Особый интерес представляют живописные этюды с натуры, в которых художник стремился правдиво передать состояние определенного времени суток, освещение и цветовые отношения. Постановка этих проблем характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтического искусства. Романтическая стилистика ощутима и в самой известной, наиболее значительной картине Басина, написанной на сюжет из античной истории, - "Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада"Доминирующее же положение в творчестве художника 1830-50-х гг. занимают монументальные работы как религиозного, так и светского содержания.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
Басин П. В.
Биография.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017Басин Петр Васильевич
(17931877)
Биография
Творчество П. В. Басина характерно для художника русской академической школы
середины XIX в. С Петербургской Академией Художеств Басин был связан почти всю
жизнь. Ее рисовальные классы он начал посещать восемнадцатилетним юношей в
качестве постороннего ученика и завершил образование, занимаясь исторической
живописью у В.К. Шебуева.Большая золотая медаль, полученная за картину "Христос изгоняет из храма
торгующих" (1818), дала ему право на пенсионерскую поездку в Италию.
Итальянский период наиболее интересен в творчестве Басина. В это время наряду с
академическими композициями ("Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели",
1821; "Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822, и др.) он пишет портреты
("Сильв. Ф. Щедрин", 1822; "Неизвестная с девочкой", 1822; "Клодина Нантен", 1827),
жанровые композиции ("Итальянский разбойник", 1822; "Землетрясение в Роккади
Папа, близ Рима", 1830, и др.), пейзажи ("Вечерний пейзаж...", "Пейзаж со стадом коз",
"Вид в окрестностях Субиако", все 1820е, и др.).
Особый интерес представляют живописные этюды с натуры, в которых художник
стремился правдиво передать состояние определенного времени суток, освещение и
цветовые отношения. Постановка этих проблем характеризует его как мастера, не
чуждого влияния романтического искусства. Романтическая стилистика ощутима и в
самой известной, наиболее значительной картине Басина, написанной на сюжет из
античной истории, "Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада" (182628).
Картина эта после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В
пути судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорченным. Вернувшись в
Россию, Басин в начале 1830х гг. основательно подправил картину, а затем подарил ее
АХ (ныне в ГРМ).
На родине Басин почти сразу же начал преподавать в АХ и успешно занимался этой
деятельностью почти сорок лет (1831 69), регулярно получая ордена и очередной чин.
В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и
портретной, действительным статским советником. Ничего яркого, выдающегося в эти
годы он не создал. Написал несколько неплохих портретов: рано умершей жены О. В.
Басиной (183738), Ю. П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850х)
и др., а также жанровую картину в духе школы Венецианова "Чердак здания Академии
художеств" (начало 1830х).
Доминирующее же положение в творчестве художника 183050х гг. занимают
монументальные работы как религиозного, так и светского содержания. В их числе
плафон "Аполлон и музы" (183233) для зала АХ, росписи Помпейской галереи
Зимнего дворца (выполненные совместно с Ф. И. Вундерлихом в 183739 гг.),
"Благовещение" для царских врат собора Всех учебных заведений (не ранее 1833),
"Введение во храм" для алтаря Казанского собора (1841) и др.