Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева известного во всем мире представителя русской живописи прошлого столетия, подарил нам ностальгический мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника. Будучи учеником Ильи Репина, Кустодиев не просто наследовал манеру и стиль Репина, но и привнес присущую только ему игру красок, которая поневоле заряжает позитивом и счастьем. Стоит отметить, что становление Бориса Михайловича как художника началось задолго до знакомства с учителем, об этом свидетельствует его творчество, пронизанное эхом детских привязанностей и переживаний.Любимая жена, ставшая верной помощницей, сын и дочь, в нерушимом понятии семья нашли отражение в творчестве художника и стали отдельной большой темой в его живописи (картина «Утро»).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Художник Кустодиев. Биография.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
Художник Кустодиев. Биография.
Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева известного во всем мире
представителя русской живописи прошлого столетия, подарил нам ностальгический
мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение
праздника. Будучи учеником Ильи Репина, Кустодиев не просто наследовал манеру и
стиль Репина, но и привнес присущую только ему игру красок, которая поневоле
заряжает позитивом и счастьем. Стоит отметить, что становление Бориса
Михайловича как художника началось задолго до знакомства с учителем, об этом
свидетельствует его творчество, пронизанное эхом детских привязанностей и
переживаний.
Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань.
Судьба распорядилась таким образом, что отец Бориса умер, когда мальчику было
чуть больше года, и вся ответственность за воспитание легла на хрупкие плечи матери
– 25 летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный
достаток, семья жила дружно, а материнская любовь скрашивала трудности жизни,
давая возможность сформироваться творческой личности. Именно мать, Екатерина
Прохоровна, прививала детям любовь к высокому искусству – театру, литературе,
живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он знал,
что станет художником.
В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев
одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова. С благословения
Власова, в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств
и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина. Великий художник
сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него большие надежды, что
впоследствии вылилось в совместную работу над монументальным полотном
– «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».Следствием столь успешного начала стала защита дипломной работы с золотой
медалью и стажировка за границей. В свое путешествие в Европу, художник
отправился с молодой семьей, недавно родившимся сыном и молодой супругой –
Юлией Евстафьевной Прошинской.
Впоследствии, в 1905 году, отдавая дань судьбоносной встрече со своей любовью,
Кустодиев построил доммастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге.
«Терем» стал местом работы и творчества художника и здесь, практически каждое
лето, Бориса Михайловича охватывало чувство, которое принято называть счастьем,
вдохновляя его на творчество и осознание полноты жизни. Любимая жена, ставшая
верной помощницей, сын и дочь, в нерушимом понятии семья нашли отражение в
творчестве художника и стали отдельной большой темой в его живописи (картина
«Утро»).
Годом ранее, в 1904, художник провел несколько месяцев за границей,
в Париже и Мадриде, посещая выставки и музеи. Родные просторы звали Бориса
Михайловича в Россию и, вернувшись на родину, Кустодиев окунулся в мир
журналистики, сотрудничая с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта».
Так, первая русская революция подвигла его попробовать свои силы в шаржах и
карикатурах государственных чинов.
1907 год стал насыщенным на события: поездка в Италию, увлечение скульптурой,
членство в Союзе художников. А в 1908 году для Кустодиева открывается мир театра
– он работает декоратором в Мариинском. Популярность Бориса Михайловича
растет, слава портретиста становится причиной известной работы Николая II в 1915
году, но еще задолго до этого в 1909 году в семью художника приходит беда –
проявляются первые признаки опухоли спинного мозга. Несмотря на это, он
продолжает активно путешествовать по Европе, получает звание академика живописи
в этом же году. Посетив Австрию, Италию, Францию и Германию, Кустодиев
отправляется в Швейцарию, где проходит лечение. Впоследствии в Берлине в 1913
году ему делают сложную операцию.
Казалось бы, болезнь отступила и 1914 год ознаменован выставками в галерее
Бернгейма в Париже, Международными художественными выставками в Венеции
и Риме. В 1916 Кустодиеву делают повторную операцию в Петербурге, следствием
которой стал паралич нижней части тела и ампутация ног. С тех пор весь мир
художника – это его комната, память и воображение. Именно в этот период он пишет
свои самые яркие и праздничные картины, живописующие провинциальную жизнь
(«Купчиха за чаем», «Сельский праздник») и красоту тела («Красавица»).
Но жизнерадостность и оптимизм не в силах побороть болезнь, которая прогрессируя,
дает художнику один единственный раз провести прижизненную выставку
собственных работ в 1920 году в Петроградском Доме искусств. Последние вехи
жизни ознаменованы оформлением спектакля «Блоха» и участием в Международной
выставке в Париже.
В 1927 году 26 мая в возрасте 49 лет Борис Михайлович умирает буквально заработой над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Так
закончилась нелегкая, но полная света и радостных ноток жизнь знаменитого
художника, оставившего нам в наследие великие картины, демонстрирующие жажду
к жизни и познанию.