Курс лекций. Боголюбов А. П. Биография. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 11.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник—маринист. Родился в 1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849 году художник был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу.
Иконка файла материала А.П.Боголюбов.Биография.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. Боголюбов А. П.  Биография.  История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна2017 Боголюбов Алексей Петрович  Биография Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник—маринист. Родился в  1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи  кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849году художник был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на  Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками  Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Боголюбов последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств  вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по  преимуществу обязан профессору М. П. Воробьеву и Б. И. Виллевальде. За два вида  Кронштадтской гавани и за картину "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году" молодой художник Алексей Боголюбов был пожалован высочайшими подарками от  имени Его Императорского величества. В 1852 году художник получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид  Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". Боголюбов окончил академию в 1863 с первой золотой медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба.  Затем, оставив морскую службу, Боголюбов в течение семи лет путешествовал по  Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в  мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея  Ахенбаха. В том же 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в  Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором  Николаем Павловичем. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году  профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах академии выставку своих  произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его "Синоп" и "Кермес в Амстердаме" (в настоящее время находится в  Эрмитаже). В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России. Император Александр II, оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в  картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в  течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и  дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме  этих трудов, Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского  министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским  портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и  промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в  Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В  1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В  том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков  сетей и акварелей. Последние двадцать лет Боголюбов живет в Париже, только изредканавещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного  вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 года по почину членов этого общества был отпразднован  пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова, так как восьмого января 1841 года  Боголюбов окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо  также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева,  которому художник приходится внуком. Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых,  талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими  европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в  совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в  художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его  более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории  русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе,  обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей,  великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению  императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти  полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень  редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном  изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях,  относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду,  воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и  другими значительно более молодыми маринистами — Беггровым, Судковским,  Орловским, Васильевым — являются главнейшими и, можно сказать, единственными  представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты,  посредственно или непосредственно, являются его учениками. Боголюбов Алексей  Петрович умер в Париже в 1896 году.

Посмотрите также