Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев, такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб - все создает неповторимый дух того времени.Стожаров прославился своими пейзажами русской глубинки и русскими "деревенскими" натюрмортами. Его понимание и проникновение в дух русского быта не сравнимы ни с одним другим автором, по силе и глубине.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
НАТЮРМОРТЫ СТОЖАРОВА.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017НАТЮРМОРТЫ СТОЖАРОВА
Стожаров прославился своими пейзажами русской глубинки и русскими
"деревенскими" натюрмортами. Его понимание и проникновение в дух русского быта
не сравнимы ни с одним другим автором, по силе и глубине.Биография Владимира Стожарова
(19261973)
Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.
Он рано приобщился к непреходящим ценностям отечественной культуры. Еще
мальчиком он ездил в Архангельск, Ярославль, Рязань, Кострому, в старые деревни,
где сохранились изделия народных ремесел. Он был влюблен в удивительную красоту
природы северной России.В 1939 году он поступает в Московскую среднюю художественную школу при
Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова,
заканчивать которую ему пришлось в нелегкие военные годы.
Позже в 1945 году он поступает в Московский государственный институт им. В.И.
Сурикова на живописный факультет.
После института он много путешествует по стране, спускается вниз по Енисею до
самого Диксона, посещает города и села русского Севера. Написанными в те годы
картинами «Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому» художник приносит всоветское изобразительное искусство свою собственную тему, свои цвета и краски,
свой взгляд на изображаемую действительность.
С этого времени начинается стремительный взлет художника. Он постоянно находится
в творческом подъеме, изпод его кисти одна за другой выходят картины, вставшие в
один ряд с лучшими произведениями советской живописи— «Хлеб», «У самовара»,
«Село Андрейково. Покров.», «Приезд на слет колхозниковпередовиков», портреты
знатных тружеников Рязанщины В. Шуршилиной и В. Жукова, «Натюрморт с
подковой», «Каргополь», «Встреча первого парохода», «Село Большая Пысса»,
«Деревня Сёрдла», натюрморт «Лён» и многие другие.
С 1955 года В. Стожаров становится постоянным участником российских и
всесоюзных художественных выставок. Около шестидесяти музеев хранят полотнаживописца, а его лучшие произведения заняли достойное место в Третьяковской
галерее и Русском музее.
В 1959 году Стожаров посещает Италию. Здесь он написал картину «Рим. Площадь
Венеции». Именно в Риме Стожаров воочию увидел, что знаменитый «венецианский
колорит» Тинторетто и Тициана – не выдумка мастеров, а порождение природы.
Палитра художника стала «жаркой». Работа «Рим. Площадь Венеции», была написана
яркими красками: яркое синее небо, густая тень, контрастные по цвету дома, залитый
солнцем асфальт.
В 1967 году художник был награждён серебряной медалью Академии художеств СССР
за ряд произведений созданных за период 19641967 гг.В 1968 году Владимир Фёдорович получил Государственную премию им. И.Е. Репина за
серию пейзажей «На Севере России», в которую вошли работы, написанные на Удоре.
В 1970 году, совместно с художниками Г.А.Дарьиным, Ю.И. Семенюком,
В.Ульяновым, Стожаров предпринимает творческую поездку в Псковскую,
Новгородскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую области.В последние годы живописец, и ранее тяготевший к исторической теме, создал целый
ряд картин, являющихся заметным вкладом в художественную летопись нашей Родины.
Это — «Псков. Церковь у Пролома», «Новгород. Курицкая церковь», «Псковский
кремль» и многие другие. Цветовая насыщенность, добротная крепость живописи,
буквально передают настроение этих картин. Зритель буквально ощущает прелесть
исконно русских земель, и неумирающую красоту сооружений, воздвигнутых трудом и
талантом русских мастеров, атмосферу тех далеких лет.
С 1971 по 1972 год художник проводит в Румынии с групповой выставкой
произведений художников РСФСР «Русский Север».В 1972–1974 годах по стране прошла его персональная выставка состоящая из 67
полотен в таких городах как Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький,
Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга,
Смоленск. Выставка открылась 8 сентября 1972 года в художественном музее и
вызвала восторженные отзывы зрителей. Они отмечали простоту и жизненность
произведений, узнавали на полотнах свои дома, бани.Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством
народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, веселый праздник
народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев,
такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные
и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских
изб все создает неповторимый дух того времени.В 1973 году художник был избран членомкорреспондентом Академии художеств
СССР.Умер Владимир Фёдорович 22 ноября 1973 года в Москве.