Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 5

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Оценка 5
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.10.2017
Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.
Один из самых известных русских художников Борис Кустодиев (1878-1927) неоднократно обращался к теме праздничных гуляний в российских губерниях. Его привлекала широта души народа русского, разгульная бесшабашность, головокружительный вихрь плясок и кулачных боев, катание на тройках и гора угощений на столах, расставленных тут же, среди снежных сугробов. Художнику хотелось отобразить на холсте весь колорит празднества, навсегда запечатлеть яркое событие из жизни русского народа.Картина Кустодиева "Масленица" дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам.
Б.Кустодиев. Масленица..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017 Б. Кустодиев. "Масленица".     Один   из   самых   известных   русских   художников   Борис   Кустодиев   (1878­1927) неоднократно обращался к теме праздничных гуляний в российских губерниях. Его привлекала   широта   души   народа   русского,   разгульная   бесшабашность, головокружительный   вихрь   плясок   и   кулачных   боев,   катание   на   тройках   и   гора угощений   на   столах,   расставленных   тут   же,   среди   снежных   сугробов.   Художнику хотелось отобразить на холсте весь колорит празднества, навсегда запечатлеть яркое событие из жизни русского народа.  Начало  Картина Кустодиева "Масленица" ­ одна из его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста. Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году. У самого художника в период работы над "Масленицей" настроение было не праздничное,  давала   о   себе  знать  болезнь,  полученная  на  фронтах   Первой  мировой войны.  Что изобразил художник?  Описание картины Кустодиева "Масленица" можно начать с того, что в верхней части полотна   видно,   как   зима   отступает:   на   небе   облака,   окрашенные   в   пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине ­ стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка,   взлетающие   на   холм.   Они   стараются   настичь   упряжку,   которая   находится   в центре картины. Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними   снежными   денечками.   За   горой   раскинулся   балаган,   вокруг   которого собрался   народ   в   ожидании   представления.   Дома   стоят   заснеженные,   церкви   с колокольнями ­ в сплошном белом покрывале.  Сожжение чучела  Картина Кустодиева "Масленица" дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка,   мы   как   будто   слышим   веселый   гомон:   идет   торговля.   Гулянье   в   самом разгаре,   однако,   если   внимательно   присмотреться,   на   картине   видны   неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Описание картины  Кустодиева  "Масленица"  можно  закончить  поклоном  в  честь  талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз   действие   разворачивается   на   площади   небольшого   провинциального   городка.   В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там! Молодые кони несут легкие   сани,   а   кучер   их   понукает   кнутом.   В   санях   трое:   дама   в   белом   песцовом полушубке, рядом с ней ­ подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.     Картина   Кустодиева   "Масленица"   передает   дух   купеческой   провинциальности.   В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят   о   своем.   По   другую   сторону   дороги   ­   аттракционы,   карусель   и   другие развлечения.   Там   же   стоит   цирк   шапито.   Пьеро   и   Арлекин   на   балконе   зазывают публику. Цирк изображен под вывеской "Театръ". Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди. Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, ­ "Масленица" (1919). Описание картины   критиками   было   неоднозначно.   Особенно   потрясло   появление   шедевра художников Москвы и Петербурга. Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте   Бориса   Кустодиева.   Всеобщее   признание   оказало   неоценимую   моральную поддержку   больному   художнику,   который   в   последние   годы   был   прикован   к инвалидной   коляске.   И   Борис   Кустодиев   начал   работу   над   третьим   полотном, посвященным русскому празднику. « Тройка буланых»   , написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний.  Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Передний план художник   отдал   детям,   катающимся   с   горки.   Полотно   немного   отдает   народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани,   запряженные   тройкой   буланых   лошадей.   И   коренник,   и   пристяжные   готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. В санях сидит дородная купчиха, рядом ­ тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день ­ катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов ­ представление в театре, а вечером ­ к столу с блинами и красной икрой. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. "Осень"  Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но   недуг   оказался   сильнее.  В   конце   жизни   Борис   Кустодиев   вынужден   был   писать картины, лежа в постели. Знаменитую "Русскую Венеру" он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два­три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня. Полотно под названием "Осень"   Кустодиев   многократно   откладывал,   но,  чувствуя   скорую   кончину,   все   же постарался закончить работу.  Оттенки и полутона  Первая репродукция картины Кустодиева "Масленица" была сделана в 1928 году, уже после   смерти   художника.   Мастер   использовал   технику   гравировального   станка   по методу   многоцветного   копирования.   Результат   был   далек   от   оригинала,   поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. "Масленица" ­ картина художника Кустодиева ­ завораживает тонкой игрой голубовато­серых полутонов. Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины. Кустодиев и Суриков   Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, ­ это Василий Суриков. Его неповторимые работы ­ "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Взятие снежного городка" ­ были бы невозможны без снежного фона. Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается   Борис   Михайлович   Кустодиев.   Картина   "Масленица"   в   трех   вариантах   ­ тому подтверждение.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица". История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. Б. Кустодиев. "Масленица".    История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Посмотрите также: