Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской войны. У ее колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков.
Греков пришел к революции с демократическими убеждениями — они формировались в обстановке острой политической и идейной борьбы начала XX века, в атмосфере горячих дискуссий, охвативших Петербургскую Академию художеств, где учился живописец. Он проходил курс сначала под руководством И. Е. Репина, а затем Ф. А. Рубо — выдающегося баталиста, создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва».Мы воспринимаем «Тачанку» не как изображение отдельного момента боя, а как символ революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем пути все чуждое, враждебное.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
М. Греков. «Тачанка».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017М. Греков. «Тачанка».
Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской
войны. У ее колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан
Борисович Греков.
Греков пришел к революции с демократическими убеждениями — они формировались
в обстановке острой политической и идейной борьбы начала XX века, в атмосфере
горячих дискуссий, охвативших Петербургскую Академию художеств, где учился
живописец. Он проходил курс сначала под руководством И. Е. Репина, а затем Ф. А.
Рубо — выдающегося баталиста, создателя панорам «Оборона Севастополя» и
«Бородинская битва».
Революцию художник встретил у себя на родине, на Дону, и его симпатии всецело на
стороне беднейшего казачества.
В 1920 году Греков добровольно вступает в ряды Красной Армии, и с тех пор вся
жизнь его, все творчество связаны с нею. На военных дорогах, в сражениях пристально
изучает художник жизнь и быт армии. Он знакомится с ее полководцами, создает
первую военную студию изобразительного искусства и бережно воспитываеттянущуюся к искусству молодежь. Здесь он задумал и осуществил цикл
картин «Гражданская война», ставший главным делом его жизни. Многие
замечательные полотна этого цикла — «В отряд к Буденному», «Вступление полка им.
Володарского в Новочеркасск», «Трубачи Первой конной» и другие — достойно
украшают музеи нашей страны. К их числу относится и картина «Тачанка» —
произведение, захватывающее зрителя героическим пафосом.
Мы воспринимаем «Тачанку» не как изображение отдельного момента боя, а как
символ революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем пути
все чуждое, враждебное.
На полотне изображена атака Красной конницы. По выжженному солнцем скошенному
полю, взметая клубы пыли, мчится на врага красноармейская тачанка. «Пулеметам
продвинуться вперед!» — таково второе название этой картины.
Движение зарождается в правом верхнем углу картины и затем стремительно
развивается по диагонали. Горизонт застлан клубами бурой пыли, и оттуда вырывается
на зрителя четверка неудержимых коней, влекущих тачанку. Как великолепны
грековские кони, как различны, как индивидуальны они и вместе с тем как едины в
своем стремлении вперед! Под крупами коней мчатся по земле их тени, и кажется,
будто кони летят, не касаясь земли. Лихо правит ими, пригнувшись вперед, ездовой,
ухватился за крыло повозки один из пулеметчиков. А вслед за тачанкой, по сторонам
ее, нагоняя, ускоряя движение, мчится в бой конница, и все вместе звучит как звонкий
победный аккорд.
«Тачанка» Грекова — одно из лучших произведений советской батальной живописи.
Традиции этого большого мастера бережно хранятся и приумножаются в Студии
военных художников имени М. Б. Грекова, которая объединяет большое число
художников, посвятивших свой талант Советской Армии.