Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
09.04.2018
Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы
Культурное наследие, воплотившись в произведениях искусства, является проявлением человеческого гения, становится важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. На уроках русского языка и литературы применимы произведения всех видов искусства. Их использование зависит от конкретной темы урока, этапа, формы проведения, интересов и возрастных особенностей учащихся. Уроки с использованием произведений искусства всегда оставляют след в душе учащегося, способствуют повышению познавательной активности обучающихся, формированию всесторонне развитой личности, позволяют поддерживать высокий уровень успеваемости и качества знаний. Культурное наследие состоит из многих слагаемых.Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные способности и творческие силы, постоянно совершенствовали методы самостоятельной работы. Культурное наследие предоставляет огромные возможности для реализации этой цели. Пример применения культурного наследия (памятника архитектуры). Материалы «Путешествие к храму Покрова на Нерли» использую в подготовке к сочинению.
Костакова О.В..docx
Культурное   наследие   как   средство   духовно­нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы Костакова О.В., учитель русского языка и литературы   МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Одной   из   основных   задач,   встающих   перед   системой   современного образования, является формирование свободной, ответственной, гармоничной и духовно   богатой   личности.   Воспитание   такой   личности   невозможно   без обращения к художественным ценностям,  накопленных обществом в процессе своего существования.   Ценностный характер культурного наследия очевиден. Во­первых, потому, что в его основе находится совокупность признаваемых обществом культурных ценностей,   во­вторых   потому,   что   оно   само   по   себе   обладает   большой значимостью   для   жизнедеятельности   общества.   Именно   через   него   общество имеет  возможность  воспринимать   опыт, традиции  и обычаи  предшествующих поколений,   творчески   осваивать   их,   передавать   последующим   поколениям. Наследие   не   только   свидетельство   прошлого,   но   и   действенный   фактор современности, не теряющий своего значения и в будущем, поэтому его значение в воспитании школьника чрезвычайно велика.  Культура   играет   особую   роль   в   совершенствовании   личности,   в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально­нравственный и оценочный опыт Человечества.  Но   проблема   художественно­эстетического   воспитания   в   формировании ценностных   ориентаций   подрастающего   поколения   стала   объектом   внимания социологов,   философов,   теоретиков   культуры,   искусствоведов.   Психологи, изучая   особенности   современных   школьников,   приходят   к   выводу,   что   дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает,   что   в   настоящее   время   у   учащихся   наблюдается   дефицит патриотизма. Дети мало читают, тем более серьезную литературу, предпочитают просмотр телепередач, виртуальное общение общению живому.  Поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории,   своей   непосредственной   причастности   к   этому   процессу   позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».  Вопрос о формировании ценностного отношения к различным аспектам культуры,   к   объектам   культурного   наследия     рассматривался   в   трудах Л.М.Ванюшкиной,   Г.Р.Косовой,   О.Б.Островского,   Л.М.Предтеченской   и   др. 1 Авторами   был   предложен   отбор   историко   ­   культурного   материала   по различным курсам истории,   уделялось значительное внимание формированию навыков   и   умений   самостоятельно   анализировать   произведения   искусства, давать характеристику памятникам культуры.            Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.  Включение в содержание уроков русского языка и литературы объектов культурного наследия является важнейшим свойством образовательной среды, позволяющей   по­новому,   более   эффективно,   решать   задачи   обучения   и воспитания,   способствовать   формированию  гармоничной   и   духовно   развитой личности обучающихся.  Культурное   наследие —   часть   материальной   и   духовной   культуры, созданная   прошлыми   поколениями,   выдержавшая   испытание   временем   и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Объект   культурного   наследия —   место,   сооружение   (творение), комплекс   (ансамбль),   их   части,   связанные   с   ними   территории   или   водные объекты,   другие   естественные,   естественно   антропогенные   или   созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с  антропологической,  археологической,  эстетичной, этнографической,  исторической,  научной  или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность. Виды объектов культурного наследия 1. Археологические —  городища,  курганы,   остатки   древних   поселений,  ирригационных стоянок,   укреплений,   военных   лагерей,   производств,  культовые   места  и   сооружения, сооружений,   путей,   могильщики, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического  культурного слоя,   поля   давних   битв,   остатки   жизнедеятельности   первобытных   и древних людей. 2. Исторические — дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения   и   некрополи,   выдающиеся   места,   связанные   с   важными историческими   событиями,   с   жизнью   и   деятельностью   известных   лиц, культурой и бытом народов. 3. Монументального искусства — произведения изобразительного искусства, как   самостоятельные   (отдельные),   так   и   те,   которые   связаны   с архитектурными, другими достопримечательностями   или   с   образуемыми   ими   комплексами (ансамблями). археологическими или       4. Архитектуры   и   градостроительства —   исторические   центры,   улицы,   остатки   давнего   архитектурные   ансамбли,   площади, кварталы, 2 планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные   с   ними   произведения   монументального,   декоративного   и изобразительного искусства. 5. Садово­паркового   искусства —   сочетания  паркового   строительства  с естественными или созданными человеком ландшафтами. 6. Ландшафтные — естественные территории, которые имеют историческую ценность.     Культурное наследие, воплотившись в произведениях искусства, является проявлением   человеческого   гения,   становится   важнейшими   духовным   и ценностями,   передающимися   из   поколение   в   поколение,   достоянием эстетической культуры общества. На уроках русского языка и литературы применимы произведения всех видов искусства. Их использование зависит от конкретной темы урока, этапа, формы проведения, интересов и возрастных особенностей учащихся. Уроки с использованием произведений искусства всегда оставляют след в душе   учащегося,   способствуют   повышению   познавательной   активности обучающихся,   формированию   всесторонне   развитой   личности,   позволяют поддерживать   высокий   уровень   успеваемости   и   качества   знаний.  Культурное наследие состоит из многих слагаемых.   Это бесценное сокровище народа, которое необходимо для воспитания и развития   молодого   поколения.  В  нем   сосредоточены   и   история,  и   мораль,   и право,   и   обычаи,   и   традиции,   и   литература,   и   искусство.   В   произведениях искусства   запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова.   Практика   показала,   что   использование   произведений     культурного способствует лучшему и более прочному усвоению, глубокому пониманию активизирует деятельность учащихся по овладению знаниями, привлекает наследия на уроках русского языка и литературы дает многое: • темы, потому что наглядно демонстрирует материал; • внимание к изучаемому вопросу, вызывает интерес; • • • патриотизма; • обогащает впечатления; развивает речь, логическое мышление, воображение, память; способствует   формированию   нравственной   позиции, воспитывает любовь к прекрасному, эстетический вкус. Обучение   должно   проводиться   таким   образом,   чтобы   у   учащихся пробуждался   интерес   к   знаниям,   возрастала   потребность   в   более   полном   и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы   в   процессе   обучения   учащиеся   не   только   овладевали   установленной системой   научных   знаний,   умений   и   навыков,   но   и   развивали   свои познавательные способности и творческие силы, постоянно совершенствовали   воспитанию 3 методы самостоятельной работы. Культурное наследие предоставляет огромные возможности для реализации этой цели.  Пример   применения   культурного   наследия   (памятника   архитектуры). Материалы «Путешествие к храму Покрова на Нерли» использую в подготовке к сочинению. Во всей русской архитектуре нет памятника более поэтичного, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли:  Древней церкви нежный силуэт Отразился в зеркале реки, И струится лучезарный свет Храма, что воздвигнут на Нерли. Белый     легкий,   устремленный ввысь ­ Словно камнем обернулась песня. Словно лебедь, осеняя мыс, И готов умчаться в поднебесье. Церковь   ту   построил   князь Андрей, Праздник, чтя, не думая о славе; Храм, пройдя века до наших дней, Все грустит о юном Изяславе. Матерь Богородица родная! Русь возьми под свой святой Покров ­ Пусть она живет, беды не зная, И минует вражеских оков.                                    Элина Кийг Ребята подробно знакомятся с историей создания храма   и праздником Покрова Богородицы: Сообщение подготовленного ученика. Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является одним из самых известных символов России. Ее построил князь Андрей Боголюбский в 1165 году   в   память   о   безвременно   погибшем   сыне   Изяславе.   Согласно Лаврентьевской летописи, строительство вели «из всех земель мастера». Храм   был   построен   близ   реки   Нерли,   на   пойменном   лугу,   там,   где   река впадает в Клязьму. Он стоит на искусственно сооруженном холме, так как каждую весну тут река выходит из берегов. Когда это происходит, церковь оказывается   на   небольшом   острове,   а   воды   подходят   почти   к   самым стенам.         Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Покров день  ­ день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 1 (14) октября. В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. В   православии   праздник Покрова   связан легендой   о   явлении   Богородицы Андрею Юродивому, жившему не то в 5, не то в 10 веке в Константинополе 4 (версии, когда все­таки он жил, расходятся). По легенде, Андрей увидел во время службы в храме Богородицу, идущую по воздуху над молящимися. Она сняла с головы белое покрывало и распростерла его над народом в знак своего покровительства.  Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества   владимирских   мастеров   эпохи   Владимиро­Суздальского княжества Словарную   работу   можно   провести,   используя   архитектурные   термины   в контексте, описывающем фотографии: Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Купол с золотым крестом держит барабан, находящийся на основании церкви.  Стены декорированы изящными пилястрами и полуколоннами. Добавляет нарядности резной рельеф. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма   —   восседающий   на   троне   царь   Давид   с   псалтырью   (струнным музыкальным   инструментом)   в   левой   руке,   двуперстно   благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Требования к использованию наглядного материала Использование   наглядности   активизирует   познавательную   деятельность учащихся,   делает   урок   ярким,   запоминающимся.   Наглядность,   содержащая материал   по   произведениям   искусства,   может   использоваться   во   всех   видах деятельности   преподавателя   и   учащегося:  при   сообщении   новых   знаний, закреплении, повторении, во всех видах самостоятельной работы Пользуясь   наглядными   средствами   обучения,   необходимо   соблюдать следующие требования:  точное соответствие наглядности теме урока и его содержанию;  наглядность   призвана   привлекать   внимание   учащихся   к   изучаемому вопросу, активизировать их деятельность;  соответствовать возрасту учащихся, их психофизическим особенностям;  должна демонстрироваться в меру и только в соответствующий момент урока;  должна быть хорошо видна всем учащимся;  перед   использованием   необходимо   детально   продумать   работу   над наглядностью, целесообразность применения репродукции;  собственноручно   изготовленные   наглядные   пособия   должны   быть  выполнены качественно и соответствовать требованиям; заранее определить место и вид наглядности, используемый на уроке; Кроме   того,   привлекать   самих     учащихся   к   нахождению   и   анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном  материале. Помнить,  что   необходимо   рационально   сочетать   различные   формы   и   методы 5 сообщения учебного материала и учебного труда учащихся с учетом содержания и специфики наглядных пособий. Мною   разработаны   эффективные   приемы   и   методы   использования объектов   культурного   наследия   на   разных   этапах   урока   и   во   внеурочной деятельности, создан и постоянно пополняется  банк материалов. Включение   в   содержание   уроков   объектов   культурного   наследия способствует   развитию   креативности   обучающихся,   творческому самовыражению, позволяет осуществлять планомерную подготовку к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня.  Варданян   Р.В.   Мировая   художественная   культура:   Архитектура.   –   М.: Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. Н. Развитие речи: теория и Заир­бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на   пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений, Список литературы 1. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с. 2. уроке: М.:Просвещение, 2011 3. 1997. 4. практика обучения. — М., 1994 Львова   Е.П.,   Фомина   Н.Н.,   Некрасова   Л.М.,   Кабкова   Е.П.   Мировая 5. художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с. 6. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с. 7. для учителя, М: Педагогическое общество России, 2016 8. студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с. 9. психолого­педагогические   проблемы   новой   школы   психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6­11. 10. Цыбулько И.П.  Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5­9   классы:   пособие   для   учителей   общеобразовательных   организаций, М.:Просвещение, 2014 11. Чернобай   Е.В. информационной   образовательной   среде: общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012 12. Эльмаа   Ю.В.,   Федоров   С.В.   Информационные   технологии   на   уроках литературы, М.: Просвещение, 2012 Фельдштейн   д.   И.   Изменяющийся   ребенок   в   изменяющемся   мире:   национальный   Технология   подготовки   урока   в   современной   пособие   для   учителей Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы Рапацкая   Л.А.   Русская   художественная   культура   .   Учеб.   пособие   для // 6

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Культурное наследие как средство духовно-нравственного воспитания и активизации деятельности учащихся на уроках  русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018