Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Оценка 4.6
Научные работы
docx
классное руководство
11 кл
04.01.2018
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, в том числе и дополнительного, является организация работы с учащимися, состоящими на различных видах профилактического учёта.
Целью данной работы является создание условий для самореализации личности ребенка и его активного отдыха, полноценного оздоровления через системную работу организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях образования.
Материал для ИРО.docx
Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович, методисты
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и
молодёжи»
Адрес учреждения образования: 246001, г. Гомель, ул. Л.Толстого, 17
Телефон: 8 (0232) 401950
Культурнодосуговая деятельность как одно из важнейших средств
профилактики противоправного поведения учащихся
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогическими
коллективами учреждений системы образования, в том числе и
дополнительного, является организация работы с учащимися, состоящими на
различных видах профилактического учёта.
Целью данной работы является создание условий для самореализации
личности ребенка и его активного отдыха, полноценного оздоровления
через системную работу организации культурнодосуговой деятельности в
учреждениях образования.
При организации работы необходимо руководствоваться
методическими рекомендациями Министерства образования Республики
Беларусь по организации воспитательной работы с учащимися, Концепцией
непрерывного воспитания детей и молодёжи в Республике Беларусь.
Планируя работу с учащимися и их родителями чрезвычайно важно:
учитывать пожелания и запросы детей и родителей; использовать весь
имеющийся в учреждениях образования образовательный потенциал;
максимально задействовать для работы с детьми компьютерные классы,
спортивные площадки, мастерские, библиотеки.
При этом в качестве приоритетных направлений организации работы
могут быть следующие:
1 — организация физкультурнооздоровительной и спортивномассовой
работы;
— организация экологического и трудового воспитания учащихся,
профориентационная работа;
— организация занятий художественным и техническим творчеством;
— расширение деятельности детских и молодежных объединений в
учреждениях образования, развитие ученического самоуправления;
— более полное использование возможностей учреждений образования
по организации досуга учащихся, развитию их способностей.
Необходимо обратить внимание на вовлечение в организованную
деятельность учащихся из неблагополучных семей, семей «группы риска»,
педагогически запущенных учащихся, склонных к девиантному поведению, а
потому требующих особого педагогического внимания, социального и
психологопедагогического сопровождения.
Как уберечь ребёнка от криминала? Очень часто педагоги
оказываются не подготовленными к ответу. Возможен ли позитивный пе
дагогический эффект? Ответить на данный вопрос должны помочь
учреждения системы образования.
Ведущую роль в работе с такой группой подростков занимает
культурнодосуговая деятельность. Организуя работу с подростками,
педагогам необходимо рассматривать каждого ребенка как личность, как
равноправного партнера процесса воспитания. Ведь в воспитании
чрезвычайно важно опираться на собственные силы, возможности ребенка,
стремиться к тому, чтобы учащийся ощутил свою самоценность, чтобы у него
возникли осознанные потребности, и чтобы он имел условия для раскрытия
своих возможностей, для осознанного выбора жизненных ценностей, своего
жизненного пути.
2 И сколько бы педагоги не призывали к активному посещению
мероприятий, сколько бы не аппелировали к сознанию детей, побуждая их к
участию, все будет тщетно, если то или иное мероприятие не будет рождать в
ребенке удовольствие от него.
Организуя участие детей в культурнодосуговой деятельности, педагоги
должны помнить, что с точки зрения педагогики, в человеке можно выделить
следующие основные сферы как главные объекты развития, где сосредоточен
основной личностный потенциал и дарования:
интеллектуальная,
физическая,
потребностномотивационная,
образная,
проективно
творческая, коммуникативная (социальная), эмоциальночувственная.
В соответствии с данной структурой личности ребенка, в учреждении
образования должны организовываться такие виды деятельности, как:
интеллектуальная
(интеллектуальные игры,
умственные состязания
(турниры, конкурсы и т.д.), шашки, шахматы и др.); физическая (физический
(производительный) труд, туризм, подвижные игры, ритмика, танцы);
общественная, где доминируют и выявляются дети с волевыми, лидерскими
наклонностями; творческая (конкурсы фантазеров, турниры изобретателей,
авторов разных творческих проектов, центры и кружки творчества);
свободное общение (детские и молодежные общественные объединения,
клубы и кружки по интересам). При этом всякий вид деятельности должен
быть эмоционально, чувственно и эстетически окрашен.
Ведь не секрет: ребенку нравиться то дело, которое у него лучше
получается, ибо к нему есть задатки. Поэтому надо стремиться к
гармоничной, целесообразной организации всех указанных выше видов
деятельности, чтобы каждый ребенок имел как можно больше возможностей
для развития, самоутверждения и самореализации.
Известно, что не у всех детей есть высокие интеллектуальные
способности, у многих из них дарования лежат в психофизических сферах
3 личности: в физической (мышечной), в образнохудожественной, в
эмоциональноволевой.
Большим воспитательным потенциалом обладают разновозрастные
объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы.
Клубная деятельность может стать особой сферой жизни учащихся и
объединить практически всех участников педагогического процесса
(педагогов, учащихся, родителей). Максимальное разнообразие видов
деятельности, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и
склонности детей – важные принципы ее организации.
Именно клубная деятельность при правильной организации
предоставляет каждому учащемуся возможности реализовать и утвердить
себя, пережить чувство успеха, ощутить свою необходимость и полезность,
уверенность в собственных силах. Разнообразие клубной деятельности
возможно при условии привлечения в учреждение образования широкой
общественности, местных умельцевэнтузиастов, которые могут работать с
детьми, а также специалистов района, объединенных в коллективы (что
особенно актуально для сельской местности).
Хорошей перспективой развития клубной деятельности в условиях
учреждения образования является объединение родственных форм и методов
клубной работы с целью их координации и упорядочения в воспитательные
центры (физкультурноспортивный, трудовой, туристскокраеведческий,
гражданскопатриотический, экологический, театральный, музыкальный,
Интеллектуально творческое
Досугово творческое
читательский, компьютерный, медиа центр, центры милосердия,
изобразительного искусства и декоративноприкладного творчества).
Модель культурнодосуговой деятельности с учащимися
Учащиеся
Учащиеся
Спортивно техническое
Лидерское самоуправление
4
Ценностно ориентированное Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый ребёнок находил
возможность применению своим интересам, склонностям, не терял напрасно
время, силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую
пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов,
определение роли и места каждого структурного компонента внутри
целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с
обновлением содержания образования, в том числе методическое,
дидактическое, издательское направления.
Система профилактики правонарушений и преступлений среди
подростков на примере
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования
детей и молодежи»
Организация
индивидуального
подхода к
подросткам
Организация
правового
воспитания
«Я –гомельчанин»
Включение в
клубную
деятельность
«Волонтеры»
Вовлечение
в детские
молодежные и
общественные
объединения
«БРПО», «БРСМ»
Благоустройство
«Мой двор»
Пропаганда
здорового образа
жизни «Здоровье»
Организация
летнего труда
и отдыха
«Специалист –
ТЫ»
Организация работы по
профилактике правонарушений и
преступлений
Организация
взаимодействия и
сотрудничества
«Контакт»
Организация
взаимодействия
Объединения по
интересам
с семьей
«Семья»
Организация индивидуального подхода к подросткам
– оказание психологопедагогической помощи;
– индивидуальная работа с подростком по сглаживанию недостатков в
интеллектуальной, нравственной, эмоциональноволевой сферах;
5 – включение подростка в активную деятельность (кружки, секции) на основе
использования его положительных интересов и склонностей;
– преодоление негативизма к подростку со стороны детского коллектива;
– индивидуальный подход со стороны педагогов с «тактикой проектирования
положительных качеств личности»;
– создание комфортных условий для образовательного процесса в
объединении по интересам;
– преодоление негативной мотивации;
– организация успеха подростка в усвоении программы объединения по
интересам;
– руководство общением подростка с товарищами на основе использования
его положительных интересов и склонностей;
– работа по формированию мотивации достижений.
Организация правового воспитания «Я – гомельчанин»
– школа правовых знаний для подростков;
– сотрудничество и привлечение специалистов к передаче подросткам
правовых знаний;
– обеспечение подростков правовой литературой;
– оформление стендов по правовому воспитанию;
– методические объединения педагогов дополнительного образования
«Преодоление правонарушений и преступлений в подростковой среде»;
Пропаганда здорового образа жизни «Здоровье»
– предупреждение травматизма обучающихся;
– проведение инструктажей по технике безопасности;
– обучение правилам поведения в Центре дополнительного образования, на
улице, в транспорте, на воде, на дорогах, в походе;
– выпуск санбюллетеней по различным проблемам (о вреде курения и
алкоголизма, наркотиках);
– проведение лекций и бесед о личной гигиене;
– проведение информационных часов ЗОЖ ( с привлечением специалистов);
– проведение соревнований, туристических слетов, игр, веселых стартов, дней
«Здоровья», спартакиад;
6 – работа службы СППС (коррекция, профилактика, диагностика,
просвещение, консультирование);
– организация выставок рисунков и плакатов «Дети за здоровый образ жизни».
Вовлечение в детские молодежные и общественные объединения
«БРПО», «БРСМ»
– развитие самоуправления школьников;
– взаимодействие Центра с организациями города по духовно
нравственному, художественноэстетическому, патриотическому
,экологическому и трудовому воспитанию обучающихся;
– вовлечение подростков, состоящих в СОП и на различных
видах профилактического учета, в самоуправление, занятия
объединений по интересам.
Организация взаимодействия с семьей «Семья»
– систематическое изучение педагогами дополнительного
образования условий семейного воспитания, регулярные контакты с
родителями;
– посещение педагогами дополнительного образования классных
родительских собраний;
– привлечение родителей к организации работы в объединении
по интересам;
– участие родителей вместе с детьми в мероприятиях, проводимых в Центре
(«Сильному роду нет переводу», «Семейный архив», «Семейная вечеринка»,
родительская неделя, праздник семьи);
– акция «Милосердие» помощь многодетным и опекунским
семьям;
– привлечение родителей к профориентационной работе с
обучающимися;
– ведение картотеки неблагополучных семей и индивидуальная
работа с ними;
7 – оказание помощи родителям и детям в разрешении семейных
конфликтов.
Организация летнего труда и отдыха «Специалист – ТЫ»
– оказание помощи подросткам в формировании конкретных личностных
задач профессионального и личностного самоопределения;
– обеспечение психологопедагогического выбора учащихся;
– подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.
Организационномассовая деятельность с учащимися
Виды
деятельности
Ценностно
ориентационная
Содержание работы
Акция «Вахта памяти», тематические дни «Моя
Беларусь», «День Дружбы», «День Добрых Сюрпризов»,
акция “Жыву ў Беларусі, тым і ганаруся”, этикеттурнир,
заочное путешествие «По улицам старого Гомеля».
Работа центра «Лидер» (по отдельному плану),
Социально
адаптационная
тематический день, акции «Забота», «Ветеран»; игры
путешествия; ролевые игры «Ты и закон», «Твои права и
Творческо
познавательная
Трудовая
Спортивно
оздоровительная
обазанности».
Тематические дни «Умники и умницы», «Фабрика
творчества», «Природа и человек», «Энергомарафон»,
работа объединений по интересам
Игра «Путешествие в страну Бережливию», акции по
благоустройству территории центра
Тематические дни «Спортивная суббота», «Будем
здоровы!»; играпутешествие «Знающий пешеход»,
работа объединений по интересам спортивно –
технической направленности.
8 Игровая
Тематический день «Игралия – чудесная страна»,
спектакльигра «Праздник красок»; игровая программа
«Счастливый случай»; программа «Игры народов мира».
Благодаря умелой организации культурнодосуговой деятельности и
взаимосвязи всех рассмотренных компонентов велика возможность снизить
риск противоправного поведения учащихся.
9
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.