Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.
Оценка 4.6

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Оценка 4.6
Лекции
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.10.2017
Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.
Шишкин не облагораживал природу на своих картинах, а показывал её такой, какой видел. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, потому что фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Природа может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.Картины художника Шишкина очень известны. Репродукции их можно увидеть в школьных учебниках, художественных календарях, на стенах квартир в рамочках… Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины, и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов.
И.И.Шишкин - мастер русского пейзажа..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017 И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. Картины художника Шишкина очень известны. Репродукции их можно увидеть в  школьных учебниках, художественных календарях, на стенах квартир в рамочках… Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины, и это печально,  потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов. Надеемся, что всем понятно слово «пейзажист». Это художник, темой творчества  которого в основном является пейзаж Самая знаменитая картина Шишкина – «Утро в сосновом лесу».   – изображение живой природы. И. Шишкин "Утро в сосновом лесу" Эта картина настолько известна, что её в несколько изменённом виде поместили даже  на фантик конфеты «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Конфета "Мишка косолапый" «Мишка косолапый» – это визитная карточка не только советской кондитерской  промышленности, но и гордость царской России – конфеты начали выпускать ещё до  Октябрьской революции 1917 г. Но вернёмся к картине. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется  в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Это довольно большая по размеру картина: 139 × 213 см. Интересно, что медведей написал другой художник –  Константин Савицкий, он даже надписал на картине своё имя. Но известный собиратель русской живописи и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков, купивший эту  картину, стёр фамилию Савицкого, и с тех пор автором картины считается только  Шишкин. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё  говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». На картине изображено раннее утро в лесу – солнечный свет пробивается сквозь  колонны высоких деревьев. Картина очень хорошо передаёт ощущение раннего утра,  мощь вековых деревьев, а оживляют пейзаж медвежата, которые резвятся около  поломанного дерева. За ними наблюдает медведица. Если вы когда­нибудь в зоопарке  видели играющих медвежат, то согласитесь, что поведение медвежат передано очень  точно. Давайте теперь познакомимся с некоторыми моментами биографии художника, чтобы  лучше понять именно эту пейзажную направленность его творчества. Из биографии художника Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина (1873). Третьяковская галерея Иван Шишкин родился в г. Елабуге в 1832 г. Происходил из древнего вятского рода  Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Мемориальный Дом­музей Шишкина в Елабуге Он никогда не забывал свой родной город, часто бывал здесь. Многие его картины, в  том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги, здесь же, в  его доме­музее, хранится часть его картин, а на улице Набережной ему установлен  памятник. Памятник И. Шишкину в Елабуге   Учился Иван Иванович Шишкин в Казанской гимназии, но дошёл до 5 класса и оставил  её, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище,  поступил в Академию художеств в Петербурге. Но был недоволен качеством  преподавания в Академии. И здесь надо немного отвлечься. Недоволен был не только Шишкин. 14 самых выдающихся учеников Академии во главе  с Иваном Крамским в знак протеста покинули Академию. Это событие вошло в  историю как «бунт четырнадцати». Что же не устраивало художников в Академии? Дело в том, что в России в начале 60­х годов XIX в. началась эпоха      Александра II – было отменено крепостное право, проведены другие  Великих реформ реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел  Виктор Цой. А в Академии их по­прежнему учили писать картины на чуждые им темы,  далёкие от реальной жизни – скандинавская мифология, библейские сюжеты и т.д. Не  разрешалось писать картины на собственный сюжет. Многие из них хотели изображать  милую их сердцу русскую природу, а не вымышленные пейзажи из прошлого. И тогда вышедшие из Академии художники организовали Товарищество передвижных  художников, потом их стали называть просто Передвижниками. Они писали картины на те темы, которые их больше всего волновали в данный момент, и выставки своих  картин перевозили (передвигали) по различным городам. Поэтому так называлось это  общество – Передвижники. Шишкин не входил в число первых 14 «бунтовщиков», но  позже к ним стали присоединяться и другие художники, которые мыслили так же.  Присоединился к ним и Шишкин. Передвижники. В первом ряду (стоят) в центре ­ И. Шишкин Но постепенно и в Академии начали вводить новшества, преподавание стало  изменяться. Работы Шишкина оценили достаточно высоко: в 1858 году он получил  большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль  за пейзаж из окрестностей Санкт­Петербурга и в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности на Валааме. Валаам – остров в северной части Ладожского озера в Карелии, популярное  туристическое направление. Там очень красивая суровая природа, которая  вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин,  Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев,  А. Н. Апухтин, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо­ Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX в. во время  своего путешествия по России остров посетил даже Александр Дюма­отец. И. Шишкин «Вид на острове Валааме» За успехи в обучении Шишкин был отправлен в поездку по Европе для ознакомления с  творчеством европейских художников. Он побывал в Германии, Швейцарии, но затем  затосковал по родине и вернулся в Петербург. Картины и рисунки Шишкина столь многочисленны, что указание даже на важнейшие  из них заняло бы слишком много времени. Поэтому мы рассмотрим только некоторые  его работы. Больше всего его работ находится в Третьяковской галерее. Картины И.И. Шишкина Картина «Рожь» создана на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 г.  вместе с дочерью. Приобретена Третьяковым в 1878 г. На заднем плане картины могучая сосна. Вообще, сосна – символ всего творчества  художника. Он был влюблен в русский лес и всегда выписывал сосну нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь  верхушкой. Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем —  очистительным и благодатным. Единственная деталь, навевающая неотчетливую  тревогу, — погибшее дерево. Возможно, засохшая сосна – это эхо недавних  переживаний автора, потерявшего в течение короткого времени отца, любимую жену и  двоих сыновей… Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по  нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую. И. Шишкин "На севере диком..." А вот картину «На севере диком…» Шишкин написал для собрания сочинений  Лермонтова. К 50­летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова было подготовлено богато  иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие  известные художники Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Шишкин. Михаил Лермонтов На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 г. Оно является переводом  стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Сосна». Но лермонтовское  стихотворение образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать  мысль об одиночестве, трагизме человеческой разобщённости, а не только горечь  неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне. На скале, среди снега и тьмы одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы,  которая может её свалить, обломать, согнуть. С достоинством возвышается могучее гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на луну. Она освещает мрачное ущелье, безбрежные дали,  облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника проявилось в изображении множества  оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками, и они будто беседуют  между собой. Полное замороженное безмолвие. Лишь одинокая сосна­  «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. И. Шишкин «Корабельная роща» И снова любимые Шишкиным сосны… Это тоже одна из самых известных его картин. Сделаем небольшое отступление. Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих  поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин  вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых,  воспроизводились на конфетных обертках. Всё это, конечно, способствовало его  широкой известности. Но истинное значение его пейзажей от этого порой теряло свою  свежесть и становилось банальным. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в  них чего­то особенного. От этого пронзительная любовь художника к русской природе  уходила в тень. А на самом деле Шишкин не облагораживал природу на своих  картинах, а показывал её такой, какой видел. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха  фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, потому что фотография  бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа,  его мысли, его чувства. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы.  Природа может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее  искусством. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Вот и эта картина. Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и ели с  причудливо изгибающимися ветвями. Он изображает лесную жизнь в полном её  разнообразии: вот вылезают из­под земли корни, вот огромные камни­валуны, вот  обросшие мхом и опятами пни, вот кусты и обломанные сучья, трава и папоротники.  Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика­ лесовика. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких  нигде и никогда не существовало». Крамской, конечно, в этом высказывании слишком  категоричен, но не очень погрешил против истины. Величественная русская природа,  служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только на пейзажах  Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. И нигде художник не впадает  в салонность, сентиментальность. Картина «Корабельная роща» считается одной из  вершин творчества художника. На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с могучей стеной густого  хвойного бора. Опушка его купается в лучах летнего солнца. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем  соснового бора. Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок. Нет в картине и разнообразия  растительных форм… А между тем картина сразу покоряет величавой своей красотой,  силой и крепостью. И. Шишкин «Сосновый бор» Это полотно как будто напоминает другую его картину – «Сосновый бор», но разница  между ними довольно значительна. Деревья в «Сосновом бору» изображались целиком,  с небом над ними, а в «Корабельной роще» деревья надвинулись на зрителя и заняли  весь холст. «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением  природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он  сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном  Иван Шишкин завершил свой творческий путь. Он умер скоропостижно в Петербурге в марте 1898 г., сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 г. прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро­ Невской лавры. Могила Шишкина Зима Лесная поляна Шалаш Рубка леса Лес перед грозой Папоротники в лесу Первый снег Лесные дали Дубовая роща Дубы. Вечер Прогулка в лесу

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин. И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.

Курс лекций. История картин.  И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа. История изобразительного искусства. ДХШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Посмотрите также: