Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 г. в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск. В конце 1940-х гг. в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах; в 1951 г. художник П.Кривоногов рисует известную картину «Защитники Брестской крепости».Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причем применялись огнемёты; 29-30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть штабом Цитадели. В тот же день немцы овладели Восточным фортом. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017Петр Кривоногов. «Защитники Брестской
крепости».
Петр Александрович Кривоногов – художникбаталист, чьи картины стали классикой
батальной живописи и изобразительной летописью Отечественной войны. Полотна
входят в коллекцию русского реалистического искусства. П. А. Кривоногов являлся
членом художественной студии военных художников, специализировался на военной
тематике и агитационновоенной графике. Через год после завершения учебы, в 1940
году он был зачислен в ряды Красноармейской студии, совершив вместе с войсками
путь от Волоколамска до Берлина.
Во время войны Петр Александрович активно и с удвоенной силой делает множество
набросков и графических работ. Большую их часть составляют портреты солдат, с
которыми художник прошел полЕвропы. После, при создании полномасштабных
изображений, это помогает ярко, достоверно и единообразно эмоциональным
самоощущением воссоздать страшные, решающие судьбу всего мира, сражения.
Одна из картин, прославляющих подвиг русских войск – «Защитники Брестской
крепости». Полотно было написано в 1951 году. Материал для запечатления одного из
самых грандиозных и ожесточенных боев собирался тщательно, по крупице, и
потребовал долгого и внимательного изучения. Это было невероятно сложно, так как
П. Кривоногов был первым, кто обратился к тематике защитников Брестской крепости.
Подвиг героев не был описан и упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Петр
Александрович провел много времени непосредственно на самом поле боя. Среди руин
крепости были сделаны сотни зарисовок и этюдов.На законченном полотне художник изображает момент боя у Тираспольских ворот. В
далёком 1941 году, 22 июня, солдаты Брестской крепости продемонстрировали
наступавшему захватчику небывалое мужество и легендарный героизм нашего народа.
На картине запечатлён самый острый момент боя. После месяца осады от защитников
крепости осталась горстка израненных и измученных бойцов.
Запятнанная в крови и грязи одежда, белые повязки, скрывающие ранения и тела
падших собратьев по оружию на баррикадах. На первый взгляд типичная военная драма
находит новое развитие и перспективу. П. Кривоногов обогащает момент
всеобъемлющими деталями и цветовыми решениями. Остатки гарнизона не безликая
масса, а единого, устремленного к победе, военного братства. Решительность,
застывшая в лицах защитников, бесстрашно бросающихся навстречу вновь
наступающим немецким войскам.
Показательным символом непоколебимой стойкости защитников служат красные
знамена – одно гордо развивающееся на заднем плане, а другой – на переднем плане с
красноречивой надписью: «Да здравствует коммунизм!». Кусочек голубого неба,
видный сквозь облака, и лучи солнца, разделяющие две противоборствующие стороны,
и скользящие по стенам крепости, тоже привносят чувство надежды на лучшее, на
торжество мужества и стойкости советских войск.