Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.
муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение
Молодежная ул., д. 10, г. Усинск, Республика Коми, 169712
Тел./Факс: +7(82144) 4-68-93, Тел.: +7(82144) 2-43-78, 2-20-10, 2-38-90, 4-26-16;
E-mail: usinskshkola4@gmail.com Сайт: http://mbous4.ru
ОКПО 48397053 ОГРН 1100897322 ИНН 1106011519 КПП 110601001
ПРИНЯТО На заседании педсовета Протокол № 1
От « 31 » августа 2019 г |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
__________М.И. Лосев «09» сентября 2019 года |
Программа внеурочной деятельности
этнокультурной направленности
«Республика Коми – субъект Российской Федерации»
(10- 11 классов)
Срок реализации 2 года
Составитель: Панкова Е.Ю.,
учитель истории и обществознания
Усинск
2019
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности этнокультурной направленности «Республика Коми – субъект Российской Федерации» для 10-11 классов (далее – программа) определяет содержание образования на уровне основного общего образования. Программа разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (в ред. от 29.12.2014 года) (далее - ФГОС) и авторской программы Рогачёва М.Б. «История и культура Коми края» для общеобразовательной школы Сыктывкар, 2006г.
Реализацию учебной программы обеспечивает УМК по Истории Республики Коми:
- Учебник «История Республики Коми 7 – 11 классы, авторы: И.О. Васкул, И.Л.Жеребцов, М.Б.Рогачёв, М.В. Таскаев, О.И. Уляшев, - М.: ДИК, 2000г.;
- «Исторический атлас Республики Коми» -М.: Дрофа; Издательство ДИК, 1997 г.;
- Рабочая тетрадь по истории Республики Коми - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 1997 г.
Нормативно-правовая основа программы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конституция Республики Коми;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон «Об образовании»;
- Устав «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска»;
- локальные акты осуществления образовательной деятельности.
Цель программы: формирование представления о наиболее общих проблемах и основных особенностях региона во взаимосвязи с историей и современностью России.
Задачи программы:
- формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий современного и исторического развития региона, выявлению причинно-следственных связей общего и особенного в развитии Коми края;
- воспитание патриотизма и уважения к традициям и культуре Коми края и коми этноса.
Задачи элективного курса реализуются на занятиях в форме уроков-лекций, защиты проектов, экскурсий. На этих занятиях используются разнообразные методы обучения, выбор которых зависит от изучаемой темы. Применяются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, словесные методы обучения истории. Ведущие технологии - объяснительно-иллюстративная, проектная и проблемное обучение. Предполагается также индивидуальная и дифференциация обучения с учётом возможностей и интересов конкретного ученика. Способы проверки результатов реализации курса: устный опрос, эссе, проекты, презентации.
Общая характеристика элективного курса. Основные закономерности и направления современного и исторического развития народа коми. В то же время региональные этнографические и культурологические особенности обуславливают некоторую специфику исторического развития региона.
Преподавание элективного курса «Республика Коми – субъект Российской Федерации» способствует осознанию места региона в общеисторическом процессе, формированию личной ответственности учащихся за судьбы своего Отечества и малой родины, пониманию взаимосвязанности развития всех народов, населяющих Республику Коми, и необходимости объединения их усилий на благо республики. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.
Элективный курс предполагает свободу педагогического творчества и имеет ясную структурную цельность.
2. Программ содержит:
- необходимые каждому гражданину научные представления об институтах государства и институтах гражданского общества;
- гражданские ценностные ориентиры.
В основу содержания программы положены следующие принципы:
- системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения.
Цели программы
На глобальном уровне:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (16-17 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
На личностном уровне:
- формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- освоение ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
На метапредметном уровне:
- умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации;
- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, сообщение);
- развитие готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия;
На предметном уровне:
- формирование относительно целостного представления об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- освоение знаний ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- развитие умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- овладение знаниями основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизма и гражданственности.
3. Планируемые предметные результаты
По итогам усвоения содержания изучаемого элективного курса учащиеся должны:
- описывать образ жизни, природные условия, занятия коми в разные исторические периоды;
- рассказывать о происхождении народа коми, расселении, взаимоотношениях с соседними народами;
- описывать памятники культуры, искусства, религии;
- знать хронологические рамки явлений, дат, событий;
- характеризовать основные занятия людей, отрасли промышленности, системы хозяйства;
- рассказывать о важнейших событиях в истории региона и республики, о замечательных людях;
- знать структуру управления краем, областью, республикой;
- раскрывать международные связи и участие коми в международных событиях;
- характеризовать развитие религиозных верований населения края, области, республики, роль и место церкви в обществе;
- излагать наиболее важные события в общественно-политической жизни республики;
- рассказывать об основных достижениях культуры, науки и техники современного общества, развития общественных идей;
- уметь выявлять и раскрывать причинно-следственные связи;
- уметь работать с источниками, анализировать их содержание;
- уметь оценивать исторические явления, действия людей в истории;
- уметь обосновывать личное отношение к историческим событиям, людям, творениям культуры;
- уметь показать на карте границы Республики Коми, Коми автономной области, города, района;
- уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- уметь выявлять синхронность и диахронность событий и явлений
Наименования разделов в 10 классе:
1. Устное народное творчество.
2. Дом, в котором я живу.
3. Как жили коми в давние времена.
4. Экология и природоохранная деятельность края.
5. Промышленное освоение коми края.
6. Развитие науки, культуры, образования.
Наименования разделов в 11 классе:
1. Географическое положение Республики Коми.
2. Административно – территориальное деление Республики Коми.
3. Политическое устройство Республики Коми.
4. Социально – экономическая характеристика Республики Коми.
5. Культурологическая составляющая народа коми.
6. Исторические этапы формирования государственности Республики Коми.
4. Тематический план элективного курса для 10 класса
Раздел |
Название тем занятий |
Кол-во часов |
Форма |
Приме-чание |
Устное народное творчество
|
Коми народные сказки о животных |
1 |
|
|
Волшебные коми сказки |
1 |
|
|
|
Отрицательные персонажи коми сказок |
1 |
|
|
|
Яг-морт – лесной человек |
1 |
|
|
|
Бытовые сказки коми народа |
1 |
|
|
|
Коми народные песни |
1 |
Защита презентаций |
|
|
Итого |
6 |
|||
Дом, в котором я живу
|
Моя семья в истории Республики Коми |
1 |
Эссе |
|
Моя семья в истории ВОВ |
1 |
Сообщение |
|
|
Моя малая Родина |
1 |
|
|
|
Презентация «Я иду землёю коми» |
1 |
Защита презентаций |
|
|
Итого |
4 |
|||
Как жили коми в давние времена
|
Быт коми народа. |
1 |
|
|
Жилище коми народа. Коми изба. |
1 |
|
|
|
Занятия населения. |
1 |
|
|
|
Народные мастера. |
1 |
|
|
|
Материал для изготовления одежды и обуви. |
1 |
|
|
|
Как рукодельница семью одевала? |
1 |
|
|
|
Народный костюм коми. Украшения одежды. |
1 |
|
|
|
Коми национальная пища. |
1 |
|
|
|
Странички истории коми края. |
1 |
Презентации |
|
|
Итого |
9 |
|||
Экология и природоохранная деятельность края. |
Полезные ископаемые. |
1 |
|
|
Лес. Растения. Дары леса. |
1 |
|
|
|
Лес. Животный мир. |
1 |
|
|
|
Реки и озёра. Рыбные богатства. |
1 |
|
|
|
Охрана природы. Природные заповедники. |
1 |
Презентации |
|
|
Итого |
5 |
|||
Промышленное освоение коми края.
|
Экспедиция ОГПУ 1920-е годы. |
1 |
|
|
Формирование системы ГУЛАГа на территории края. |
1 |
|
|
|
Промышленность в годы ВОВ. |
1 |
|
|
|
Вклад жителей коми в период ВОВ. |
1 |
|
|
|
Появление промышленных посёлков на территории системы ГУЛАГа. |
1 |
|
|
|
Основные отрасли промышленного комплекса Республики Коми. |
1 |
|
|
|
Проект «Промышленное освоение Севера». |
1 |
Защита |
|
|
Итого |
7 |
|
|
|
Развитие науки, культуры, образования |
Коми писатели и поэты. |
1 |
|
|
Художники, воспевающие красоту Севера. |
1 |
|
|
|
«Край мой северный» |
1 |
Эссе |
|
|
Итого |
3 |
|
|
|
Всего часов |
34 |
|
|
5. Тематический план элективного курса для 11 класса
Раздел |
Название тем занятий |
Кол-во часов |
Форма |
Приме-чание |
География Республики Коми. |
Климат. Реки. Озёра. Болота. |
1 |
|
|
Геологические памятники. |
1 |
|
|
|
Претенденты на звание «Семь чудес России». |
1 |
|
|
|
Леса. Почвы. Землетрясения. |
1 |
|
|
|
Растительность и животный мир. |
1 |
|
|
|
Проект «Кладезь природных богатств» или «Достояние моей республики» |
1 |
Защита |
|
|
Итого |
6 |
|||
Административно – территориальное деление Республики Коми. |
Муниципальное устройство. Муниципальные районы. |
1 |
|
|
Города и символика северных городов. |
1 |
|
|
|
Города республиканского значения. |
1 |
|
|
|
Городские округа. |
1 |
|
|
|
Итого |
4 |
|||
Политическое устройство Республики Коми.
|
Символика Республики Коми (герб, гимн, флаг) |
1 |
|
|
Глава Республики Коми. |
1 |
|
|
|
Система государственной власти Республики Коми (законодательная, исполнительная, судебная) |
1 |
|
|
|
Местное самоуправление. |
1 |
|
|
|
Сочинение «Обращение к Главе Республики Коми» |
1 |
Презентации |
|
|
Итого |
5 |
|||
Социально– экономическая характеристика Республики Коми.
|
Полезные ископаемые Республики Коми. |
1 |
|
|
Транспорт Республики Коми. |
1 |
|
|
|
Сельское хозяйство Республики Коми. |
1 |
|
|
|
Оленеводство в Республике Коми. |
1 |
|
|
|
Население Республики Коми. |
1 |
|
|
|
Эссе «Моя семья в истории республики» |
1 |
Презентации |
|
|
Итого |
6 |
|||
Этнография и культура Республики Коми.
|
Народный эпос, предания, легенды. |
1 |
|
|
Традиции, обычаи, народные промыслы народа коми. |
1 |
|
|
|
Организация системы образования в республике. |
1 |
|
|
|
Театр. Телевидение. СМИ. |
1 |
|
|
|
Литература. Поэзия. Художественное творчество. |
1 |
|
|
|
Знаменитые коми. |
1 |
|
|
|
Проект «Экскурсия по этнографическим музеям города Усинска и Усинского района» |
1 |
Защита |
|
|
Итого |
7 |
|
|
|
Исторические этапы формирования государственности Республики Коми.
|
Догосударственный период в истории Коми края. |
1 |
|
|
Исторические периоды присоединения Коми края. |
1 |
|
|
|
История преобразования Коми края. |
1 |
|
|
|
Этапы формирования государственности современной Республики Коми |
1 |
|
|
|
Многонациональная семья Республики Коми. |
1 |
|
|
|
Итого |
5 |
|
|
|
|
Всего часов |
33 |
|
|
6. Список литературы для учителя и учащихся, УМК
1. «История Республики Коми. 7-11 классы». Под редакцией М.Б. Рогачева. –
М.: Изд- во ДИК.
2. «Исторический атлас Республики Коми», - М: Дрофа; Изд-во ДИК, 1997.
3. «Историко-культурный атлас РК». – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 1997.
4.Бараксанов Г.Г. Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар, 1996.
5.Вайровская С.В. Земства и Советы в 1917-1918. По материалам Коми края. – Сыктывкар, 1994.
6.Вахнин В.Д. История коми народа (новая эра до наших дней – до 2000 года). – Киров:
КОГУП «Кировская областная типография», 2003.
7.Ганова Е.Ф. Литература, искусство, история и природа Коми края. – Сыктывкар: Коми
книж.изд-во, 1997.
8.Голосенко И.А. Питирим Сорокин:судьба и труды. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1991.
9.Города моей республики. Рекомендательная памятка для школьников. – Сыктывкар, 2002.
10.Жеребцов И.Л. Где ты живешь? – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2000.
11.Жеребцов И.Л. Коми край в 18-сер.19 века: территория и население. – Сыктывкар, 1998.
12.Жеребцов И.Л. Они любили край родной. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993.
13.Жеребцов И.Л., Сметанин А.Ф. Коми край. Очерки о десяти веках истории. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2003.
14.Жеребцов И.Л., Таскаев М.В. Историческая хроника РК с древнейших времен. –
Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 2002.
15.Книга памяти Республики Коми. Том 2. - Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1994.
16.Конаков Н.Д. Христианство и язычество народа коми. – Сыктывкар: Коми книж. Изд-во, 2001.
17.Конституция РК. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2011.
18.Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993.
19.Мацук М.А. Сысольская земля в 17 веке: стремление к лидерству в Коми крае. –
Сыктывкар, 1990.
20.Нестеров М.Г. Древняя коми история. – Сыктывкар, 2000.
21.Нестеров М.Г., Золотарева Е.В. Древнейшая история Коми и Севера России. (сборник
эссе). – Екатеринбург, 2001.
22.Попов А.А., Сметанин А.Ф. Советская северная деревня в 60-е – первой половине 80-х
годов. – Сыктывкар, 1995.
23.Поповцева Э.К. Русское искусство 18-начала 20 века. Живопись, графика, скульптура.
Каталог. – Сыктывкар, 1991.
24.Рогачев М.Б. Летопись Коми края. 5-11кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Изд. ДИК, 1998.
25.Рогачев М.Б. Страницы истории политических репрессий в Коми АССР. – Сыктывкар: Покаяние, 2003.
26.Росхон Л.Т. История развития РК. – Сыктывкар, 1997.
27.Савельева Э.А. Историко-культурный атлас РК. – М.: Дрофа, ДиК, 1997. – 10.
28.Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди. Страницы древней истории народа коми. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1990.
29.Тираспольский Г.И. Житие Стефана Пермского. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993. 30.Федорова Л. Знаете ли вы историю своего края? – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1975.
31.Филлипова В.В., Канева Т.С. Традиционный народный календарь коми: материалы. –
Сыктывкар, 2002.
32.Филлипова В.В., Канева Т.С. Коми фольклор. Часть 1. Календарные обряды и поэзия.
Хрестоматия. – Сыктывкар, 2000.
33.Халюкова Ж.В. Исследователь Коми края. Доктор филологических наук Алексей
Семенович Сидоров (1892-1953). Каталог личного фонда. – Сыктывкар: СГУ, 1997.
34.Хорунжая Т.М. 100 тестов по истории РК. – Сыктывкар, 2002.
35.Чупров В.И., Бондаренко О.Е. История Коми края. Хрестоматия. Ч.1.
Дореволюционный период. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1991
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.