Курс лекций. Богданов-Бельский Н. П. Биография. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 11.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Н. П. Богданов-Бельский – русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера. Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта.Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства.
Иконка файла материала Н.П.Богданов-Бельский.Биография.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций.   Богданов­Бельский Н. П.  Биография. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2017Художник Богданов­Бельский Николай Петрович: биография.  Н. П. Богданов­Бельский – русский художник, работы которого хранятся в самых  знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в  истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его  творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре  «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.  Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного  почерка, которым отличался Н. П. Богданов­Бельский. Хотя он был успешным  художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия частозаказывали у него портреты, но по­настоящему увлекала его тема простого  деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к  вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал  ее на полотнах своих картин.   Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери  будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и  бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик  научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем  возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге  окружающую его жизнь. Следующий этап обучения – Шопотовское начальное  двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы  в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых  учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор  Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения  жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов  провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.    Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам­иконописцам. При  этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в  месяц. Первая картина, с которой 16­летний живописец принял участие в  художественной выставке, – «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова,  в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа.  Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее  обучение в Московском художественном училище (1884–1889).Завершение образования Уже с 18­летнего возраста молодой художник начинает  зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины  продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же  он по­прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно  следит за судьбой своего воспитанника. Окончив пейзажное отделение  художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище  при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть  более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить  образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции,  Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в  1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии.  Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II  собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под  этой фамилией Николай Петрович Богданов­Бельский, картины которого являются  признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового  изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным  членом в возрасте 46 лет (1914).  Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П.  Богданов­Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства  стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника  продлился 23 года.Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами  пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и  натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из­под  его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень  трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с  успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета  таланта великого русского художника.   Отличительная черта творчества Н. П.  Богданова­Бельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах.Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов­Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного  балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает  мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное  музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего  на балалайке, – картина Богданова­Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые  открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче  деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника. За давностью  лет Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин  признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство  полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской  аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного  полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова­Бельского «Виртуоз»  написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца  считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912–1913 годах.  Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Однаиз жительниц села, которая родилась в 1903 году, – Агафья Ниловна Иванова – была в  числе детей, которых художник изобразил на этой картине. И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое  жизнеописание живописца. Художник Богданов­Бельский, картины которого известны  во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.   В 1944 году  состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из­за этого пришлось  выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако  усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П.  Богданов­Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника  прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился  отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945  года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на  окраине немецкой столицы.Вместо послесловия Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного  батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю  мировой живописи под фамилией Богданов­Бельский? Николай, описания картин  которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых  выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его  ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан  забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в  выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется,  что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из  прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев  его полотен.

Посмотрите также