Курс лекций. История картин. И. АЙВАЗОВСКИЙ «Радуга». История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 08.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картина «Радуга» Айвазовского – яркий пример удивительного морского пейзажа. Пейзажи-марины в русской живописи . Несмотря на уникальность и мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых русских пейзажистов, основоположников жанра - С. Щедрина и М. Воробьева, чьи редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со свежими идеями романтизма. Раннее творчество Айвазовского практически полностью посвящено морской стихии. Молодой художник писал романтические пейзажи с восторгом и восхищением. Одной из причин романтической эмоциональности художника было то, что Айвазовский не считал возможным писать море с натуры. Все, что изображал живописец на своих полотнах – воспоминания и плоды воображения. Все же за бурлящим романтизмом в первых картинахКартина «Радуга» Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в жанре русского морского пейзажа.
Иконка файла материала И.Айвазовский.Радуга.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. История картин.  И. АЙВАЗОВСКИЙ «Радуга». История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна2017  "Радуга" И. Айвазовского    Марина как отдельный жанр пейзажной живописи окончательно оформилась в русском искусстве в XIX веке, во время расцвета творчества Ивана Айвазовского, что  неудивительно, поскольку он по сей день считается одним из величайших маринистов в мировом искусстве. Картина «Радуга» Айвазовского – яркий пример удивительного  морского пейзажа. Пейзажи­марины в русской живописи . Несмотря на уникальность и  мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых  русских пейзажистов, основоположников жанра ­ С. Щедрина и М. Воробьева, чьи  редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со свежими идеями романтизма. Раннее творчество Айвазовского практически полностью  посвящено морской стихии. Молодой художник писал романтические пейзажи с  восторгом и восхищением. Одной из причин романтической эмоциональностихудожника было то, что Айвазовский не считал возможным писать море с натуры. Все,  что изображал живописец на своих полотнах – воспоминания и плоды воображения.  Все же за бурлящим романтизмом в первых картинах Айвазовского прослеживается  стремление изучить морскую стихию во всех ее возможных ипостасях. На более  поздних полотнах мастерство и врожденное чувство меры творца обуздывают  романтическое восхищение, и зрителю предстают работы взрослого, умелого  художника, знающего свое дело и свой предмет изображения. Картина «Радуга»  Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в жанре русского морского пейзажа. Работая над этим полотном, мастер стал  использовать привычные яркие цвета в совершенно иной манере. Творчество  Айвазовского проторило дорогу в жанр марины для таких пейзажистов, как Лагорио,  Боголюбов и Куинджи. Иван Айвазовский Биография художника являет собой почти  сказочный сюжет. Айвазовский был сыном обедневшего купца, однако он своим  талантом и мастерством завоевал признание среди отечественных и мировых  живописцев и стал основоположником марины в русском изобразительном искусстве.  С раннего детства проявляя тягу к рисованию, Айвазовский обратил на себя внимание  архитектора своего родного города – Феодосии. Будущий художник получил от него не только поддержку и напутствие, но и материальную помощь – художественные  принадлежности и первые уроки рисования. После окончания Симферопольской  гимназии Айвазовский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт­ Петербурге. На четвертом году обучения он был удостоен золотой медали академии,  которая позволила молодому художнику выехать за границу в качестве стипендиата  заведения. Несколько лет Айвазовский провел в Италии, где стал знаменитым  благодаря своим морским пейзажам. История картины «Радуга» Принято считать, чтолучшие работы Айвазовского были созданы в ранний период его творчества. Такие  картины, как «Девятый вал», «Лунная ночь» и «Буря на море ночью», считаются пиком карьеры мариниста ­ художник создал неповторимые по яркости и богатству сюжетной  линии пейзажи. В начале 70­х годов XIX столетия в адрес художника летело множество критических высказываний относительно однообразия и надуманности его полотен.  Картина «Радуга» стала ответом на критику. Мнение современников о картине  Айвазовского «Радуга» неоднородно; практически все отметили уникальность цветовой гаммы и реалистичность полотна, однако были и те, кто продолжал упрекать  художника в надуманности его пейзажей.  Автор всегда говорил, что море невозможно писать с натуры, поэтому доля  надуманности в морских пейзажах Айвазовского есть всегда, ведь картины – плод  воображения художника. Однако «Радуга» отличается реализмом цветовой палитры и  тонкостью подобранных оттенков, которые делают капли морской пены практически  прозрачными, тем самым радуга становится почти невидимой. Айвазовский, «Радуга»  описание картины и ее сюжет Сюжет «Радуги» не нов для творчества Айвазовского.  Автор выбрал для картины знакомый, почти избитый предмет изображения – морскую  бурю. Как и все полотна мариниста, картина «Радуга» Айвазовского изображает  кораблекрушение «от первого лица» ­ так, словно автор сам был на тонущем корабле.  Картина наполнена нечеткими, туманными очертаниями. Скалистый берег и само  судно, терпящее крушение, теряются в волнах и высокой морской пене. На первом  плане картины ­ шлюпка с моряками, пытающимися избежать смерти. Люди  всматриваются в даль океана, пытаясь разглядеть безопасное для причала место,  однако высокие волны и штормовой ветер треплют шлюпку и мешают морякам  определить и удержать направление. Благодаря радужному спектру картина, несмотря  на трагический сюжет, не кажется тяжелой и удручающей. Характерная дляАйвазовского игра со светом на этом полотне создает идеальный радужный круг,  который исполняет сюжетную роль «благого предзнаменования», обещая терпящим  бедствие морякам безопасную гавань.    В попытке найти для себя новую технику живописного изображения моря и различных его ипостасей художник­маринист перешел на новую, более светлую и реалистичную  палитру. Картина «Радуга» Айвазовского является одним из серии полотен,  выполненных в новой для него цветовой гамме. Художник использует присущие ему  яркие цвета – желтый, фиолетовый, лиловый и огненно­оранжевый, при этом не теряя  реализма и прозрачности пейзажа. Картины «Радуга», «В Бурю», «Марина», а также  некоторые полотна, написанные в 80­х годах XIX столетия, словно вышиты тонкими  линиями ярких цветов. Невероятные оттенки растворяются в соленом морском  воздухе, создавая при этом чистые, легкие и воздушные пейзажи, в которых море  выглядит чрезвычайно реально и в то же время сказочно ярко.

Посмотрите также