Шишкин не облагораживал природу на своих картинах, а показывал её такой, какой видел. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, потому что фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Природа может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.Картины художника Шишкина очень известны. Репродукции их можно увидеть в школьных учебниках, художественных календарях, на стенах квартир в рамочках…
Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины, и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
И. И. Шишкин – мастер русского пейзажа.
Картины художника Шишкина очень известны. Репродукции их можно увидеть в
школьных учебниках, художественных календарях, на стенах квартир в рамочках…
Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины, и это печально,
потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов.
Надеемся, что всем понятно слово «пейзажист». Это художник, темой творчества
которого в основном является пейзаж
Самая знаменитая картина Шишкина – «Утро в сосновом лесу».
– изображение живой природы.И. Шишкин "Утро в сосновом лесу"
Эта картина настолько известна, что её в несколько изменённом виде поместили даже
на фантик конфеты «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Красный Октябрь».
Конфета "Мишка косолапый"
«Мишка косолапый» – это визитная карточка не только советской кондитерской
промышленности, но и гордость царской России – конфеты начали выпускать ещё до
Октябрьской революции 1917 г.
Но вернёмся к картине. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется
в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Это довольно большая по размерукартина: 139 × 213 см. Интересно, что медведей написал другой художник –
Константин Савицкий, он даже надписал на картине своё имя. Но известный собиратель
русской живописи и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков, купивший эту
картину, стёр фамилию Савицкого, и с тех пор автором картины считается только
Шишкин. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё
говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
На картине изображено раннее утро в лесу – солнечный свет пробивается сквозь
колонны высоких деревьев. Картина очень хорошо передаёт ощущение раннего утра,
мощь вековых деревьев, а оживляют пейзаж медвежата, которые резвятся около
поломанного дерева. За ними наблюдает медведица. Если вы когданибудь в зоопарке
видели играющих медвежат, то согласитесь, что поведение медвежат передано очень
точно.
Давайте теперь познакомимся с некоторыми моментами биографии художника, чтобы
лучше понять именно эту пейзажную направленность его творчества.
Из биографии художника
Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина (1873). Третьяковская галерея
Иван Шишкин родился в г. Елабуге в 1832 г. Происходил из древнего вятского рода
Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.Мемориальный Доммузей Шишкина в Елабуге
Он никогда не забывал свой родной город, часто бывал здесь. Многие его картины, в
том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги, здесь же, в
его домемузее, хранится часть его картин, а на улице Набережной ему установлен
памятник.Памятник И. Шишкину в Елабуге
Учился Иван Иванович Шишкин в Казанской гимназии, но дошёл до 5 класса и оставил
её, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище,
поступил в Академию художеств в Петербурге. Но был недоволен качеством
преподавания в Академии. И здесь надо немного отвлечься.
Недоволен был не только Шишкин. 14 самых выдающихся учеников Академии во главе
с Иваном Крамским в знак протеста покинули Академию. Это событие вошло в
историю как «бунт четырнадцати». Что же не устраивало художников в Академии?
Дело в том, что в России в начале 60х годов XIX в. началась эпоха
Александра II – было отменено крепостное право, проведены другие
Великих реформ
реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел
Виктор Цой. А в Академии их попрежнему учили писать картины на чуждые им темы,
далёкие от реальной жизни – скандинавская мифология, библейские сюжеты и т.д. Не
разрешалось писать картины на собственный сюжет. Многие из них хотели изображать
милую их сердцу русскую природу, а не вымышленные пейзажи из прошлого.
И тогда вышедшие из Академии художники организовали Товарищество передвижных
художников, потом их стали называть просто Передвижниками. Они писали картины на
те темы, которые их больше всего волновали в данный момент, и выставки своих
картин перевозили (передвигали) по различным городам. Поэтому так называлось это
общество – Передвижники. Шишкин не входил в число первых 14 «бунтовщиков», но
позже к ним стали присоединяться и другие художники, которые мыслили так же.
Присоединился к ним и Шишкин.
Передвижники. В первом ряду (стоят) в центре И. ШишкинНо постепенно и в Академии начали вводить новшества, преподавание стало
изменяться. Работы Шишкина оценили достаточно высоко: в 1858 году он получил
большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль
за пейзаж из окрестностей СанктПетербурга и в 1860 году — большую золотую медаль
за два вида местности на Валааме.
Валаам – остров в северной части Ладожского озера в Карелии, популярное
туристическое направление. Там очень красивая суровая природа, которая
вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин,
Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев,
А. Н. Апухтин, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо
Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX в. во время
своего путешествия по России остров посетил даже Александр Дюмаотец.
И. Шишкин «Вид на острове Валааме»За успехи в обучении Шишкин был отправлен в поездку по Европе для ознакомления с
творчеством европейских художников. Он побывал в Германии, Швейцарии, но затем
затосковал по родине и вернулся в Петербург.
Картины и рисунки Шишкина столь многочисленны, что указание даже на важнейшие
из них заняло бы слишком много времени. Поэтому мы рассмотрим только некоторые
его работы.
Больше всего его работ находится в Третьяковской галерее.
Картины И.И. Шишкина
Картина «Рожь» создана на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 г.
вместе с дочерью. Приобретена Третьяковым в 1878 г.
На заднем плане картины могучая сосна. Вообще, сосна – символ всего творчества
художника. Он был влюблен в русский лес и всегда выписывал сосну нежно и подробно
— с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом,
придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь
верхушкой.
Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем —
очистительным и благодатным. Единственная деталь, навевающая неотчетливую
тревогу, — погибшее дерево. Возможно, засохшая сосна – это эхо недавних
переживаний автора, потерявшего в течение короткого времени отца, любимую жену и
двоих сыновей…
Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по
нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.И. Шишкин "На севере диком..."
А вот картину «На севере диком…» Шишкин написал для собрания сочинений
Лермонтова.
К 50летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова было подготовлено богато
иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие
известные художники Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Шишкин.
Михаил Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 г. Оно является переводом
стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Сосна». Но лермонтовское
стихотворение образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать
мысль об одиночестве, трагизме человеческой разобщённости, а не только горечь
неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.
На скале, среди снега и тьмы одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам,
ветрам и снегам она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы,
которая может её свалить, обломать, согнуть.
С достоинством возвышается могучее гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снегпрогибает нижние ветки почти до земли.
Кажется, что сосна смотрит на луну. Она освещает мрачное ущелье, безбрежные дали,
облака, серебрит снег на сосне и вокруг.
Снег не чисто белый. Мастерство художника проявилось в изображении множества
оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками, и они будто беседуют
между собой. Полное замороженное безмолвие. Лишь одинокая сосна
«мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.
И. Шишкин «Корабельная роща»
И снова любимые Шишкиным сосны… Это тоже одна из самых известных его картин.
Сделаем небольшое отступление.
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих
поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин
вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых,
воспроизводились на конфетных обертках. Всё это, конечно, способствовало его
широкой известности. Но истинное значение его пейзажей от этого порой теряло свою
свежесть и становилось банальным. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в
них чегото особенного. От этого пронзительная любовь художника к русской природе
уходила в тень. А на самом деле Шишкин не облагораживал природу на своих
картинах, а показывал её такой, какой видел. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха
фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, потому что фотография
бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа,
его мысли, его чувства. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы.
Природа может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее
искусством. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.
Вот и эта картина. Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и ели с
причудливо изгибающимися ветвями. Он изображает лесную жизнь в полном её
разнообразии: вот вылезают изпод земли корни, вот огромные камнивалуны, вот
обросшие мхом и опятами пни, вот кусты и обломанные сучья, трава и папоротники.
Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным,половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика
лесовика.
И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких
нигде и никогда не существовало». Крамской, конечно, в этом высказывании слишком
категоричен, но не очень погрешил против истины. Величественная русская природа,
служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно,
долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только на пейзажах
Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. И нигде художник не впадает
в салонность, сентиментальность. Картина «Корабельная роща» считается одной из
вершин творчества художника.
На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с могучей стеной густого
хвойного бора. Опушка его купается в лучах летнего солнца. Впечатление от картины у
зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем
соснового бора.
Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок. Нет в картине и разнообразия
растительных форм… А между тем картина сразу покоряет величавой своей красотой,
силой и крепостью.И. Шишкин «Сосновый бор»
Это полотно как будто напоминает другую его картину – «Сосновый бор», но разница
между ними довольно значительна. Деревья в «Сосновом бору» изображались целиком,
с небом над ними, а в «Корабельной роще» деревья надвинулись на зрителя и заняли
весь холст. «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением
природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он
сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном
Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
Он умер скоропостижно в Петербурге в марте 1898 г., сидя за мольбертом, работая над
новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 г. прах
художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро
Невской лавры.Могила Шишкина
ЗимаЛесная поляна
ШалашРубка леса
Лес перед грозойПапоротники в лесу
Первый снегЛесные далиДубовая роща
Дубы. Вечер
Прогулка в лесу