Курс лекций. История картин. Летний сад . Скульптура. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате усилий многих людей и прежде всего самого Петра I в Летнем саду была создана уникальная коллекция статуй и бюстов. На рубеже 1710-1720-х гг. в Летнем саду было около 30 скульптур и бюстов. По описи 1728 г. - около 140, 1736 - более 200. С годами их становилось меньше. Одни пострадали во время наводнений, другие были переданы в Эрмитаж (Могущество, Справедливость, Диана, Адонис) и царские резиденции. В 1771 г. сад украшали 139 скульптур, в 1913 - 75. В первой четверти XVIII в. декоративная скульптура стояла преимущественно в первом парадном саду и в Гроте. Устанавливалась она на аллеях в строгом порядке чередования статуй и бюстов. Со временем скульптуры в саду переставлялись. В XIX в. статуи были расставлены произвольно. В 1956 г. скульптуры были расставлены по плану близкому к расстановке петровского времени. В это время сад украшали 38 скульптур, 46 бюстов и 5 скульптурных групп.Скульптура Летнего сада выполнялась и закупалась в основном в Италии (главным образом в Венеции и Риме).
Иконка файла материала Летний сад . Скульптура..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин.  Летний сад . Скульптура. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017Летний сад . Скульптура.     В результате усилий многих людей и прежде всего самого Петра I в Летнем саду была  создана уникальная коллекция статуй и бюстов.   На рубеже 1710­1720­х гг. в Летнем саду было около 30 скульптур и бюстов. По описи 1728   г.   ­   около   140,   1736   ­   более   200.   С   годами   их   становилось   меньше.   Одни пострадали   во   время   наводнений,   другие   были   переданы   в   Эрмитаж (Могущество, Справедливость, Диана, Адонис) и царские резиденции. В 1771 г. сад украшали 139 скульптур, в 1913 ­ 75. В   первой   четверти   XVIII   в.   декоративная   скульптура   стояла   преимущественно   в первом парадном саду и  в Гроте.  Устанавливалась она на аллеях в строгом порядке чередования статуй и бюстов. Со временем скульптуры в саду переставлялись. В XIX в. статуи были расставлены произвольно. В 1956 г. скульптуры были расставлены по плану близкому к расстановке петровского времени. В это время сад украшали 38 скульптур, 46 бюстов и 5 скульптурных групп.   В   России   до   начала   XVIII   в.   светской   скульптуры   почти   не   было.   Благодаря петровским   преобразованиям   началось   обучение   профессиональных   резчиков скульптурному мастерству. У приехавшего в Россию   Н. Пино обучались Тимофей Михайлов, Петр Иванов, Василий Петров, которые затем работали самостоятельно над скульптурным   оформлением   Летнего   сада.   В   1724   г.   в   Венецию   в   мастерскую скульптора П. Баратта  были посланы Федор и Дмитрий Медведевы, Андрей Воробьев, Петр   Серебренников,   Андрей   Хребтиков,   Петр   Кохтев,   Петр   Галкин   и   Андрей Селиванов для обучения скульптурному искусству.  Петр сам руководил отбором скульптур. За границу были высланы резиденты: Савва Рагузинский, Юрий Кологривов, Петр Бекламишев ­ в Италию, Христофор Брандт ­ в Голландию. Они делали заказы у известных скульпторов и закупали изваяния большими партиями. Скульптура Летнего сада выполнялась и закупалась в основном в Италии (главным образом в Венеции и Риме). При заказе оговаривались не только размеры будущих   скульптур   и   их   название,   но   и   давалось   их   краткое   описание,   а   иногда эскизный   наброски.  Стоимость   скульптур   определялась   совершенством   исполнения. Так в 1719 г. в Венеции были куплены две статуи неизвестного автора: Полигимния и Вера   и   Талия,   работы   ск.   Д.   и   П.   Гропелли   по   100   червонцев.   Одну   из   самых выразительных группу "Амур и Психея" в 1719 г. приобрел Ю Кологривов.Первыми   в   Летнем   саду   в   1710­1711   г.   появились   бюсты   польского   короля   Яна Собесского   и   его   супруги   королевы   Марии­Казимиры,   затем   ­   Александра Македонского, древнегреческого философа Демокрита. К   чилу   первых   скультур   Летнего   сада   принадлежит   и   бюст   шведской   королевы Христианы   (XVII   в.),   бюст   Аполлона,   скульптура   Аполлона   Бельведерского. Скульптурные   портреты   прославленных   полководцев   и   политических   деятелей   ­ Александра Македонского, Юлия Цезаря, Траяна, Клавдия. В петровское время в саду стояли "Четыре времени года", было много фавнов, нимф, сатурнов, вакханок.  Есть   описание   некоторых   несохранившихся   скульптур.   Так   в   полукруглых   нишах стояли две небольшие мраморные группы: Самсон раздирающий львиную пасть и "Змию рвет". Был бюст философа и поэта Лукреция Кара.    Добровольцы наводят порядок в Летнем саду после наводнения. Петроград, 1924 г. Фото Буллы. (добавил Ладада)    В Летнем саду. Середина 1950­х гг. (добавил Ладада)    В Летнем саду. Фото ­ Илья Голанд 1964 г. (Альбом Ленинград. Виды города)     Открытка.   Открытка. Почитаемые   Петром   I   профессии   представлены   фигурами   "Мореплавание"   и "Архитектура".   "Правосудие",   "Изобилие",   "Милосердие",   "Истина"   олицетворяют мудрое правление государя. Другие статуи прославляют воинские доблести ­ "Слава", "Минерва",   "Белона",   "Мир   и   Изобилие".   Многочисленные   персонажи   античной мифологии и аллегорические фигуры соседствуют с портретами современников Петра ­ Яна Собеского и его жены Марии Казимиры. На берегу Лебяжье канавки ­  "Амур и Психея".  Образы   скульптуры   Летнего   сада   наиболее   достоверно   приобщают   нас   к   миру эстетических   концепций,  философских  представлений,  этических   норм  и   аллегорий именно в том виде, какими они воспринимались и истолковывались в первой четверти XVIII в.  Оставаясь декоративной. Решенная и трактованная с расчетом, в основном, на фронтальный осмотр на фоне зелени, скульптура Летнего сада повествует о самом существенном,   что   занимало   умы   передовых   людей   того   времени:   героических подвигах, воинской слове, великих полководцах и деятелях Древней Греции и Рима, об известных современниках Петра I, какими были польский король и полководец   Ян Собеский и его супруга Мария­Казимира Собеская. Аллегорические образы пластики были   посвящены   таким   насущным   проблемам,   как   Архитектура,   Мореплавание, Правосудие, Милосердие.  Скульптура   Летнего   сада   выполнялась   в   основном   в   Италии   по   заказу   русских дипломатических и торговых представителей, которые руководствовались указаниями Петра I или получали его одобрение на приобретение готовых работ. Предпочтение отдавалось  тематически  связанным   сюитам.  При этом  статуи,  бюсты, скульптурные группы,   декоративные   вазы   отбирались   с   таким   расчетом,   чтобы   пластическое оформление Летнего сада носило разнообразный характер, что видно и в наше время, несмотря   на   значительное   сокращение   количества   скульптур.   Многие   из   них,например,   античные   произведения,   стали   частью   музейных   экспозиций.   Русские представители стремились к приобретению работ самого высокого качества, таких как античная   Венера   Таврическая   (ныне  находится   в Государственном   Эрмитаже)   или таких   как   группа  «Амур   и   Психея»,  созданная   в  мастерской   круга   скульптора   Л. Бернини. Скульптура "Амур и Психея" ­ самая старшая из скульптур Летнего сада. Значительная часть скульптур Летнего сада принадлежит резцу выдающихся ваятелей Италии начала XVIII в.  – П. Баратта, Д. Бонацца, А. Тарсия, М. Гропелли, Д. Зорзони.    Ништатский мир ("Мир и Изобилие") Фото С. Васильев, 06.2012       фото ­ Наталия 06.2012              Всю мраморную скульптуру Летнего сада можно разделить на три группы ­  историческую (греческие и римские императоры, короли, ученые и философы древнего мира), мифологическую и аллегорическую. На главной алее расположены четыре площадки: 1­я ­ Дворцовая (Дамская), 2­я ­  Шкиперская, 3­я ­ Добродетелей, 4­я ­ Круговорот суток.   Авугуст (бюст)   ­  Аврора  ­ ск. Дж. Бонацца. 1717 (Главная аллея, пл. Круговорот суток) Агриппина (бюст)   ­   (Главная аллея, между 3­й и 4­й пл.) Александр Македонский (бюст)   ­ ск. П. Баратта, нач. XVIII в. (Главная аллея, 1­я пл.) Амур и Психея   ­ неизв. ск.  конец XVII в. (терраса Лебяжьего канала) Антиной   ­ ск. Ф. Пенсо (Кабианка).  1722  (Школьная аллея) Аполлон Бельведерский  ­ копия античн. ск­ры  (Главная. аллея) Аполлон (бюст)   ­ ск. О. Маринали. 1717 ([200])  (Южный партер) Аполлон (бюст)   ­ ск. П. Баратта ([200]) Артемида (Диана)   ­ копия античн. ск­ры  (Главная аллея) Архитектура   ­  неизв. ск. нач. XVIII в.  (Главная аллея, 2­я пл.) Афина (Минерва)   ­ ск. Т. Квеллинус. 1680­е   (Главная аллея) Беллона   ­ ск. А Тальяпьетра. 1718  (Главная аллея, Дворцовая площадь) Вакх (бюст)   ­ ск. П. Баратта.  нач. XVIII в.  (Южный партер Школьная аллея) Вертумн   ­ ск. Ф. Пенсо (Кабианка). 1717  (Главная аллея, Шкиперская площадка) Гераклит (бюст)   ­   (Северный партер) Деметра (Церера)   ­ ск. Т. Квеллинус. 1690­е  (Главная аллея, Шкиперская площадка) Демокрит (бюст) ­   (Северный партер) День   ­ неизв. ск. нач. XVIII в.  (Дворцовая аллея) Диана (Артемида)   ­ копия античн. ск­ры  (Главная аллея) Дионис (Вакх) (бюст)   ­ ск. П. Баратта.  нач. XVIII в.  (Южный партер Школьная аллея) Закат   ­ ск. Дж. Бонацци. 1717  (Главная аллея, 4­я пл.) Изобилие (бюст)   ­ неизв. ск. нач. XVIII в.  (Главная аллея, 2­я пл.) Искренность ­    (Главная аллея, 3­я пл.) Истина ­   (Главная аллея, 3­я пл.) Камилла   ­ ск. П. Баратта.  нач. XVIII в. (Главная аллея)Клавдий (бюст)   ­ Красота   ­ ск. Д. Зорзони. нач. XVIII в.  (Школьная аллея) Крон (Сатурн)   ­ ск. Ф. Пенсо (Кабианка). 1716  (Главная аллея, Дворцовая площадь) Мария­Казимиры (бюст)   ­   (Дворцовая аллея и Главная аллея 1­я пл.) Марс   ­ ск. О. Маринали.  1717  (Главная аллея) Марцелл (бюст)   ­ Мидас   ­ О. Маринали.  нач. XVIII в.  (Главная аллея, пл. "Круговорот суток") Милосердие   ­ ск. П. Баратта.  нач. XVIII в.  (Главная аллея, 3­я пл.) Минерва   ­ Мир и Изобилие (Ништадский мир)   ­ ск. П. Баратта.  1722  (у северного фасада  Летного дворца) Мореплавание   ­ неизв. ск. нач. XVIII в.  (Главная аллея, 2­я пл.) Музы: Талия, Ттерпсихора, Эвстерпа   ­ ск. Д. и П. Гропелли.   1722   (Школьная  аллея, пл. Муз) Навигация   ­  (Главная аллея 2­я пл.) Немезида   ­ ск. А. Тарсиа.  1716  (Главная аллея, Дворцовая площадь) Нереида   ­ ск. А. Корродини.  1717  (Школьная аллея) Нерон (бюст)   ­ Нимфа воздуха (Муза поэзии)   ­ неизв. ск. или ск. Д. и П. Гропелли?  нач. XVIII  в. (Школьная аллея) Нимфа Летнего сада (Дризда)  ­ ск. Т. Квеллинус. 1690­е  (Школьная аллея) (Флора  (Весна)) (возможно, это Нимфа дубравы (леса) ­ копия римской ск.) Ночь   ­ ск. Дж. Бонацци. 1717  (Главная аллея, 4­я пл.) Никта (Ночь)   ­ ск. Дж. Бонацца. 1717 (Главная аллея, пл. "Круговорот суток") Полдень   ­ ск. Дж. Бонацци. 1717  (Главная аллея, 4­я пл.) Помона   ­ ск. Ф. Пенсо (Кабианка). 1716  (Главная аллея, Шкиперская площадка) Похищение сабинянки (2 ск. группы)   ­ вольная копия с работы ск. Д. Болоньи.  нач.  XVIII в. (Школьная аллея) Правосудие   ­ ск. Пьетро Баратта.  нач. XVIII в.  (Главная аллея, 3­я пл.) Рок ­   ск. А. Тарсиа.  нач. XVIII в.  (Главная аллея, Дворцовая площадь 1­я пл.) Сатир и вакханка   ­ неизв. ск.  нач. XVIII в.  (Южный партер) Сатурн (Крон)   ­ ск. Ф. Пенсо (Кабианка).  нач. XVIII в.  (Главная аллея, Дворцовая  площадь) Сивилла Дельфийская   ­ ск. Д. Бонацца Сивилла Европейская   ­ ск. Д. Зордзони Сивилла Ливийская   ­ ск. Д. Зордзони Слава   ­ ск. П. Баратта.  нач. XVIII в.  (Невская аллея) Траян (бюст)   ­ Фатум  (Рок)   ­ ск. А. Тарсиа.  1716  (Главная аллея, Дворцовая площадь) Флора   ­ ск. Г. Мейринг.  1717  (Главная аллея, Шкиперская площадка) Храбрость воинская   ­ Христиана (бюст)   ­  XVII в.  (Главная аллея, между 1­й и 2­й площадками) Цезарь (бюст)   ­ Церера   ­ неизв. ск. нач. XVIII в. (Главная аллея, 2­я пл.)Эскулап   ­ ск. О. Маринали.  нач. XVIII в.  (Северный партер) Ян Собесский (бюст)   ­   (Дворцовая аллея и Главная аллея 1­я пл.) Янус   ­    (Лебяжий канал)   Венера Таврическая Необычна   история   статуи   Венеры.   Римская   мраморная   копия   III   веке   до   н.   э.   по греческому оригиналу, была   найдена в Риме в 1718 г. В 1719 г. граф Савва Лукич Рагузинский   и   Юрий   Кологривов   обменяли   статую   на   мощи   Бригитты   Шведской, "обнаруженные" при взятии нашими войсками Ревеля (по другой версии статуя была куплена). По  сушествующему тогда запрету папы  предметы  древности  нельзя  было вывозить   из   Рима.   Агенты   губернатора   забрали   статую   и   поместили   ее   в Капитолийском   саду.   Прибывшим   Беклемишеву   и   Разуговскому   удалось   добиться возвращения статуи, да еще и в виде подарка Петру I от Клемента XI. Везли Венеру не спеша через Вену, затем, дождавшись зимы, на санях. В честь прибытия Венеры в СПб был устроен праздник. Разместили статую  в Летнем  саду в средней крытой галерее у Невы на центральной аллее сада. Венера стала первым  в России публичным изображением обнажённого женского тела. В России ее называли  "языческий идол Венус ­ белая дьяволица". Около статуи была постоянная охрана (по  другим версиям ­ во время праздников). Позднее статую переносят  в Грот  (после смерти Петра, либо еще при жизни?). Затем Екатерина II перевозит ее Екатерининский дворец в Царское Село, затем перевезли в Михайловский дворец. С возведением Таврического дворца, в 1806 Венеру перевезли туда. В 1850 под именем Венеры Таврической ­ в Эрмитаж. В 1917 эвакуирована в Москву. (d7161)  ВОВ   ­   эвакуировали   в   Свердловск. (d7161) Сейчас   Венера Таврическая украшает один из залов Эрмитажа.   Скульптура "Мир и Изобилие"  ("Ништадский мир") На   высоком   гранитном   пьедестале   у   северного   фасада Летнего   дворца установлена  скульптурная группа "Мир и Изобилие". Скульптура была заказана по распоряжению Петра I скульптору Пьетро Баратту (1722). Молодая женщина держит в одной руке рог изобилия,   в   другой   ­   опущенный   факел,   символизирующий   смерть   на   боле   брани. Богиня победы Ника венчает Росиию лавровым венком. Аллегорическое изображение посвящено   знаменательному   для   России   событию   ­   победоносному   завершению Северной   войны   и   подписанию   в   1721   г.   мирного   договора   в   городе   Ништадте. Поэтому она еще так и называется "Ништадтский мир". Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.   Самая замечательная скульптурная группа «Ништадтский мир» , установленная перед северным фасадом Летнего дворца  была заказана по распоряжению Петра I скульптору П.   Баратту.   Ее   символика   и   эмблематика    отражают   основную   идею   деятельности Петра   I   и   его   современников   –   торжество   и   расцвет   России­победительницы, утвердившейся на балтийских берегах и вышедшей на простор мировых морей. Аллея Летнего сада в Петербурге. Иван Шишкин.      М.В.Добужинский. Летний сад зимой. 1922. Литография из альбома "Петербург в двадцать первом году" После смерти Петра I в 1725 г. в саду продолжают строго следить за установившимся  порядком. В 1730­1740­х гг. Летний сад оставался парадной царской резиденцией. В 1740 г. Анна Иоанновна дает распоряжение об укрытии на зиму скульптур. В 1777 г. сильное наводнение с ураганным ветром нанесло большой урон Летнему саду: была разрушена фонтанная система, пострадали грот и значительное число скульптур и деревьев.   В конце XVIII в. на смену регулярному парковому стилю Летнего сада пришел  пейзажный. От первоначального облика Летнего сада соханилась основная регулярная  планировка аллей 1­го и 2­го садов, комплекс мраморной скульптуры на остался на  прежнем месте.   Большой ущерб саду принесло наводнение 1824 г. Пострадали и деревья, и скульптура. Наводнение 1924 г. нанесло урон Летнему саду. Погибло 550 вековых деревьев,  которые при падении сломали много статуй. После наводнения начались работы по  реставрации зданий и скульптур. Во время Великой Отечественной войны мраморные статуи, завернутые в  промасленную бумагу и упакованные в ящики, были укрыты в вырытых траншеях.   Чтобы уберечь скульптуру от неминуемого разрушения, нужно каждые пять лет ее реставрировать, каждый год очищать и раз в два года восковать. В 1983 г. началась программа замены подлинных шедевров на их копии. К 2009 г. (?) сделано 25 копийных бюстов и установлены уже две копийные фигуры ­ «Навигация» и «Архитектура». 

Посмотрите также