Картина «Радуга» Айвазовского – яркий пример удивительного морского пейзажа. Пейзажи-марины в русской живописи . Несмотря на уникальность и мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых русских пейзажистов, основоположников жанра - С. Щедрина и М. Воробьева, чьи редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со свежими идеями романтизма. Раннее творчество Айвазовского практически полностью посвящено морской стихии. Молодой художник писал романтические пейзажи с восторгом и восхищением. Одной из причин романтической эмоциональности художника было то, что Айвазовский не считал возможным писать море с натуры. Все, что изображал живописец на своих полотнах – воспоминания и плоды воображения. Все же за бурлящим романтизмом в первых картинахКартина «Радуга» Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в жанре русского морского пейзажа.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
И. АЙВАЗОВСКИЙ «Радуга».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
"Радуга" И. Айвазовского
Марина как отдельный жанр пейзажной живописи окончательно оформилась в русском
искусстве в XIX веке, во время расцвета творчества Ивана Айвазовского, что
неудивительно, поскольку он по сей день считается одним из величайших маринистов в
мировом искусстве. Картина «Радуга» Айвазовского – яркий пример удивительного
морского пейзажа. Пейзажимарины в русской живописи . Несмотря на уникальность и
мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых
русских пейзажистов, основоположников жанра С. Щедрина и М. Воробьева, чьи
редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со
свежими идеями романтизма. Раннее творчество Айвазовского практически полностью
посвящено морской стихии. Молодой художник писал романтические пейзажи с
восторгом и восхищением. Одной из причин романтической эмоциональностихудожника было то, что Айвазовский не считал возможным писать море с натуры. Все,
что изображал живописец на своих полотнах – воспоминания и плоды воображения.
Все же за бурлящим романтизмом в первых картинах Айвазовского прослеживается
стремление изучить морскую стихию во всех ее возможных ипостасях. На более
поздних полотнах мастерство и врожденное чувство меры творца обуздывают
романтическое восхищение, и зрителю предстают работы взрослого, умелого
художника, знающего свое дело и свой предмет изображения. Картина «Радуга»
Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в
жанре русского морского пейзажа. Работая над этим полотном, мастер стал
использовать привычные яркие цвета в совершенно иной манере. Творчество
Айвазовского проторило дорогу в жанр марины для таких пейзажистов, как Лагорио,
Боголюбов и Куинджи. Иван Айвазовский Биография художника являет собой почти
сказочный сюжет. Айвазовский был сыном обедневшего купца, однако он своим
талантом и мастерством завоевал признание среди отечественных и мировых
живописцев и стал основоположником марины в русском изобразительном искусстве.
С раннего детства проявляя тягу к рисованию, Айвазовский обратил на себя внимание
архитектора своего родного города – Феодосии. Будущий художник получил от него не
только поддержку и напутствие, но и материальную помощь – художественные
принадлежности и первые уроки рисования. После окончания Симферопольской
гимназии Айвазовский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт
Петербурге. На четвертом году обучения он был удостоен золотой медали академии,
которая позволила молодому художнику выехать за границу в качестве стипендиата
заведения. Несколько лет Айвазовский провел в Италии, где стал знаменитым
благодаря своим морским пейзажам. История картины «Радуга» Принято считать, чтолучшие работы Айвазовского были созданы в ранний период его творчества. Такие
картины, как «Девятый вал», «Лунная ночь» и «Буря на море ночью», считаются пиком
карьеры мариниста художник создал неповторимые по яркости и богатству сюжетной
линии пейзажи. В начале 70х годов XIX столетия в адрес художника летело множество
критических высказываний относительно однообразия и надуманности его полотен.
Картина «Радуга» стала ответом на критику. Мнение современников о картине
Айвазовского «Радуга» неоднородно; практически все отметили уникальность цветовой
гаммы и реалистичность полотна, однако были и те, кто продолжал упрекать
художника в надуманности его пейзажей.
Автор всегда говорил, что море невозможно писать с натуры, поэтому доля
надуманности в морских пейзажах Айвазовского есть всегда, ведь картины – плод
воображения художника. Однако «Радуга» отличается реализмом цветовой палитры и
тонкостью подобранных оттенков, которые делают капли морской пены практически
прозрачными, тем самым радуга становится почти невидимой. Айвазовский, «Радуга»
описание картины и ее сюжет Сюжет «Радуги» не нов для творчества Айвазовского.
Автор выбрал для картины знакомый, почти избитый предмет изображения – морскую
бурю. Как и все полотна мариниста, картина «Радуга» Айвазовского изображает
кораблекрушение «от первого лица» так, словно автор сам был на тонущем корабле.
Картина наполнена нечеткими, туманными очертаниями. Скалистый берег и само
судно, терпящее крушение, теряются в волнах и высокой морской пене. На первом
плане картины шлюпка с моряками, пытающимися избежать смерти. Люди
всматриваются в даль океана, пытаясь разглядеть безопасное для причала место,
однако высокие волны и штормовой ветер треплют шлюпку и мешают морякам
определить и удержать направление. Благодаря радужному спектру картина, несмотря
на трагический сюжет, не кажется тяжелой и удручающей. Характерная дляАйвазовского игра со светом на этом полотне создает идеальный радужный круг,
который исполняет сюжетную роль «благого предзнаменования», обещая терпящим
бедствие морякам безопасную гавань.
В попытке найти для себя новую технику живописного изображения моря и различных
его ипостасей художникмаринист перешел на новую, более светлую и реалистичную
палитру. Картина «Радуга» Айвазовского является одним из серии полотен,
выполненных в новой для него цветовой гамме. Художник использует присущие ему
яркие цвета – желтый, фиолетовый, лиловый и огненнооранжевый, при этом не теряя
реализма и прозрачности пейзажа. Картины «Радуга», «В Бурю», «Марина», а также
некоторые полотна, написанные в 80х годах XIX столетия, словно вышиты тонкими
линиями ярких цветов. Невероятные оттенки растворяются в соленом морском
воздухе, создавая при этом чистые, легкие и воздушные пейзажи, в которых море
выглядит чрезвычайно реально и в то же время сказочно ярко.