Н. П. Богданов-Бельский – русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера. Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта.Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
БогдановБельский Н. П. Биография.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017Художник БогдановБельский Николай Петрович:
биография.
Н. П. БогдановБельский – русский художник, работы которого хранятся в самых
знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в
истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его
творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре
«Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.
Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного
почерка, которым отличался Н. П. БогдановБельский. Хотя он был успешным
художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия частозаказывали у него портреты, но понастоящему увлекала его тема простого
деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к
вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал
ее на полотнах своих картин. Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери
будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и
бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик
научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем
возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге
окружающую его жизнь. Следующий этап обучения – Шопотовское начальное
двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы
в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых
учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор
Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения
жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с
учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов
провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.
Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А.
Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерамиконописцам. При
этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в
месяц. Первая картина, с которой 16летний живописец принял участие в
художественной выставке, – «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова,
в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа.
Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была
куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее
обучение в Московском художественном училище (1884–1889).Завершение образования Уже с 18летнего возраста молодой художник начинает
зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины
продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же
он попрежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно
следит за судьбой своего воспитанника. Окончив пейзажное отделение
художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и
И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище
при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть
более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить
образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции,
Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в
1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии.
Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II
собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под
этой фамилией Николай Петрович БогдановБельский, картины которого являются
признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового
изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным
членом в возрасте 46 лет (1914). Революционные события 1917 года живописец не смог
принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П.
БогдановБельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства
стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника
продлился 23 года.Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами
пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и
натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Изпод
его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень
трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и
просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с
успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета
таланта великого русского художника. Отличительная черта творчества Н. П.
БогдановаБельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его
полотнах.Примером может служить описание картины «Виртуоз». БогдановБельский изобразил
на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного
балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает
мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное
музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего
на балалайке, – картина БогдановаБельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые
открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче
деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника. За давностью
лет Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин
признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство
полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской
аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного
полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. БогдановаБельского «Виртуоз»
написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца
считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912–1913 годах.
Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Однаиз жительниц села, которая родилась в 1903 году, – Агафья Ниловна Иванова – была в
числе детей, которых художник изобразил на этой картине.
И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое
жизнеописание живописца. Художник БогдановБельский, картины которого известны
во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа. В 1944 году
состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Изза этого пришлось
выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако
усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П.
БогдановБельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника
прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился
отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945
года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на
окраине немецкой столицы.Вместо послесловия Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного
батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю
мировой живописи под фамилией БогдановБельский? Николай, описания картин
которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых
выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его
ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан
забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в
выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется,
что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из
прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев
его полотен.