Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами золотится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые облака. Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. Привольно, свежо. Легкая дымка скрывает дали. Художнику удалось самое трудное. Пейзаж живет. Редко даже у классика европейского ландшафтного искусства Шарля Франсуа Добиньи встретишь такое лирическое решение полотна. Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья. Уже мерцает рябь воды, разбуженная ветерком. Уже шевелятся жалкие травинки на озаренной светом земле. И тьма, ползущая из глубины, отступает пред натиском рождающегося дня. Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч. Игра света и тени, пробуждение природы, умытой дождем и готовой к встрече нового дня.Одна из особенностей "Мокрого луга", свойственная и большинству других вещей Васильева, - это цельность образа и вместе с тем тщательная и подробная разработка деталей. Под кистью художника каждая травинка, камень с бликом солнца, сухая ветвь - все кажется одинаково драгоценным, на всем как бы лежит отсвет внимательного и любовного взгляда художника.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
Федор Васильев.
«Мокрый луг».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
Федор Васильев. Мокрый луг.
Федор Васильев. Мокрый луг.
1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное
заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в
туберкулез. По предложению Строганова Васильев провел лето 1871 г. в его имениях в
Харьковской и Воронежской губерниях. Там он продолжал работать. К этому периоду
его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”,
неоконченный пейзаж “Деревня”.
Васильев полон творческих планов, но болезнь неумолимо его преследует. "В
настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, пишет он о своих
планах Крамскому 27 декабря 1871 г. (Впрочем, не думайте, что это настоящее
болото нет, настоящеето впереди, а это только приготовления). О болото, болото!
Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну,
ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силойпросыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если
возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!"
Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, здоровья своего Васильев не
поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Еще до
отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств
и получил звание художника 1й степени с условием выдержать экзамен из научного
курса.
В 1872 году Васильев поселился в Ялте, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и
набросками украинских деревенских мотивов. Как бы отключаясь от южной красы
Крыма, Васильев стремится восстановить пейзаж средней полосы России. В Крыму по
этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое
эпическое полотно Мокрый луг картинуреквием.
Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами
золотится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые облака. Тени
облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим
купам деревьев. Привольно, свежо. Легкая дымка скрывает дали. Художнику удалось
самое трудное. Пейзаж живет. Редко даже у классика европейского ландшафтного
искусства Шарля Франсуа Добиньи встретишь такое лирическое решение полотна.
Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья. Уже мерцает рябь воды,
разбуженная ветерком. Уже шевелятся жалкие травинки на озаренной светом земле. И
тьма, ползущая из глубины, отступает пред натиском рождающегося дня. Шелест
чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч. Игра света и
тени, пробуждение природы, умытой дождем и готовой к встрече нового дня.
Одна из особенностей "Мокрого луга", свойственная и большинству других вещей
Васильева, это цельность образа и вместе с тем тщательная и подробная разработка
деталей. Под кистью художника каждая травинка, камень с бликом солнца, сухая ветвь
все кажется одинаково драгоценным, на всем как бы лежит отсвет внимательного и
любовного взгляда художника.
"У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, пишет Васильев
в одном из писем, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон,
другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место. То же бывает и в
музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы кажутся
другим однообразными... Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким
нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки..."Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней
градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную
гамму чувств, передавая переживания самого художника.
Александр Пушкин
Туча. 1835.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Картина эта глубоко взволновала Крамского, письма которого были для Васильева
почти единственной, но плодотворной связью с русской художественной жизнью.
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и
сомнениями.
Крамской пишет о свойственной живописи картины окончательности, о
фантастическом и одновременно натуральном свете, от которого нельзя оторвать глаз,
и о той правдивости переданного Васильевым состояния природы, так поразному
проявившегося в еще мокрых от дождя деревьях, в налетевшем на воду ветерке, в
убегающей тени от тучи и в яркой весенней зелени омытой дождем травы,
изображенной на переднем плане. "...Вы поднялись до почти невозможной гадательной
высоты... Я увидел, как надо писать... Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о
Ваших красках. Это потому, что их нет в картине совсем... Передо мною
величественный вид природы, я вижу леса, деревья, облака, вижу камни, а по ним
ходит поэзия света, какаято торжественная тишина, чтото глубоко задумчивое,
таинственное..."
Появившись в начале семидесятых годов, в период формирования нового типа пейзажа,
картина Васильева была для своего времени явлением редким и знаменательным,
открывавшим новый путь для русской пейзажной живописи: "На новой дороге всегда
мало проезжих, хотя бы она была и кратчайшая, писал Крамской Васильеву в период
появления "Мокрого луга" на конкурсе, и пройдет немало, времени, пока все
убедятся, что именно эта дорога уже давно была необходима".Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в
разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи,
точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее ощущением
неясной томительности.
Академия присудила Васильеву звание "классного художника первой степени". На
очередном конкурсе он получил вторую премию.