических   зонах.   Дал   научную   классификацию   почв   (1886),   называл   почву   «зеркалом природы». В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической географии, лесоведения, мелиорации.Ученая деятельность Докучаева посвящена, главным образом, исследованию почв Европейской России. С 1871 по 1877 г. им был совершен ряд экскурсий по северной и центральной России и южной части Финляндии, с целью изучения геологического строения, способа и времени образования   речных   долин   и   геологической   деятельности   рек.   Результатом   этих   Карта,   составленная   В. Докучаевым исследований явился солидный труд: «Способы образования речных долин Европейской России». В 1883   г.   вышло   главное   сочинение   Докучаева   «Русский   чернозем», в   котором   детально   рассмотрены область распространения, способ происхождения, химический состав чернозема, принципы классификации и методы исследования этой почвы. В 1892 ­ 1893 гг. Докучаев, в качестве начальника особой экспедиции лесного департамента, руководит геологическими и почвенными изысканиями на опытных степных участках Юга России и Донбасса. По инициативе и при ближайшем содействии Докучаева основаны почвенная комиссия при вольном экономическом обществе, в которой он состоял председателем, и естественноисторические музеи в Нижнем Новгороде и Полтаве. Имя этого ученого носят ныне город в Докучаевск Деятели культуры и искусства нашего края: (Викентий Вересаев, Александр Серафимович, Борис Горбатов, Архип Куинджи,  Сергей Прокофьев, Анатолий Соловьяненко, Александр Ханженков, Леонид Быков). Русский и  советский писатель, переводчик и  литературовед. Лауреат Пушкинской  премии (1919) и  Сталинской премии  первой степени  (1943). Вересаев Викентий  Викентьевич (1867—1945) Проходил врачебную практику на рудниках в Юзовке. Написал восемь очерков о жизни шахтеров под  общим названием «Подземное царство». Он впервые  последовательно изобразил двенадцатичасовую  однообразную работу и безрадостную жизнь шахтеров, делавшую их роботами. При этом автор не скрывал  своего отношения к простому человеку­труженику, с  восхищением писал о мужской дружбе, называл своих  героев богатырями «подземного царства». Советский писатель, корреспондент  ростовской газеты «Приазовский  край». Лауреат Сталинской премии первой  степени (1943).   Серафимович Александр Серафимович( Попов)(1863­ 1949) Много ездит по родному краю, бывает на заводах и  шахтах Донбасса, Мариуполя, Ростова, Луганска,  знакомится с жизнью крестьян. В1896­1898 гг.  писатель жил в Мариуполе. Мариупольские  впечатления легли в основу  произведений «Прогулка», «Месть»,  «Мариупольские картинки», «Под землей»,  «Ветер», «Маленький шахтер». «Гениальный живописец­пейзажист»   А. И. Куинджи родился в местечке Карасу бедности.   С   ранних   лет   увлекался стенах, заборах и обрывках бумаги. Будучи природы.   Настоящими   сенсациями   стали легендарная   «Лунная   ночь   на   Днепре». «Березовая роща» (1879 г.) «Днепр утром» Архип Куинджи (1842­1910) под   Мариуполем,   рано   лишился   родителей   и   жил   в   большой живописью,   рисовал   на   любом   подходящем   материале   —   на зрелым художником, особенно любил писать пейзажи украинской картины Куинджи ­ «Днепр утром», «Березовая роща»(1879г.), (1880г.). (1881г.) Последняя картина поразила  современников больше всего, многим не верилось, что можно так правдиво воспроизвести   сияние   луны,   показать   бездонную глубину   неба,   величавое   течение   Днепра.   С удивительным   мастерством   сумел   Куинджи достигнуть   нужного   впечатления,   предельно обобщил   формы   деревьев   и   мазанок,   скрытых   в полумраке ночи,«Лунная ночь на Днепре» (1880 г.) отбросил   все   детали   на   первом   плане   и   выбрал только самое основное — лунный свет, освещающий небосвод   и озаряющий зеленоватым блеском виды Днепра. Эти картины сыграли колоссальную роль в развитии пейзажной живописи. Для русской живописи необходимо было появление своего Моне ­ такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их. Куинджи заново показал людям то, о чем они забыли со времен древнерусских мастеров ­ Куинджи показал людям цвет и краску. Ha долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание, однако всегда он оставался скромным и очень добрым человеком. Его учениками были, впоследствии выдающиеся художники, Илья Репин и Николай Рерих. Сергей Прокофьев (1891 – 1953) ­ всемирно известный музыкант, который прославился как композитор и исполнитель собственных произведений. Сергей Прокофьев родом из села Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, которое теперь именуется как село Красное Красноармейского района Донецкой области. Свою первую оперу Сергей Прокофьев написал в 9­летнем возрасте, с первым концертом выступил в 17 лет, а в 27 уже гастролировал по Европе, Америке и Японии.   Самые яркие его музыкальные произведения знакомы многим – это опера «Война и мир», балеты   «Ромео   и   Джульетта»,   «Золушка».   В   честь   нашего   великого   земляка   был   назван   зал   филармонии,   недавно   разрушенный донецкий аэропорт, а также планируется в ближайшее время установка памятника Сергею Прокофьеву в Донецке. Зал консерватории  Международный аэропорт  Памятник С. Прокофьеву Александр Ханжонков (1877 – 1945) Наш   земляк   Александр   Ханжонков   был   не   он   был первопроходцем, одним из основателей русского кино. Ханжонков первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров, построил кинофабрику, кинотеатр, выпускал киноиздания и открытки, создал прокатную сеть по всей стране. К 1914 году он контролировал треть кинопроката в России. А. Ханжонков первым среди русских предпринимателей занялся производством научно­популярных, документальных и мультипликационных фильмов. После революции работал консультантом «Госкино». 8 августа 2008 года на малой родине в Макеевке был открыт памятник Ханжонкову работы Зураба Церетели.   Когда­то здание «синемадворца» на Триумфальной площади выглядело именно так. Кинотеатр Ханжонкова считался самым престижным в Москве. Фото 1920­х годов 20 века. просто   удачным   кинофабрикантом   ­ Памятник А.Ханжонкову в Ялте      Список использованной для подготовки текста параграфа литературы Знаменитые жители Донецка.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  http://visitdonetsk.info/o­donetske/info/znamenitye­zhiteli­donetska.html Известные люди Донбасса.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.   — http://donpatriot.ru/publ/istorija_donbassa/poreformennaja_ehpokha/izvestnye_ljudi_donbassa/64­1­0­1219 Королёва Мария. Барон Корф – просветитель Донецкого края. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.   — http://www.retrogorod.com/article.php?id=19 Личности. Очерки о выдающихся людях Донбасса. ­ Донецк: Восточный издательский дом, 2011. ­ 216 с. Лыкошин Б.А. Георгий Седов. – Ростов: Ростовское книжное издательство, 1977. – 80 с. Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т.5 — К., 2010 ­ 48 с. http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43801293046/Serebryanyiy­vek­Russkoy­Kulturyi http://donpatriot.ru/istoria_donbassa.html

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»

«Культурная жизнь Донбасса начала ХХ века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2017