Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник—маринист. Родился в 1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849 году художник был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
Боголюбов А. П. Биография.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
Боголюбов Алексей Петрович
Биография
Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник—маринист. Родился в
1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи
кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849году художник был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на
Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками
Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
Боголюбов последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств
вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по
преимуществу обязан профессору М. П. Воробьеву и Б. И. Виллевальде. За два вида
Кронштадтской гавани и за картину "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году"
молодой художник Алексей Боголюбов был пожалован высочайшими подарками от
имени Его Императорского величества.
В 1852 году художник получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид
Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями"
(из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из
Лиссабона". Боголюбов окончил академию в 1863 с первой золотой медалью и тогда же
по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба.
Затем, оставив морскую службу, Боголюбов в течение семи лет путешествовал по
Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в
мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея
Ахенбаха. В том же 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в
Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором
Николаем Павловичем. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году
профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах академии выставку своих
произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание
публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в
особенности его "Синоп" и "Кермес в Амстердаме" (в настоящее время находится в
Эрмитаже). В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными
целями по России.
Император Александр II, оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в
картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в
течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и
дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме
этих трудов, Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского
министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским
портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и
промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в
Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В
1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В
том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков
сетей и акварелей. Последние двадцать лет Боголюбов живет в Париже, только изредканавещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного
вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым
русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных
затрат. 8 января 1891 года по почину членов этого общества был отпразднован
пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова, так как восьмого января 1841 года
Боголюбов окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо
также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева,
которому художник приходится внуком.
Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых,
талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими
европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в
совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в
художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского
и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его
более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории
русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе,
обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей,
великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению
императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти
полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень
редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила
бы такую цельность, разнообразие и богатство.
Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном
изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях,
относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду,
воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он
к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и
другими значительно более молодыми маринистами — Беггровым, Судковским,
Орловским, Васильевым — являются главнейшими и, можно сказать, единственными
представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты,
посредственно или непосредственно, являются его учениками. Боголюбов Алексей
Петрович умер в Париже в 1896 году.