Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Оценка 4.6

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Оценка 4.6
Научные работы
docx
классное руководство
11 кл
04.01.2018
Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, в том числе и дополнительного, является организация работы с учащимися, состоящими на различных видах профилактического учёта. Целью данной работы является создание условий для самореализации личности ребенка и его активного отдыха, полноценного оздоровления через системную работу организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях образования.
Материал для ИРО.docx
Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович, методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Адрес учреждения образования: 246001, г. Гомель, ул. Л.Толстого, 17 Телефон: 8 (0232) 401950 Культурно­досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся Сегодня   одной   из   важных   задач,   стоящих   перед   педагогическими коллективами   учреждений   системы   образования,   в   том   числе   и дополнительного, является организация работы с учащимися, состоящими на различных видах профилактического учёта. Целью данной работы является создание условий для самореализации личности ребенка и его активного отдыха, полноценного оздоровления  через системную работу организации культурно­досуговой деятельности в  учреждениях образования. При   организации   работы   необходимо   руководствоваться методическими   рекомендациями   Министерства   образования   Республики Беларусь по организации воспитательной работы с учащимися, Концепцией непрерывного воспитания детей и молодёжи в Республике Беларусь. Планируя  работу   с  учащимися  и  их  родителями   чрезвычайно  важно: учитывать   пожелания   и   запросы   детей   и   родителей;   использовать   весь имеющийся   в   учреждениях   образования   образовательный   потенциал; максимально   задействовать   для   работы   с   детьми   компьютерные   классы, спортивные площадки, мастерские, библиотеки. При   этом   в  качестве   приоритетных   направлений   организации   работы могут быть следующие: 1 — организация физкультурно­оздоровительной и спортивно­массовой  работы; — организация экологического и трудового воспитания учащихся,  профориентационная работа; — организация занятий художественным и техническим творчеством; — расширение деятельности детских и молодежных объединений в  учреждениях образования, развитие ученического самоуправления; — более полное использование возможностей учреждений образования  по организации досуга учащихся, развитию их способностей. Необходимо обратить внимание на вовлечение в организованную  деятельность учащихся из неблагополучных семей, семей «группы риска»,  педагогически запущенных учащихся, склонных к девиантному поведению, а  потому требующих особого педагогического внимания, социального и  психолого­педагогического сопровождения. Как уберечь ребёнка от криминала? Очень часто педагоги  оказываются не подготовленными к ответу. Возможен ли позитивный пе­ дагогический эффект? Ответить на данный вопрос должны помочь  учреждения системы образования. Ведущую роль в работе с такой группой подростков занимает  культурно­досуговая деятельность. Организуя работу с подростками,  педагогам необходимо рассматривать каждого ребенка как личность, как  равноправного партнера процесса воспитания. Ведь в воспитании  чрезвычайно важно опираться на собственные силы, возможности ребенка,  стремиться к тому, чтобы учащийся ощутил свою самоценность, чтобы у него  возникли осознанные потребности, и чтобы он имел условия для раскрытия  своих возможностей, для осознанного выбора жизненных ценностей, своего  жизненного пути. 2 И   сколько   бы   педагоги   не   призывали   к   активному   посещению мероприятий, сколько бы не аппелировали к сознанию детей, побуждая их к участию, все будет тщетно, если то или иное мероприятие не будет рождать в ребенке удовольствие от него. Организуя участие детей в культурно­досуговой деятельности, педагоги должны помнить, что с точки зрения педагогики, в человеке можно выделить следующие основные сферы как главные объекты развития, где сосредоточен основной   личностный   потенциал   и   дарования:  интеллектуальная, физическая,   потребностно­мотивационная,   образная,   проективно­ творческая, коммуникативная (социальная), эмоциально­чувственная. В соответствии с данной структурой личности ребенка, в учреждении образования   должны   организовываться   такие   виды   деятельности,   как: интеллектуальная  (интеллектуальные   игры,   умственные   состязания (турниры, конкурсы и т.д.), шашки, шахматы и др.); физическая (физический (производительный)   труд,   туризм,   подвижные   игры,   ритмика,   танцы); общественная, где доминируют и выявляются дети с волевыми, лидерскими наклонностями;  творческая  (конкурсы фантазеров, турниры изобретателей, авторов   разных   творческих   проектов,   центры   и   кружки   творчества); свободное   общение  (детские   и   молодежные   общественные   объединения, клубы и кружки по интересам). При этом всякий вид деятельности должен быть эмоционально, чувственно и эстетически окрашен. Ведь   не   секрет:   ребенку   нравиться   то   дело,   которое   у   него   лучше получается,   ибо   к   нему   есть   задатки.   Поэтому   надо   стремиться   к гармоничной,   целесообразной   организации   всех   указанных   выше   видов деятельности, чтобы каждый ребенок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации. Известно,   что   не   у   всех   детей   есть   высокие   интеллектуальные способности, у многих из них дарования лежат в психофизических сферах 3 личности:   в   физической   (мышечной),   в   образно­художественной,   в эмоционально­волевой. Большим воспитательным потенциалом обладают разновозрастные  объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы.  Клубная деятельность может стать особой сферой жизни учащихся и  объединить практически всех участников педагогического процесса  (педагогов, учащихся, родителей). Максимальное разнообразие видов  деятельности, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и  склонности детей – важные принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной организации  предоставляет каждому учащемуся возможности реализовать и утвердить  себя, пережить чувство успеха, ощутить свою необходимость и полезность,  уверенность в собственных силах. Разнообразие клубной деятельности  возможно при условии привлечения в учреждение образования широкой  общественности, местных умельцев­энтузиастов, которые могут работать с  детьми, а также специалистов района, объединенных в коллективы (что  особенно актуально для сельской местности). Хорошей перспективой развития клубной деятельности в условиях  учреждения образования является объединение родственных форм и методов  клубной работы с целью их координации и упорядочения в воспитательные  центры (физкультурно­спортивный, трудовой, туристско­краеведческий,  гражданско­патриотический, экологический, театральный, музыкальный,  Интеллектуально ­ творческое Досугово ­ творческое читательский, компьютерный, медиа ­ центр, центры милосердия,  изобразительного искусства и декоративно­прикладного творчества). Модель культурно­досуговой деятельности с учащимися Учащиеся Учащиеся Спортивно ­ техническое Лидерское самоуправление 4 Ценностно ­ ориентированное Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый ребёнок находил  возможность применению своим интересам, склонностям, не терял напрасно  время, силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов,  определение роли и места каждого структурного компонента внутри  целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с  обновлением содержания образования, в том числе методическое,  дидактическое, издательское направления. Система профилактики правонарушений и преступлений среди подростков на примере  ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования  детей и молодежи» Организация индивидуального подхода к подросткам Организация правового воспитания  «Я –гомельчанин» Включение в клубную деятельность «Волонтеры» Вовлечение в детские молодежные и общественные объединения «БРПО», «БРСМ» Благоустройство «Мой двор» Пропаганда здорового образа жизни «Здоровье» Организация летнего труда и отдыха «Специалист – ТЫ» Организация работы по профилактике правонарушений и преступлений Организация взаимодействия и сотрудничества «Контакт» Организация взаимодействия Объединения по интересам с семьей «Семья» Организация индивидуального подхода к подросткам – оказание психолого­педагогической помощи; – индивидуальная работа с подростком по сглаживанию недостатков в  интеллектуальной, нравственной, эмоционально­волевой сферах; 5 – включение подростка в активную деятельность (кружки, секции) на основе  использования его положительных интересов и склонностей; – преодоление негативизма к подростку со стороны детского коллектива; – индивидуальный подход со стороны педагогов с «тактикой проектирования  положительных качеств личности»; – создание комфортных условий для образовательного процесса в  объединении по интересам; – преодоление негативной мотивации; – организация успеха подростка в усвоении программы объединения по  интересам; – руководство общением подростка с товарищами на основе использования  его положительных интересов и склонностей; – работа по формированию мотивации достижений.  Организация правового воспитания «Я – гомельчанин» – школа правовых знаний для подростков; – сотрудничество и привлечение специалистов к передаче подросткам  правовых знаний; – обеспечение подростков правовой литературой; – оформление стендов по правовому воспитанию; – методические объединения педагогов дополнительного образования  «Преодоление правонарушений и преступлений в подростковой среде»; Пропаганда здорового образа жизни «Здоровье» – предупреждение травматизма обучающихся; – проведение инструктажей по технике безопасности; – обучение правилам поведения в Центре дополнительного образования, на  улице, в транспорте, на воде, на дорогах, в походе; – выпуск санбюллетеней по различным проблемам (о вреде курения и  алкоголизма, наркотиках); – проведение лекций и бесед о личной гигиене; – проведение информационных часов ЗОЖ ( с привлечением специалистов); – проведение соревнований, туристических слетов, игр, веселых стартов, дней «Здоровья», спартакиад; 6 – работа службы СППС (коррекция, профилактика, диагностика,  просвещение, консультирование); – организация выставок рисунков и плакатов «Дети за здоровый образ жизни». Вовлечение в детские молодежные и общественные объединения «БРПО», «БРСМ» – развитие самоуправления школьников; – взаимодействие Центра с организациями города по духовно­ нравственному, художественно­эстетическому, патриотическому  ,экологическому и трудовому воспитанию обучающихся;  – вовлечение подростков, состоящих в СОП и на различных  видах профилактического учета, в самоуправление, занятия  объединений по интересам. Организация взаимодействия с семьей «Семья» – систематическое изучение педагогами дополнительного  образования условий семейного воспитания, регулярные контакты с  родителями; – посещение педагогами дополнительного образования классных  родительских собраний; – привлечение родителей к организации работы в объединении  по интересам; – участие родителей вместе с детьми в мероприятиях, проводимых в Центре  («Сильному роду нет переводу», «Семейный архив», «Семейная вечеринка»,  родительская неделя, праздник семьи); – акция «Милосердие» ­ помощь многодетным и опекунским  семьям; – привлечение родителей к профориентационной работе с  обучающимися; – ведение картотеки неблагополучных семей и индивидуальная  работа с ними; 7 – оказание помощи родителям и детям в разрешении семейных  конфликтов. Организация летнего труда и отдыха «Специалист – ТЫ» – оказание помощи подросткам в формировании конкретных личностных  задач профессионального и личностного самоопределения; – обеспечение психолого­педагогического выбора учащихся; – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Организационно­массовая деятельность с учащимися Виды деятельности Ценностно ­  ориентационная Содержание работы Акция «Вахта памяти», тематические дни «Моя  Беларусь», «День Дружбы», «День Добрых Сюрпризов»,  акция “Жыву ў Беларусі, тым і ганаруся”, этикет­турнир, заочное путешествие «По улицам старого Гомеля». Работа центра «Лидер» (по отдельному плану),  Социально­ адаптационная тематический день, акции «Забота», «Ветеран»; игры  ­путешествия; ролевые игры «Ты и закон», «Твои права и Творческо­ познавательная  Трудовая Спортивно­ оздоровительная обазанности». Тематические дни «Умники и умницы», «Фабрика  творчества», «Природа и человек», «Энергомарафон»,  работа объединений по интересам Игра «Путешествие в страну Бережливию», акции по  благоустройству территории центра Тематические дни «Спортивная суббота», «Будем  здоровы!»; игра­путешествие «Знающий пешеход»,  работа объединений по интересам спортивно –  технической направленности. 8 Игровая Тематический день «Игралия – чудесная страна»,  спектакль­игра «Праздник красок»; игровая программа  «Счастливый случай»; программа «Игры народов мира». Благодаря умелой организации культурно­досуговой деятельности и  взаимосвязи всех рассмотренных компонентов велика возможность снизить  риск противоправного поведения учащихся. 9

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся

Культурно-досуговая деятельность как одно из важнейших средств профилактики противоправного поведения учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2018