Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, в том числе и дополнительного, является организация работы с учащимися, состоящими на различных видах профилактического учёта.
Целью данной работы является создание условий для самореализации личности ребенка и его активного отдыха, полноценного оздоровления через системную работу организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях образования.
Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович, методисты
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и
молодёжи»
Адрес учреждения образования: 246001, г. Гомель, ул. Л.Толстого, 17
Телефон: 8 (0232) 401950
Культурнодосуговая деятельность как одно из важнейших средств
профилактики противоправного поведения учащихся
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогическими
коллективами учреждений системы образования, в том числе и
дополнительного, является организация работы с учащимися, состоящими на
различных видах профилактического учёта.
Целью данной работы является создание условий для самореализации
личности ребенка и его активного отдыха, полноценного оздоровления
через системную работу организации культурнодосуговой деятельности в
учреждениях образования.
При организации работы необходимо руководствоваться
методическими рекомендациями Министерства образования Республики
Беларусь по организации воспитательной работы с учащимися, Концепцией
непрерывного воспитания детей и молодёжи в Республике Беларусь.
Планируя работу с учащимися и их родителями чрезвычайно важно:
учитывать пожелания и запросы детей и родителей; использовать весь
имеющийся в учреждениях образования образовательный потенциал;
максимально задействовать для работы с детьми компьютерные классы,
спортивные площадки, мастерские, библиотеки.
При этом в качестве приоритетных направлений организации работы
могут быть следующие:
1— организация физкультурнооздоровительной и спортивномассовой
работы;
— организация экологического и трудового воспитания учащихся,
профориентационная работа;
— организация занятий художественным и техническим творчеством;
— расширение деятельности детских и молодежных объединений в
учреждениях образования, развитие ученического самоуправления;
— более полное использование возможностей учреждений образования
по организации досуга учащихся, развитию их способностей.
Необходимо обратить внимание на вовлечение в организованную
деятельность учащихся из неблагополучных семей, семей «группы риска»,
педагогически запущенных учащихся, склонных к девиантному поведению, а
потому требующих особого педагогического внимания, социального и
психологопедагогического сопровождения.
Как уберечь ребёнка от криминала? Очень часто педагоги
оказываются не подготовленными к ответу. Возможен ли позитивный пе
дагогический эффект? Ответить на данный вопрос должны помочь
учреждения системы образования.
Ведущую роль в работе с такой группой подростков занимает
культурнодосуговая деятельность. Организуя работу с подростками,
педагогам необходимо рассматривать каждого ребенка как личность, как
равноправного партнера процесса воспитания. Ведь в воспитании
чрезвычайно важно опираться на собственные силы, возможности ребенка,
стремиться к тому, чтобы учащийся ощутил свою самоценность, чтобы у него
возникли осознанные потребности, и чтобы он имел условия для раскрытия
своих возможностей, для осознанного выбора жизненных ценностей, своего
жизненного пути.
2И сколько бы педагоги не призывали к активному посещению
мероприятий, сколько бы не аппелировали к сознанию детей, побуждая их к
участию, все будет тщетно, если то или иное мероприятие не будет рождать в
ребенке удовольствие от него.
Организуя участие детей в культурнодосуговой деятельности, педагоги
должны помнить, что с точки зрения педагогики, в человеке можно выделить
следующие основные сферы как главные объекты развития, где сосредоточен
основной личностный потенциал и дарования:
интеллектуальная,
физическая,
потребностномотивационная,
образная,
проективно
творческая, коммуникативная (социальная), эмоциальночувственная.
В соответствии с данной структурой личности ребенка, в учреждении
образования должны организовываться такие виды деятельности, как:
интеллектуальная
(интеллектуальные игры,
умственные состязания
(турниры, конкурсы и т.д.), шашки, шахматы и др.); физическая (физический
(производительный) труд, туризм, подвижные игры, ритмика, танцы);
общественная, где доминируют и выявляются дети с волевыми, лидерскими
наклонностями; творческая (конкурсы фантазеров, турниры изобретателей,
авторов разных творческих проектов, центры и кружки творчества);
свободное общение (детские и молодежные общественные объединения,
клубы и кружки по интересам). При этом всякий вид деятельности должен
быть эмоционально, чувственно и эстетически окрашен.
Ведь не секрет: ребенку нравиться то дело, которое у него лучше
получается, ибо к нему есть задатки. Поэтому надо стремиться к
гармоничной, целесообразной организации всех указанных выше видов
деятельности, чтобы каждый ребенок имел как можно больше возможностей
для развития, самоутверждения и самореализации.
Известно, что не у всех детей есть высокие интеллектуальные
способности, у многих из них дарования лежат в психофизических сферах
3личности: в физической (мышечной), в образнохудожественной, в
эмоциональноволевой.
Большим воспитательным потенциалом обладают разновозрастные
объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы.
Клубная деятельность может стать особой сферой жизни учащихся и
объединить практически всех участников педагогического процесса
(педагогов, учащихся, родителей). Максимальное разнообразие видов
деятельности, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и
склонности детей – важные принципы ее организации.
Именно клубная деятельность при правильной организации
предоставляет каждому учащемуся возможности реализовать и утвердить
себя, пережить чувство успеха, ощутить свою необходимость и полезность,
уверенность в собственных силах. Разнообразие клубной деятельности
возможно при условии привлечения в учреждение образования широкой
общественности, местных умельцевэнтузиастов, которые могут работать с
детьми, а также специалистов района, объединенных в коллективы (что
особенно актуально для сельской местности).
Хорошей перспективой развития клубной деятельности в условиях
учреждения образования является объединение родственных форм и методов
клубной работы с целью их координации и упорядочения в воспитательные
центры (физкультурноспортивный, трудовой, туристскокраеведческий,
гражданскопатриотический, экологический, театральный, музыкальный,
Интеллектуально творческое
Досугово творческое
читательский, компьютерный, медиа центр, центры милосердия,
изобразительного искусства и декоративноприкладного творчества).
Модель культурнодосуговой деятельности с учащимися
Учащиеся
Учащиеся
Спортивно техническое
Лидерское самоуправление
4
Ценностно ориентированноеДля благополучия общества необходимо, чтобы каждый ребёнок находил
возможность применению своим интересам, склонностям, не терял напрасно
время, силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую
пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов,
определение роли и места каждого структурного компонента внутри
целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с
обновлением содержания образования, в том числе методическое,
дидактическое, издательское направления.
Система профилактики правонарушений и преступлений среди
подростков на примере
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования
детей и молодежи»
Организация
индивидуального
подхода к
подросткам
Организация
правового
воспитания
«Я –гомельчанин»
Включение в
клубную
деятельность
«Волонтеры»
Вовлечение
в детские
молодежные и
общественные
объединения
«БРПО», «БРСМ»
Благоустройство
«Мой двор»
Пропаганда
здорового образа
жизни «Здоровье»
Организация
летнего труда
и отдыха
«Специалист –
ТЫ»
Организация работы по
профилактике правонарушений и
преступлений
Организация
взаимодействия и
сотрудничества
«Контакт»
Организация
взаимодействия
Объединения по
интересам
с семьей
«Семья»
Организация индивидуального подхода к подросткам
– оказание психологопедагогической помощи;
– индивидуальная работа с подростком по сглаживанию недостатков в
интеллектуальной, нравственной, эмоциональноволевой сферах;
5– включение подростка в активную деятельность (кружки, секции) на основе
использования его положительных интересов и склонностей;
– преодоление негативизма к подростку со стороны детского коллектива;
– индивидуальный подход со стороны педагогов с «тактикой проектирования
положительных качеств личности»;
– создание комфортных условий для образовательного процесса в
объединении по интересам;
– преодоление негативной мотивации;
– организация успеха подростка в усвоении программы объединения по
интересам;
– руководство общением подростка с товарищами на основе использования
его положительных интересов и склонностей;
– работа по формированию мотивации достижений.
Организация правового воспитания «Я – гомельчанин»
– школа правовых знаний для подростков;
– сотрудничество и привлечение специалистов к передаче подросткам
правовых знаний;
– обеспечение подростков правовой литературой;
– оформление стендов по правовому воспитанию;
– методические объединения педагогов дополнительного образования
«Преодоление правонарушений и преступлений в подростковой среде»;
Пропаганда здорового образа жизни «Здоровье»
– предупреждение травматизма обучающихся;
– проведение инструктажей по технике безопасности;
– обучение правилам поведения в Центре дополнительного образования, на
улице, в транспорте, на воде, на дорогах, в походе;
– выпуск санбюллетеней по различным проблемам (о вреде курения и
алкоголизма, наркотиках);
– проведение лекций и бесед о личной гигиене;
– проведение информационных часов ЗОЖ ( с привлечением специалистов);
– проведение соревнований, туристических слетов, игр, веселых стартов, дней
«Здоровья», спартакиад;
6– работа службы СППС (коррекция, профилактика, диагностика,
просвещение, консультирование);
– организация выставок рисунков и плакатов «Дети за здоровый образ жизни».
Вовлечение в детские молодежные и общественные объединения
«БРПО», «БРСМ»
– развитие самоуправления школьников;
– взаимодействие Центра с организациями города по духовно
нравственному, художественноэстетическому, патриотическому
,экологическому и трудовому воспитанию обучающихся;
– вовлечение подростков, состоящих в СОП и на различных
видах профилактического учета, в самоуправление, занятия
объединений по интересам.
Организация взаимодействия с семьей «Семья»
– систематическое изучение педагогами дополнительного
образования условий семейного воспитания, регулярные контакты с
родителями;
– посещение педагогами дополнительного образования классных
родительских собраний;
– привлечение родителей к организации работы в объединении
по интересам;
– участие родителей вместе с детьми в мероприятиях, проводимых в Центре
(«Сильному роду нет переводу», «Семейный архив», «Семейная вечеринка»,
родительская неделя, праздник семьи);
– акция «Милосердие» помощь многодетным и опекунским
семьям;
– привлечение родителей к профориентационной работе с
обучающимися;
– ведение картотеки неблагополучных семей и индивидуальная
работа с ними;
7– оказание помощи родителям и детям в разрешении семейных
конфликтов.
Организация летнего труда и отдыха «Специалист – ТЫ»
– оказание помощи подросткам в формировании конкретных личностных
задач профессионального и личностного самоопределения;
– обеспечение психологопедагогического выбора учащихся;
– подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.
Организационномассовая деятельность с учащимися
Виды
деятельности
Ценностно
ориентационная
Содержание работы
Акция «Вахта памяти», тематические дни «Моя
Беларусь», «День Дружбы», «День Добрых Сюрпризов»,
акция “Жыву ў Беларусі, тым і ганаруся”, этикеттурнир,
заочное путешествие «По улицам старого Гомеля».
Работа центра «Лидер» (по отдельному плану),
Социально
адаптационная
тематический день, акции «Забота», «Ветеран»; игры
путешествия; ролевые игры «Ты и закон», «Твои права и
Творческо
познавательная
Трудовая
Спортивно
оздоровительная
обазанности».
Тематические дни «Умники и умницы», «Фабрика
творчества», «Природа и человек», «Энергомарафон»,
работа объединений по интересам
Игра «Путешествие в страну Бережливию», акции по
благоустройству территории центра
Тематические дни «Спортивная суббота», «Будем
здоровы!»; играпутешествие «Знающий пешеход»,
работа объединений по интересам спортивно –
технической направленности.
8Игровая
Тематический день «Игралия – чудесная страна»,
спектакльигра «Праздник красок»; игровая программа
«Счастливый случай»; программа «Игры народов мира».
Благодаря умелой организации культурнодосуговой деятельности и
взаимосвязи всех рассмотренных компонентов велика возможность снизить
риск противоправного поведения учащихся.
9