Курс лекций. История картин. М. Самсонов. «Сестрица». История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал собирательный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и тащит также его оружие. Вокруг - напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника - важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях.Будучи тесно связанным с армией и глубоко зная жизнь военных, Самсонов избирает для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой Отечественной войны оставили глубокий след в его душе.
Иконка файла материала М. Самсонов. «Сестрица»..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин.   М. Самсонов. «Сестрица». История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017М.Самсонов. Сестрица. Марат Иванович Самсонов во время Великой Отечественной войны добровольно  вступил в армейские ряды, окончил Калининское военное училище технических войск,  стал лейтенантом. Принимал участие в боях и в Параде Победы на Красной площади в  Москве 24 июня 1945 года. После войны, не получавший специального художественного образования, Самсонов  поступает в студию военных художников имени М.Б. Грекова. Среди работ Марата Самсонова особо выделяется картина «Сестрица» (1954). Наряду  с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор  создал собирательный образ русской девушки­медсестры, которая ведет с передовой  раненого воина. «Сестрица» экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил.Будучи тесно связанным с армией и глубоко зная жизнь военных, Самсонов избирает  для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой  Отечественной войны оставили глубокий след в его душе. К тому же он тщательно  изучал историю войны, отдельные бои и операции. Много раз совершал творческие  поездки в части и соединения, которые участвовали в интересующих его боевых  событиях. В результате кропотливого труда появились первые картины: "Возвращение  из разведки", "Саша Чекалин" (1955), "В минуту затишья" (1958), "На краю земли  Севастополя" (1960), "Дороги войны" (1973), "Год сорок первый" (1983), "В боях за  Отчизну" (1987), "Весна 45­го года" (1992) и другие. И чувствуется, что каждый раз  автор старался вжиться в мир образов, искал идейно­художественный стержень того  или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героев­фронтовиков,  ставших в конце концов победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими  смерть и разрушения на нашей земле. Таким образом, здесь М. Самсонов выступает как художник, вышедший на качественно новый, социально­философский уровень  изображения событий Великой Отечественной войны.Среди указанных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с  любовью, ­ "Сестрица" (1954). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага  воевали девушки и женщины, и автор создал собирательный образ русской девушки­ медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и тащит  также его оружие. Вокруг ­ напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка,  валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А  пейзаж для этого художника ­ важный сопутствующий элемент, который призван  усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается  во многих его произведениях.   В том же музее выставлено его эпическое полотно "В боях за Отчизну". Оно настолько  значительно и выразительно, что, пожалуй, ни один посетитель музея не может пройти  мимо, не вглядевшись в лица воинов, выражающих решимость преодолеть все тяготы  войны и разгромить врага. И логическим продолжением этой темы явилась диорама  "Соединение фронтов", созданная совместно с сыном Александром. Она достойно  украшает один из залов Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Здесь уже другие мотивы ­ радость, ликование солдат и офицеров двух фронтов, шедших к  победе. И логично завершает эту мысль знаменитая картина "Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года", написанная художником в 1984 году. Ярко раскрылся талант художника в батальных полотнах и диорамах, отражающих  наше военное прошлое: "Переход через Сиваш" (1959), "Штурм крепости Очаков"  (1971), "Штурм Перекопа в 1920 году", "Отступление Наполеона из Москвы" (1993),  "На Куликовом поле" (1993), «Благословение» (1993), "Великий русский князь Игорь"  (1996), "Дружина Игоря в походе" (1996). Идеи картин очень значительны, поэтому М.  Самсонов глубоко изучил исторический материал, посетил места событий. Эти  произведения экспонировались на многих выставках, в музеях, воспроизведены в ряде  книг, каталогов, альбомов, иллюстрированных журналов в нашей стране и за рубежом.

Посмотрите также