Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ.
«ГЛАВНЫЙ РУССКИЙ РОМАНТИК».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017
БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ. «ГЛАВНЫЙ РУССКИЙ РОМАНТИК». |
Карл Павлович Брюллов (12 [23] декабря 1799, Санкт-Петербург — 11
[23] июня 1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист,
акварелист, представитель академизма. За ним закреплён негласный титул
«главного русского романтика» в живописи.
К. Брюллов. Автопортрет. Около 1833 г.
Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика,
преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии
художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра
французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его
супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него,
в семье было ещё три сына и две дочери. Карл был глух на левое ухо. Причиной
этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина
за какой-то проступок. До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию
своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I
они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
К. Брюллов. Автопортрет. 1823
К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника. 1823-1827
К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника.
В
1809—1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В.
К. Шебуева. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за
картину: «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения
обучения живописи в Италии за казённый счет.
К. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821
К. Брюллов. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в
лодке. 1833-1835
С 1822
по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии,
где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при.
Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым.
Брюллов работал над ней 6 лет. Одновременно создал ряд портретов, в том числе
картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Любимой привычкой Карла
Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под
чтение вслух.
К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852
В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником (собой) с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей, в левом углу картины.
К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».
Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».
Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов на картине «Последний день Помпеи».
«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - дерзко
сознавалась Юлия. Она была ему верна не больше недели. И с лёгким сердцем
принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от неё,
сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось. «Мой дружка Бришка... Люблю
тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе
привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с
тобой беседовать хотя бы пером»,- писала она ему, умчавшись куда-то с очередным
любовником. На многих работах мастера можно увидеть её черты.
К. Брюллов. Вирсавия. 1832
В 1825 году Юлия (дочь генерала Палена и Марии Скавронской),
будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича
Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником,
троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись,
Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения.
Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну. Одни говорили, что
виной тому была её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне, другие
с Барантом-сыном.
Б.Ш. Митуар. Портрет Самойловой Ю. П. 1825
Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим
экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское
общество. О.С. Павлищева писала мужу в Варшаву: «Проезжала ли через Варшаву
графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке
вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и
растрёпанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Александр
Пушкин написал о Юлии Самойловой:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»
К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского
посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842
У графини Самойловой было две приёмные дочери — младшая Амацилия
(род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и
композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей
впечатление на Брюллова.
К. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц
графини Ю.П. Самойловой. 1832
Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание — неизвестно, но,
судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила
у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы
свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь.
Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины — Кармине
Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго
мужа Самойловой.
К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832—1834
В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во
время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию,
до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в
Петербург. В 1836—1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд
портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П.
Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В.
Кукольником. В 1843—1847 годах принимал участие в живописных работах для
Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В.
Басиным).
К. Брюллов. Портрет П.В. Басина. 1830
К. Брюллов. Профиль головы Глинки. 1843-1847
К. Брюллов. Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837
К. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника.
Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества
Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. Первая попытка выкупить
Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у
Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских
туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег
ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход –
художник напишет портрет Василия Андреевича, который разыграют в лотерее.
Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан.
К. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского. 1837
Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл
портрет?
В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица
Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и
великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья
выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей.
Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому.
Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет
наследнику.
К. Брюллов. Императрица Александра Федоровна. 1830
После
выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова. Известно, что после
первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П.
Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло
свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
Крамской И. Н. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко.
1871
Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты
приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами.
Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный
превосходный художник», намекая на В.А. Тропинина. Этим живописец лишний раз
выказывал своё уважение таланту московского портретиста. Некоторые картины
Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ
относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из
учеников живописца Ф. Горецким.
К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839
В 1838
году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского
бургомистра Георга Фридриха Тимма, виртуозной пианисткой, и влюбился в неё до
безумия. В этом же году Карл сделал официальное предложение Эмилии и она
согласилась. Образ Эмилии Брюллов запечатлел в некоторых своих произведениях
тех лет. Так на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла
«Распятие» мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм.
К. Брюллов. Распятие. Алтарная картина церкви Св. Петра и Павла. 1838
27 января 1839 года они поженились, однако, как вспоминал
Александр Брюллов, брат живописца: «...В самый день свадьбы Карл оделся, как он
обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился
перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла.
Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось ещё несколько
минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не
женись, погибнешь»...». Тарас Шевченко оставил тревожные воспоминания о свадьбе
Карла и Эмилии: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в
продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не
взглянул на свою прекрасную невесту.»
К. Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилия Тимм). 1838
«Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до
свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились.
Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное
существо с тонким лицом и лёгкими движениями; всё мило в госпоже Эмилии – и
весёлое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от
нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она
старается приохотить посещающих мастерскую учеников. Но Великий невесел, что-то
грызет его, не даёт покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к
фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица...»,- пишет Порудоминский
о начале семейной жизни Карла и Эмилии.
К. Брюллов. Портрет Эмилии Тимм. 1838
Уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с
родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался
до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу,
которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её
родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва
стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась
и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой
свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Хотя
причиной для разрыва с великим художником могло послужить и то, что Брюллов был
далеко не простым человеком, да и разница в возрасте более 20 лет сделала своё
дело.
Акварель К. Брюллова. Самойлова Юлия Павловна.
В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из
Италии в Петербург Самойлова. Родные Юлии Павловны пытались помирить её с
супругом, но 23 июля 1842 года, за несколько дней до встречи с женой, Николай
Самойлов неожиданно умер. После смерти мужа графиня Самойлова окончательно
покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник
подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в
Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки
между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
Акварель Д. Босси. Самойлова Юлия Павловна.
В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и
порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора
Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась
подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор
Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала
Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими
средствами, она в 1863 году опять вышла замуж — за разорившегося французского
графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было
60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул
мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно
отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена
на кладбище Пер-Лашез,
вместе со вторым мужем.
К. Брюллов. Автопортрет. 1848
Карл Брюллов в связи с болезнью в 1849 году уехал на остров
Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов
своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849).
С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии
Св. Луки в Риме. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа
Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей
коллекции.
К. Брюллов. Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар. 1849
К. Брюллов. Портрет археолога Микеланджело Ланчи.
Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над
росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: «Мне
тесно! Я расписал бы небо!» Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года в
местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству
русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка
удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.
Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище.
Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.
На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России»,
поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур
писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX
века. Именем Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на
острове Мадейре (Португалия), в центральном парке города Фуншала был установлен
бронзовый бюст Карлу Брюллову. В Михайловском саду, у павильона Росси
(Санкт-Петербург) в 2003 году установлен бюст К.П. Брюллова (по оригиналу И.П.
Витали 1837 г.)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.