Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал собирательный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и тащит также его оружие. Вокруг - напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника - важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях.Будучи тесно связанным с армией и глубоко зная жизнь военных, Самсонов избирает для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой Отечественной войны оставили глубокий след в его душе.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
М. Самсонов. «Сестрица».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017М.Самсонов. Сестрица.
Марат Иванович Самсонов во время Великой Отечественной войны добровольно
вступил в армейские ряды, окончил Калининское военное училище технических войск,
стал лейтенантом. Принимал участие в боях и в Параде Победы на Красной площади в
Москве 24 июня 1945 года.
После войны, не получавший специального художественного образования, Самсонов
поступает в студию военных художников имени М.Б. Грекова.
Среди работ Марата Самсонова особо выделяется картина «Сестрица» (1954). Наряду
с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор
создал собирательный образ русской девушкимедсестры, которая ведет с передовой
раненого воина.
«Сестрица» экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил.Будучи тесно связанным с армией и глубоко зная жизнь военных, Самсонов избирает
для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой
Отечественной войны оставили глубокий след в его душе. К тому же он тщательно
изучал историю войны, отдельные бои и операции. Много раз совершал творческие
поездки в части и соединения, которые участвовали в интересующих его боевых
событиях. В результате кропотливого труда появились первые картины: "Возвращение
из разведки", "Саша Чекалин" (1955), "В минуту затишья" (1958), "На краю земли
Севастополя" (1960), "Дороги войны" (1973), "Год сорок первый" (1983), "В боях за
Отчизну" (1987), "Весна 45го года" (1992) и другие. И чувствуется, что каждый раз
автор старался вжиться в мир образов, искал идейнохудожественный стержень того
или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героевфронтовиков,
ставших в конце концов победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими
смерть и разрушения на нашей земле. Таким образом, здесь М. Самсонов выступает как
художник, вышедший на качественно новый, социальнофилософский уровень
изображения событий Великой Отечественной войны.Среди указанных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с
любовью, "Сестрица" (1954). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага
воевали девушки и женщины, и автор создал собирательный образ русской девушки
медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и тащит
также его оружие. Вокруг напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка,
валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А
пейзаж для этого художника важный сопутствующий элемент, который призван
усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается
во многих его произведениях.
В том же музее выставлено его эпическое полотно "В боях за Отчизну". Оно настолько
значительно и выразительно, что, пожалуй, ни один посетитель музея не может пройти
мимо, не вглядевшись в лица воинов, выражающих решимость преодолеть все тяготы
войны и разгромить врага. И логическим продолжением этой темы явилась диорама
"Соединение фронтов", созданная совместно с сыном Александром. Она достойно
украшает один из залов Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Здесь
уже другие мотивы радость, ликование солдат и офицеров двух фронтов, шедших к
победе. И логично завершает эту мысль знаменитая картина "Парад Победы на Красной
площади 24 июня 1945 года", написанная художником в 1984 году.
Ярко раскрылся талант художника в батальных полотнах и диорамах, отражающих
наше военное прошлое: "Переход через Сиваш" (1959), "Штурм крепости Очаков"
(1971), "Штурм Перекопа в 1920 году", "Отступление Наполеона из Москвы" (1993),
"На Куликовом поле" (1993), «Благословение» (1993), "Великий русский князь Игорь"
(1996), "Дружина Игоря в походе" (1996). Идеи картин очень значительны, поэтому М.
Самсонов глубоко изучил исторический материал, посетил места событий. Эти
произведения экспонировались на многих выставках, в музеях, воспроизведены в ряде
книг, каталогов, альбомов, иллюстрированных журналов в нашей стране и за рубежом.