Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
Фёдор Антонович БРУНИ.
«Медный змий».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017
Бруни Ф.«Медный змий»
Фёдор
Антонович Бруни - сын швейцарского итальянца, "мастера живописного и
скульптурного дела", который в 1807 году переехал с семьей в Россию. В
1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии
художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и
В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 году. Весной 1820 года по приглашению княгини
3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано
приобрел известность. "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824),
Портрет 3. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), "Вакханка,
поящая амура" (1828) - картины принесли ему успех и известность.
Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес
романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Профессиональные достижения
молодого художника были оценены, и он получил ответственнейший заказ на
копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни
вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для
него эпизод из Ветхого Завета.
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский
из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они
скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали,
усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на
них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.
Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею
выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался
жить.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине
холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают
обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии
верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц
и застывшие в покорности люди. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы
падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва
ближнего плана довершают впечатление обреченности
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,( её
размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Федор
Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий
год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и
получила неоднозначную оценку современников.
В 1836 году ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где
он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За
преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью. В начале
1837 года он исполнил "Портрет А. С. Пушкина на смертном одре",
размноженный литографией и получивший широчайшую известность.
Необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 году уехать в
Италию. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского
собора. В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так:
«В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь
необходимых для завершения полотна». Конечно, это была своего рода уловка: в
Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не
иудейские.
Художник провёл в Италии еще два с половиной года. Законченный "Медный
змий" в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел
ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла
Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.
Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому,
принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная
страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому
определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые
целой массой».
Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко
сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает
единство метущимся фигурам.
Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. В изображении
страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского
бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход
только в покорности Божественной воле.
Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную
композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет
и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на
воображение зрителей.
Однако картина принадлежала вчерашнему дню - дряхлеющему и вырождающемуся
академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание
крупного таланта художника. Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же
ровно, как начинался. " «Медный змий» был приобретен государем императором
для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году — передан в Русский
музей.
Ёго автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском
соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в
Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 году художник
сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением
остальных руководил лично.
В 2003 году завершилась многолетняя реставрация знаменитой картины. Она была
очищена от семи слоев лака, из-за которого многие персонажи были едва
различимы, а само полотно приобрело ржаво-коричневый колорит. Выяснилось, что
зеленые одежды персонажей на самом деле голубые. А на заднем плане обнаружилось
ранее скрытое изображение шалаша — скинии, в которой древние иудеи хранили
Ковчег Завета.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.