Мысль об этой картине зародилась в нем еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любоньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.
Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
П.А.Федотов. «Вдовушка».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
П.А.Фед
отов
«Вдовушка»
Мысль об этой картине зародилась в нем еще в Москве, когда с бессилием терзался
над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его
смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании
готового вотвот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к
Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку
свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.
Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии.
Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на
столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую
женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего
накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить
незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в
неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и еегорести.
Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.
На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного.
Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол.
Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель,
еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на
ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.
Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного
дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только
в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания,
шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой,
может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным
вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.
Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то
немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира,
за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых
радостей и необременительных забот.
Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее
его работу, было в самой героине.
Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а
воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее
над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в
грубом и жестоком мире.
Он долго бился над ускользающими изпод рук очертаниями идеала. Просил
позировать знакомых дам. Бродил по Смоленскому кладбищу, присматриваясь к
молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и
к детским лицам, в них ища нужные ему чистоту и нежность.
В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер
друзья отправились в Павловск на концерт , и там среди слушателей Федотов" вдруг
углядел молодую девушку в трауре.
«Счастливый вечер; вот у меня есть и любящие глаза!»
Через неделю картина была уже закончена.
Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку.
Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине,
начинал понимать, что желаемого всетаки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не
до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим от слез
лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была
покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой
духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые
обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти.
Первый вариант
Тутто и проверяется характер. Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски
холст и не бросил его в печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана насовесть. Не стал переписывать лицо — это значило бы замучивать живопись.
Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.
Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней:
переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа,
написав вместо себя другого человека. Не скоро дело делается, однако и вторая
«Вдовушка» стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная так же тщательно,
как первая, однако он и ею остался недоволен.
Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества,
совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой
изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула
свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так
холодно и посветски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка
приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.
Второй вариант
Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за
третий. На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав,
выбрал первый вариант в нем всетаки было больше жизни и неподдельного чувства.
На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провиселато она всего
несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь
закрытия выставки, и увез к себе в Москву.
А Федотов начал работать над третьим вариантом.
Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна,
как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно
найденный наклон головы к правому плечу.
Однако лицато не было.
Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем
встречаемым на улице женщинам. Написал вдруг картину «Мадонна с младенцем» и,
смеясь, объяснил пораженному Дружинину: «Штука вот такого рода. Эта мысль не
давала мне покоя, и я захотел испробовать свои силы. Сверх того, мне нужно добыть
себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Он решил занять столь желанной
гармонии и у древних, больших мастеров по этой части. Поставил голову Венеры
Медицейской и стал ее рисовать в нужном повороте. Потом снова рисовал свою
героиню, приближая ее к Венере.
То ли христианские, то ли языческие боги помогли, или, наконец, время подошло,
чтобы неутомимый труд дал плод, но случилось то чудо, что случается порой у
больших художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была
только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав
подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им
невозможно было не поделиться.
Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло,
вслед за чем и сам Федотов выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо,
что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной может ославить
лгуном!»Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел
Андреич, неужели это дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче,
слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука, феномен, чтобы сказать
благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня
будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную;
мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда
не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился
куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело.»