Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.
муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение
Молодежная ул., д. 10, г. Усинск, Республика Коми, 169712
Тел./Факс: +7(82144) 4-68-93, Тел.: +7(82144) 2-43-78, 2-20-10, 2-38-90, 4-26-16;
E-mail: usinskshkola4@gmail.com Сайт: http://mbous4.ru
ОКПО 48397053 ОГРН 1100897322 ИНН 1106011519 КПП 110601001
ПРИНЯТО На заседании педсовета Протокол № 1
От « 31 » августа 2020 г |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
__________М.И. Лосев «09» сентября 2020 года |
Программа курса внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу»
(10-11 классы)
Срок реализации 2 года
Составитель: Панкова Е.Ю.,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Введение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является сложным и многоплановым процессом. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», говорится: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Результат образования, согласно новым федеральным стандартам, - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Программа курса внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 10-11 классов. Программа содержит: цели, задачи, планируемые результаты, а так же содержание и организацию воспитательного процесса.
Цель программы «Мир, в котором я живу»:
- создать условия для формирования гармонично развитой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей: духовных, нравственных, интеллектуальных, творческих и физических.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации программы предусматривает решение следующих основных задач:
· формирование и развитие гражданского самосознания, правовой культуры, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом, Родиной;
· повышение нравственного и культурного уровня учащихся, создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика, воспитание преданности и любви к своей малой родине, своему Отечеству - России.
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
· создание необходимых условий для самореализации личности;
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации воспитательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Задачи воспитания и социализации учащихся по Программе классифицированы по пяти направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Воспитание должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. важнейшей задачей является создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
2. Духовно -нравственное воспитание
Именно период обучения ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Школьник начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Каждое направление имеет свою цель и задачи.
Гражданско-патриотическое воспитание: « Я – Гражданин»
Цель: создание условий для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
· воспитание гражданственности;
· воспитание патриотизма;
воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека
· воспитание социальной ответственности и компетентности;
· воспитание преданности и любви к своей малой родине—Кубани.
Духовно -нравственное воспитание: «Я- Человек»
Цель: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России, способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
· воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
· формирование способности к духовному развитию;
· укрепление отношения к семье как основе российского общества
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
· развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Планируемые результаты
В результате совместной работы педагогов, родителей, учащихся мы воспитаем человека, осознающего себя личностью, живущей в обществе, социально активного, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Человека - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины, уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений. Креативно и критически мыслящего, мотивированного к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни. Готового к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов. Способного к личностному выбору и поступкам, готового нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения. Разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении. Уважающего других людей и умеющего сотрудничать с ними для достижения общего результата.
Портрет выпускника — гражданина России:
— патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;
— уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
— мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
— разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни;
— уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
— осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Раздел. Гражданско-патриотическое воспитание |
16 часов |
|
1 |
«Здравствуйте, мои одноклассники» |
1 |
2 |
«С Днём рождения любимый город» |
1 |
3 |
«Усинск – комсомольская стройка» |
1 |
4 |
«Первые открыватели Усинской нефти» |
1 |
5 |
«Основной закон нашей жизни». |
1 |
6 |
«Семь чудес Усинска». |
1 |
7 |
«История появления государственной символики России». |
1 |
8 |
«Моя малая родина» (эссе) |
1 |
9 |
«Народный подвиг» (К. Минин, Д. Пожарский) |
1 |
8 |
«Поговорим о толерантности» |
1 |
9 |
Анкетирование «Толерантный ты, человек?» |
1 |
10 |
«Хоровод дружбы» (Из истории СССР) |
1 |
11 |
«Республика Коми – субъект Российской Федерации». |
1 |
12 |
«Судьба народа» (Присоединение коми края к Московскому государству) |
1 |
13 |
«Усинск – многонациональный город» |
1 |
14 |
«Пока жива память» (творчество художников и кинематографистов о ВОВ) |
1 |
15 |
Встреча с интересными людьми (поэтами города) |
1 |
16 |
«У войны не женское лицо». |
1 |
3. Раздел. Духовно -нравственное воспитание |
18 часов |
|
17 |
«Совесть - основа нравственности» |
1 |
18 |
«Чем ты сильнее, тем будь добрее» |
1 |
19 |
«Досадно мне, что слово честь забыто» |
1 |
20 |
«Заветы предков» |
1 |
21 |
«Россияне о любви к Родине» (по стихотворениям поэтов Серебряного века) |
1 |
22 |
«Мой первый друг, мой друг бесценный». |
1 |
23 |
«Культура общения в современной семье» |
1 |
24 |
«О терпимости к ближним» |
1 |
25 |
«В мире мудрых мыслей» |
1 |
26 |
«Твоя малая родина» (эссе) |
1 |
27 |
«Афоризмы о совести, о родине, о дружбе» |
1 |
28 |
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» |
1 |
29 |
«Искусство и нравственность» |
1 |
30 |
«Остановить мгновение» (фотовыставка) |
1 |
31 |
«Положительные герои в былинах и сказках» |
1 |
32 |
«Зло, как и добро, имеет своих героев» |
1 |
33 |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
1 |
34 |
Защита проектов «Моя семья» |
1 |
Всего |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Раздел. Гражданско-патриотическое воспитание |
16 часов |
|
1 |
«Мы снова вместе! Это здорово!» |
1 |
2 |
«Город, в котором я живу» |
1 |
3 |
«С чего начинается Родина?» |
1 |
4 |
«Сыны России» |
1 |
5 |
«Конституция-Закон нашей жизни». |
1 |
6 |
«Я – гражданин России». |
1 |
7 |
«Знакомимся с государственной символикой России». |
1 |
8 |
«Мое «Я» в обществе» |
1 |
9 |
4 ноября - День согласия и примирения. |
1 |
8 |
«Что такое толерантность» |
1 |
9 |
Игра «Проявляешь ли ты толерантность?» |
1 |
10 |
«Национальность. Дружба и уважение к любому народу». |
1 |
11 |
«Роль Республики Коми в политической, экономической и культурной жизни России». |
1 |
12 |
«У моей России щедрая душа…» |
1 |
13 |
«Государственное регулирование национальной политики в РФ» |
1 |
14 |
«Ради жизни на Земле» (творчество поэтов и писателей о ВОВ) |
1 |
15 |
Встреча с интересными людьми (депутатами Совета города) |
1 |
16 |
«У войны не детское лицо». |
1 |
4. Раздел. Духовно -нравственное воспитание |
17 часов |
|
17 |
«Человек. Личность. Гражданин. Межличностные отношения». |
1 |
18 |
«Д.С.Лихачев — «совесть нации» |
1 |
19 |
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном…» |
1 |
20 |
«Все мы разные, но мы едины» |
1 |
21 |
«Россия – ведущий исследователь космоса. Первая международная космическая станция «Мир». |
1 |
22 |
«Культура народов мира» |
1 |
23 |
«Семейные традиции разных народов» |
1 |
24 |
«Моя семья от предков до наших дней» |
1 |
25 |
«Герб моей семьи» |
1 |
26 |
«Гражданин. Мораль. Право». |
1 |
27 |
«Роскошь человеческого общения». |
1 |
28 |
«Как научиться слушать и слышать другого человека». |
1 |
29 |
«Здоровье – драгоценный дар природы». |
1 |
30 |
«С улыбкой о школьной жизни» (фотовыставка) |
1 |
31 |
«Как научиться понимать друг друга?» Взрослые дети и родители» |
1 |
32 |
«Мир профессий. Или какую дверь открыть?» |
1 |
33 |
Защита проектов «Моя будущая профессия» |
1 |
Всего |
33 |
Материально-техническое обеспечение программы
1. Классный кабинет.
2. Компьютер.
3. Интерактивная доска.
4. Методические пособия.
Список литературы
Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2010. – С.25.
1. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль,1998.
2. Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 1999. № 6. С. 99—102.
3. Быков А.К., Мельниченко И.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. М.: Творческий центр СФЕСС, 2007
4. Гуткина Л. Д. Настольная книга классного руководителя //Классный руководитель. М., 1999. № 3. С. 17—29.
5. Давыдов В.В Проблемы
развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.
6. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного
руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
7. Егорова Л.А.Родительские собрания. М.: Вако,2009
8. Лупоядова Л. Ю.,
Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы,
лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель,
2006.
10. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические
материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.
11. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина. М.: Глобус, 2007
12. Рожков М. И.,
Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос,
2001.
13. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.:
Владос, 2001.
14. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классные дела М.: Творческий Центр Сфера, 2008
15. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. М.,2002
16. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999
Источники
http://mon.gov.ru/pro/fgos/ -Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.edukuban.ru/complproject/new_school/nasha_new_skola_2010/ Министерство образования и науки Республики Коми
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 Федеральный Государственный образовательный стандарт (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.