Курс лекций. История картин. М. Греков. «Тачанка». История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской войны. У ее колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков. Греков пришел к революции с демократическими убеждениями — они формировались в обстановке острой политической и идейной борьбы начала XX века, в атмосфере горячих дискуссий, охвативших Петербургскую Академию художеств, где учился живописец. Он проходил курс сначала под руководством И. Е. Репина, а затем Ф. А. Рубо — выдающегося баталиста, создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва».Мы воспринимаем «Тачанку» не как изображение отдельного момента боя, а как символ революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем пути все чуждое, враждебное.
Иконка файла материала М.Греков. Тачанка..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин.  М. Греков. «Тачанка». История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017М. Греков. «Тачанка». Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской войны.   У   ее   колыбели   стоял   замечательный   советский художник   Митрофан Борисович Греков. Греков пришел к революции с демократическими убеждениями — они формировались в обстановке острой политической и идейной борьбы начала XX века, в атмосфере горячих   дискуссий,   охвативших   Петербургскую   Академию   художеств,   где   учился живописец. Он проходил курс сначала под руководством И. Е. Репина, а затем Ф. А. Рубо   —   выдающегося   баталиста,   создателя   панорам   «Оборона   Севастополя»   и «Бородинская битва». Революцию художник встретил у себя на родине, на Дону, и его симпатии всецело на стороне беднейшего казачества. В 1920 году Греков добровольно вступает в ряды Красной Армии, и с тех пор вся жизнь его, все творчество связаны с нею. На военных дорогах, в сражениях пристально изучает   художник   жизнь   и   быт   армии.   Он   знакомится   с   ее   полководцами,   создает первую   военную   студию   изобразительного   искусства   и   бережно   воспитываеттянущуюся   к   искусству   молодежь.   Здесь   он   задумал   и   осуществил цикл картин «Гражданская   война»,   ставший   главным   делом   его   жизни.   Многие замечательные полотна этого цикла — «В отряд к Буденному», «Вступление полка им. Володарского   в   Новочеркасск»,   «Трубачи   Первой   конной»   и   другие   —   достойно украшают   музеи   нашей   страны.   К   их   числу   относится   и картина «Тачанка»   — произведение, захватывающее зрителя героическим пафосом. Мы   воспринимаем   «Тачанку»   не   как   изображение   отдельного   момента   боя,   а   как символ революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем пути все чуждое, враждебное. На полотне изображена атака Красной конницы. По выжженному солнцем скошенному полю,  взметая клубы  пыли,  мчится  на  врага красноармейская тачанка. «Пулеметам продвинуться вперед!» — таково второе название этой картины. Движение   зарождается   в   правом   верхнем   углу   картины   и   затем   стремительно развивается по диагонали. Горизонт застлан клубами бурой пыли, и оттуда вырывается на   зрителя   четверка   неудержимых   коней,   влекущих   тачанку.   Как   великолепны грековские кони, как различны, как индивидуальны они и вместе с тем как едины в своем стремлении вперед! Под крупами коней мчатся по земле их тени, и кажется, будто кони летят, не касаясь земли. Лихо правит ими, пригнувшись вперед, ездовой, ухватился за крыло повозки один из пулеметчиков. А вслед за тачанкой, по сторонам ее, нагоняя, ускоряя движение, мчится в бой конница, и все вместе звучит как звонкий победный аккорд. «Тачанка» Грекова — одно из лучших произведений советской батальной живописи. Традиции   этого   большого   мастера   бережно   хранятся   и   приумножаются   в   Студии военных   художников   имени   М.   Б.   Грекова,   которая   объединяет   большое   число художников, посвятивших свой талант Советской Армии.

Посмотрите также