Курс внеурочной деятельности "Республика Коми - субъект Российской Федерации"
Оценка 4.8

Курс внеурочной деятельности "Республика Коми - субъект Российской Федерации"

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
история
Взрослым
12.06.2023
Курс внеурочной деятельности "Республика Коми - субъект Российской Федерации"
Формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий современного и исторического развития региона, выявлению причинно-следственных связей общего и особенного в развитии Коми края; - воспитание патриотизма и уважения к традициям и культуре Коми края и коми этноса.
3. Республика Коми - субъект Российской Федерации.doc

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.

муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение

 

Молодежная ул., д. 10, г. Усинск, Республика Коми, 169712

Тел./Факс: +7(82144) 4-68-93, Тел.: +7(82144) 2-43-78, 2-20-10, 2-38-90, 4-26-16;

 

E-mail: usinskshkola4@gmail.com     Сайт: http://mbous4.ru

 

ОКПО 48397053   ОГРН 1100897322   ИНН 1106011519   КПП 110601001 BD21319_   

 

ПРИНЯТО

На заседании педсовета

Протокол 1

 

 От « 31 » августа  2019 г

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

 

__________М.И. Лосев

«09» сентября 2019 года

 

Программа внеурочной деятельности

 этнокультурной направленности

«Республика Коми – субъект Российской Федерации»

(10- 11 классов)

 

 

Срок реализации 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Составитель: Панкова Е.Ю.,

                                                           учитель истории и обществознания

 

 

 

 

Усинск

2019

 

                     

1.      Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности этнокультурной направленности «Республика Коми – субъект Российской Федерации» для 10-11 классов (далее – программа) определяет  содержание образования на уровне основного общего образования. Программа разработана  в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (в ред. от 29.12.2014 года) (далее - ФГОС) и авторской программы Рогачёва М.Б. «История и культура Коми края» для общеобразовательной школы Сыктывкар, 2006г.

Реализацию учебной программы обеспечивает УМК по Истории Республики Коми:

- Учебник «История Республики Коми 7 – 11 классы, авторы: И.О. Васкул, И.Л.Жеребцов,   М.Б.Рогачёв, М.В. Таскаев, О.И. Уляшев, - М.: ДИК, 2000г.;

- «Исторический атлас Республики Коми» -М.: Дрофа; Издательство ДИК, 1997 г.;

- Рабочая тетрадь по истории Республики Коми - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 1997 г.

Нормативно-правовая основа программы:

- Конституция Российской Федерации;

 - Конституция Республики Коми;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон «Об образовании»;

 - Устав «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска»;

- локальные акты осуществления образовательной деятельности.

Цель программы: формирование представления о наиболее общих проблемах и основных особенностях региона во взаимосвязи с историей и современностью России.

Задачи программы:

- формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий современного и  исторического развития региона, выявлению причинно-следственных связей  общего и особенного в развитии Коми края;

- воспитание патриотизма и уважения к традициям и культуре Коми края и коми этноса.

Задачи элективного курса реализуются на занятиях в форме уроков-лекций, защиты проектов, экскурсий. На этих занятиях используются разнообразные методы обучения, выбор которых зависит от изучаемой темы. Применяются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, словесные методы обучения истории. Ведущие технологии - объяснительно-иллюстративная, проектная и проблемное обучение. Предполагается также индивидуальная и дифференциация обучения с учётом возможностей и интересов конкретного ученика. Способы проверки результатов реализации курса: устный опрос, эссе, проекты, презентации.

Общая характеристика элективного курса. Основные закономерности и направления современного и  исторического развития народа коми. В то же время региональные этнографические и культурологические особенности обуславливают некоторую специфику исторического развития региона.

Преподавание элективного курса «Республика Коми – субъект Российской Федерации» способствует осознанию места региона в общеисторическом процессе, формированию личной ответственности учащихся за судьбы своего Отечества и малой родины, пониманию взаимосвязанности развития всех народов, населяющих Республику Коми, и необходимости объединения их усилий на благо республики. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.

Элективный курс предполагает свободу педагогического творчества и имеет ясную структурную цельность.

2. Программ содержит:

- необходимые каждому гражданину научные представления об институтах государства и институтах гражданского общества;

 - гражданские ценностные ориентиры.

В основу содержания программы положены следующие принципы:

 - системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения.

Цели программы

На глобальном уровне:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (16-17 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;

-    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение  системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.

На личностном уровне:

- формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- освоение ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

На метапредметном уровне:

- умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,

использовать современные источники информации;

- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, сообщение);

- развитие готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной  работе, освоение основ межкультурного взаимодействия;

На предметном уровне:

- формирование относительно целостного представления об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- освоение знаний ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- развитие  умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- овладение знаниями основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- воспитание  приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизма и гражданственности.

3. Планируемые предметные результаты

По итогам усвоения содержания изучаемого элективного курса учащиеся должны:

- описывать образ жизни, природные условия, занятия коми в разные исторические периоды;

- рассказывать о происхождении народа коми, расселении, взаимоотношениях с соседними народами;

- описывать памятники культуры, искусства, религии;

- знать хронологические рамки явлений, дат, событий;

- характеризовать основные занятия людей, отрасли промышленности, системы хозяйства;

- рассказывать о важнейших событиях в истории региона и республики, о замечательных людях;

- знать структуру управления краем, областью, республикой;

- раскрывать международные связи и участие коми в международных событиях;

- характеризовать развитие религиозных верований населения края, области, республики, роль и место церкви в обществе;

- излагать наиболее важные события в общественно-политической жизни республики;

- рассказывать об основных достижениях культуры, науки и техники современного общества, развития общественных идей;

- уметь выявлять и раскрывать причинно-следственные связи;

- уметь работать с источниками, анализировать их содержание;

- уметь оценивать исторические явления, действия людей в истории;

- уметь обосновывать личное отношение к историческим событиям, людям, творениям культуры;

- уметь показать на карте границы Республики Коми, Коми автономной области, города, района;

- уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- уметь выявлять синхронность и диахронность событий и явлений

Наименования разделов в 10 классе:

1. Устное народное творчество.

2. Дом, в котором я живу.

3. Как жили коми в давние времена.

4. Экология и природоохранная деятельность края.

5. Промышленное освоение коми края.

6. Развитие науки, культуры, образования.

Наименования разделов в 11 классе:

1. Географическое положение Республики Коми.

2. Административно – территориальное деление Республики Коми.

3. Политическое устройство Республики Коми.

4. Социально – экономическая характеристика Республики Коми.

5.  Культурологическая составляющая народа коми.

6. Исторические этапы формирования государственности Республики Коми.

 

4. Тематический план элективного курса для 10 класса

Раздел

Название тем занятий

Кол-во часов

Форма

Приме-чание

Устное народное творчество

 

Коми народные сказки о животных

1

 

 

Волшебные коми сказки

1

 

 

Отрицательные персонажи коми сказок

1

 

 

Яг-морт – лесной человек

1

 

 

Бытовые сказки коми народа

1

 

 

Коми народные песни

1

Защита презентаций

 

Итого

6

Дом, в котором я живу

 

Моя семья в истории Республики Коми

1

Эссе

 

Моя семья в истории ВОВ

1

Сообщение

 

Моя малая Родина

1

 

 

Презентация «Я иду землёю коми»

1

Защита презентаций

 

Итого

4

Как жили коми в давние времена

 

Быт коми народа.

1

 

 

Жилище коми народа. Коми изба.

1

 

 

Занятия населения.

1

 

 

Народные мастера.

1

 

 

Материал для изготовления одежды и обуви.

1

 

 

Как рукодельница семью одевала?

1

 

 

Народный костюм коми.  Украшения одежды.

1

 

 

Коми национальная пища.

1

 

 

Странички истории коми края.

1

Презентации

 

Итого

9

Экология и природоохранная деятельность края.

Полезные ископаемые.

1

 

 

Лес. Растения. Дары леса.

1

 

 

Лес. Животный мир.

1

 

 

Реки и озёра. Рыбные богатства.

1

 

 

Охрана природы. Природные заповедники.

1

Презентации

 

Итого

5

Промышленное освоение коми края.

 

Экспедиция ОГПУ 1920-е годы.

1

 

 

Формирование системы ГУЛАГа на территории края.

1

 

 

Промышленность в годы ВОВ.

1

 

 

Вклад жителей коми в период ВОВ.

1

 

 

Появление промышленных посёлков на территории системы ГУЛАГа.

1

 

 

Основные отрасли промышленного комплекса Республики Коми.

1

 

 

Проект «Промышленное освоение Севера».

1

Защита

 

Итого

7

 

 

Развитие науки, культуры, образования

Коми писатели и поэты.

1

 

 

Художники, воспевающие красоту Севера.

1

 

 

«Край мой северный»

1

Эссе

 

Итого

3

 

 

Всего часов

34

 

 

 

5. Тематический план элективного курса для 11 класса

Раздел

Название тем занятий

Кол-во часов

Форма

Приме-чание

География Республики Коми.

КлиматРеки. Озёра.  Болота.

1

 

 

Геологические памятники.

1

 

 

 Претенденты на звание «Семь чудес России».

1

 

 

 Леса. Почвы. Землетрясения.

1

 

 

Растительность и животный мир.

1

 

 

Проект «Кладезь природных богатств» или «Достояние моей республики»

1

Защита

 

Итого

6

Административно – территориальное деление Республики Коми.

Муниципальное устройство. Муниципальные районы.

1

 

 

Города и символика северных городов.

1

 

 

Города республиканского значения.

1

 

 

Городские округа.

1

 

 

Итого

4

Политическое устройство Республики Коми.

 

Символика Республики Коми (герб, гимн, флаг)

1

 

 

Глава Республики Коми.

1

 

 

Система государственной власти Республики Коми (законодательная, исполнительная, судебная)

1

 

 

Местное самоуправление.

1

 

 

Сочинение «Обращение к Главе Республики Коми»

1

Презентации

 

Итого

5

Социально– экономическая характеристика Республики Коми.

 

Полезные ископаемые Республики Коми.

1

 

 

Транспорт Республики Коми.

1

 

 

Сельское хозяйство Республики Коми.

1

 

 

Оленеводство в Республике Коми.

1

 

 

Население Республики Коми.

1

 

 

Эссе «Моя семья в истории республики»

1

Презентации

 

Итого

6

Этнография и культура Республики Коми.

 

Народный эпос, предания, легенды.

1

 

 

Традиции, обычаи, народные промыслы народа коми.

1

 

 

Организация системы образования в республике.

1

 

 

Театр. Телевидение. СМИ.

1

 

 

Литература. Поэзия. Художественное творчество.

1

 

 

Знаменитые коми.

1

 

 

Проект «Экскурсия по этнографическим музеям города Усинска и Усинского района»

1

Защита

 

Итого

7

 

 

Исторические этапы формирования государственности Республики Коми.

 

Догосударственный период в истории Коми края.

1

 

 

Исторические периоды присоединения Коми края.

1

 

 

История преобразования Коми края.

1

 

 

Этапы формирования государственности  современной Республики Коми

1

 

 

Многонациональная семья Республики Коми.

1

 

 

Итого

5

 

 

 

Всего часов

33

 

 

 

6. Список литературы для учителя и учащихся, УМК

1. «История Республики Коми. 7-11 классы». Под редакцией М.Б. Рогачева. –

М.: Изд- во ДИК.

2. «Исторический атлас Республики Коми», - М: Дрофа; Изд-во ДИК, 1997.

3. «Историко-культурный атлас РК». – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 1997.

4.Бараксанов Г.Г. Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар, 1996.

5.Вайровская С.В. Земства и Советы в 1917-1918. По материалам Коми края. – Сыктывкар, 1994.

6.Вахнин В.Д. История коми народа (новая эра до наших дней – до 2000 года). – Киров:

КОГУП «Кировская областная типография», 2003.

7.Ганова Е.Ф. Литература, искусство, история и природа Коми края. – Сыктывкар: Коми

книж.изд-во, 1997.

8.Голосенко И.А. Питирим Сорокин:судьба и труды. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1991.

9.Города моей республики. Рекомендательная памятка для школьников. – Сыктывкар, 2002.

10.Жеребцов И.Л. Где ты живешь? – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2000.

11.Жеребцов И.Л. Коми край в 18-сер.19 века: территория и население. – Сыктывкар, 1998.

12.Жеребцов И.Л. Они любили край родной. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993.

13.Жеребцов И.Л., Сметанин А.Ф. Коми край. Очерки о десяти веках истории. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2003.

14.Жеребцов И.Л., Таскаев М.В. Историческая хроника РК с древнейших времен. –

Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 2002.

15.Книга памяти Республики Коми. Том 2. - Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1994.

16.Конаков Н.Д. Христианство и язычество народа коми. – Сыктывкар: Коми книж. Изд-во, 2001.

17.Конституция РК. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2011.

18.Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993.

19.Мацук М.А. Сысольская земля в 17 веке: стремление к лидерству в Коми крае. –

Сыктывкар, 1990.

20.Нестеров М.Г. Древняя коми история. – Сыктывкар, 2000.

21.Нестеров М.Г., Золотарева Е.В. Древнейшая история Коми и Севера России. (сборник

эссе). – Екатеринбург, 2001.

22.Попов А.А., Сметанин А.Ф. Советская северная деревня в 60-е – первой половине 80-х

годов. – Сыктывкар, 1995.

23.Поповцева Э.К. Русское искусство 18-начала 20 века. Живопись, графика, скульптура.

Каталог. – Сыктывкар, 1991.

24.Рогачев М.Б. Летопись Коми края. 5-11кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Изд. ДИК, 1998.

25.Рогачев М.Б. Страницы истории политических репрессий в Коми АССР. – Сыктывкар: Покаяние, 2003.

26.Росхон Л.Т. История развития РК. – Сыктывкар, 1997.

27.Савельева Э.А. Историко-культурный атлас РК. – М.: Дрофа, ДиК, 1997. – 10.

28.Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди. Страницы древней истории народа коми. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1990.

29.Тираспольский Г.И. Житие Стефана Пермского. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993. 30.Федорова Л. Знаете ли вы историю своего края? – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1975.

31.Филлипова В.В., Канева Т.С. Традиционный народный календарь коми: материалы. –

Сыктывкар, 2002.

32.Филлипова В.В., Канева Т.С. Коми фольклор. Часть 1. Календарные обряды и поэзия.

Хрестоматия. – Сыктывкар, 2000.

33.Халюкова Ж.В. Исследователь Коми края. Доктор филологических наук Алексей

Семенович Сидоров (1892-1953). Каталог личного фонда. – Сыктывкар: СГУ, 1997.

34.Хорунжая Т.М. 100 тестов по истории РК. – Сыктывкар, 2002.

35.Чупров В.И., Бондаренко О.Е. История Коми края. Хрестоматия. Ч.1.

Дореволюционный период. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1991

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск» «Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдлан i н

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск» «Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдлан i н

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности этнокультурной направленности «Республика

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности этнокультурной направленности «Республика

Ведущие технологии - объяснительно-иллюстративная, проектная и проблемное обучение

Ведущие технологии - объяснительно-иллюстративная, проектная и проблемное обучение

На личностном уровне: - формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества; - воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в…

На личностном уровне: - формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества; - воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в…

Планируемые предметные результаты

Планируемые предметные результаты

Республики Коми, Коми автономной области, города, района; - уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание…

Республики Коми, Коми автономной области, города, района; - уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание…

Республики Коми, Коми автономной области, города, района; - уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание…

Республики Коми, Коми автономной области, города, района; - уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание…

Форма Приме-чание

Форма Приме-чание

Форма Приме-чание

Форма Приме-чание

Список литературы для учителя и учащихся,

Список литературы для учителя и учащихся,

Поповцева Э.К. Русское искусство 18-начала 20 века

Поповцева Э.К. Русское искусство 18-начала 20 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023