Художественное образование А.П. Остроумовой началось в Училище технического рисования барона Штиглица (1889-1892), где она обучалась репродукционной гравюре под руководством В.В. Матэ.
В 1892 году Остроумова поступила в Академию художеств и с 1896 года занималась в мастерской И.Е. Репина. В 1898 году по совету Репина она отправилась в Париж (1898-1899) совершенствоваться в живописи под руководством Дж. Уистлера, на которого ей указал Репин как на одного из крупнейших тогда колористов.Архитектурный пейзаж Петербурга и его окрестностей решительно преобладает в творчестве Остроумовой-Лебедевой. Она внимательно изучала город во все времена года и в разных условиях освещения, выискивая отчетливую выразительность архитектурных форм.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Акварели ОстроумовойЛебедевой.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017Акварели ОстроумовойЛебедевой
Анна Петровна ОстроумоваЛебедева (1871 1955)
В.А.Серов. Портрет художницы А.П.ОстроумовойЛебедевой. 1899Венеция. Столбы. 1911. Бумага, акварель. 36,2х52,7
Художественное образование А.П. Остроумовой началось в Училище технического
рисования барона Штиглица (18891892), где она обучалась репродукционной гравюре
под руководством В.В. Матэ.
В 1892 году Остроумова поступила в Академию художеств и с 1896 года занималась в
мастерской И.Е. Репина. В 1898 году по совету Репина она отправилась в Париж (1898
1899) совершенствоваться в живописи под руководством Дж. Уистлера, на которого ей
указал Репин как на одного из крупнейших тогда колористов.
Адмиралтейство и Сенат. 1907. Акварель на бумаге
Архитектурный пейзаж Петербурга и его окрестностей решительно преобладает в
творчестве ОстроумовойЛебедевой. Она внимательно изучала город во все времена
года и в разных условиях освещения, выискивая отчетливую выразительностьархитектурных форм.
Вид на Неву от Академии художеств. 1912.Акварель, гуашь, 58х80
Художница много путешествовала. Везде, где бы она ни побывала, писала акварелью с
натуры пейзажи и особенно часто памятники архитектурной старины. Колорит
пейзажей Флоренции решительно отличается в акварелях и гравюрах Остроумовой
Лебедевой от колорита видов Рима и особенно Голландии. Пейзажи Амстердама
написаны в гамме, характерной для кирпичных построек с черепичными крышами и
зеленой воды каналов.
Амстердам.1913.АкварельАмстердам. Порт.1913.Акварель
Амстердам. Старые склады.1913.АкварельВенеция, Грандканал, пристань гондол.1911.Акварель
Храм богини Весты в Риме.1911.Акварель, карандаш на бумаге.22,5х29,8
Также замечательны акварели Анны Петровны, посвященные городкам России. Вот что
она пишет про Павловск в книге своих воспоминаний: "Свое внимание я обратила на теместа Павловска, где, мне чудилось, дух человека и творческие силы природы наиболее
четко создали ряд прекрасных построений. Деревья на фоне неба и земли служат
материалом для них. Дворец, храмы, мостики, скульптура являются только некоторой
деталью этих великолепных, вечно живых декораций..."
Павловск.1921.Акварель.34х50
Пруд в Павловске.1922.Акварель
Одаренный и хорошо подготовленный живописец, ОстроумоваЛебедева не могла
работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Ноона в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и
занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.
Баку. БибиЭйбат.1916
Вид Алькасара.1915Вид Кисловодска.1923.Акварель
Коктебель. Руины Кордона.1924.АкварельКрым.1924.Акварель
Войну ОстроумоваЛебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого
дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние
годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было
возможно, она продолжала трудиться.