Аргунов И. П. - русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.Художник как - будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
ПОРТРЕТИСТ И. П. АРГУНОВ
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017РУССКИЙ ХУДОЖНИК - ПОРТРЕТИСТ -ИВАН
ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ
Иван Петрович Аргунов
Аргунов И. П. русский художник – портретист, один из родоначальников камерного
портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала
огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов
владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал
иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются
традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его
произведения оригинальными и неповторимыми.Портрет неизвестной в крестьянском костюме
Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя
был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов
Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные
хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П.Б. Шереметева сначала в
Петербурге, а позже в Москве.Великая княгиня Екатерина Алексеевна
В отличие от многих русских художников, он никогда не испытывал нужду, но всю
жизнь ощущал двойственность своего положения: с одной стороны признанный
художник, с другой бесправный раб.Портрет ЛобановойРостовской
Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным
его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии
от строений. Они оказали немалое влияние на формирование художественного
мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с 1746 по 1749
года Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.Портрет графа Петра Шереметьева
В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского
дворца.
К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и
княгини Екатерины Александровны ЛобановыхРостовских. Портрет княгини
потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов
колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность.Портрет графини Варвары Шереметьевой
Произведения периода 1750–1760х годов начинают новый этап в творчестве Ивана
Аргунова. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник
создает новый тип изображения — «интимный портрет». Художник изображает
человека в органической связи с предметами, которые характеризуют их интересы и
склонности главный герой изображен с газетой, а его жена с книгой. Это
свидетельствует об образованности супружеской четы.
Художник как будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. В портретах
отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру, изображены
преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.Портрет императрицы Екатерины ВторойПортрет Екатерины 2
Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760е г. В конце шестидесятых годов
Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего
Миллионного дома в Петербурге.
Изза постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма
редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение,
– «Портрет неизвестной в русском костюме».
Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На
картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый,
светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил
спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.Портрет императрицы Елизаветы ПетровныПортрет Хрипунова
Важное место среди работ Аргунова 1760х годов занимают парадные заказные
портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому
неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и
парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»).
Он стремился создать атмосферу изысканной и непринужденной светскости, изобразив,
к примеру, графа Шереметьева в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а
графиню в роскошном парчовом платье, декорированном розами.Портрет ВетошниковойМихаил Николаевич Ветошников
Портрет ШлыковойОн так же создал серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, которые
переселились в Россию и способствовали распространению просвещения среди
армянского народа и приобщения его к русской культуре.
Портрет ХрипуновойВ 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой». На ней изображена женщина в летах, с
умным спокойным лицом. В руках её спицы и пряжа, что вносит неожиданно интимную
ноту в парадный по типу портрет.
С годами искусство художника приобретает большую глубину, становится более
совершенным, тонким, что особенно выражается в детском портрете «Портрет
калмычки Аннушки».
Портрет калмычки Аннушки
В 1788 году Аргунов был назначен управляющим Московского дома Шереметевых.
Здесь он занимался службой управляющего и обучал своих сыновей, архитектора
Павла Ивановича, живописцев Николая и Якова, а также принимал участие в
строительстве знаменитого дворцатеатра в Останкино, выстроенного по проекту
своего сына Павла Ивановича Аргунова.Портрет Шереметева в детстве
Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало
талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему
были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший
позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский
инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок.
Богоматерь и ХристосУмирающая КлеопатраС.М. ГолицынМина ЛазаревЕкатерина Александровна МельгуноваМария Алексеевна Нарышкина (урожд. Сенявина)
Графиня Толстая, урождённая Лопухина 1768Анна Петровна ШереметьеваАнна Петровна Шереметьева
Анна Петровна ШереметьеваЖенщина в голубом