В 1862 году В.И.Якоби получил большую золотую медаль за картину "Привал арестантов" (Третьяковская галерея). Это произведение молодого художника вызвало одобрение художественных критиков. И, кроме того, получило признание общественности, в связи с реформами императора Александра II, которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и каторжников.
В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в художественной и общественной жизни во времена начала реформ императора Александра II.В 1883 году Якоби был назначен профессором-преподавателем исторической живописи в академических классах.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЯКОБИ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
КАРТИНЫ И БИОГРАФИЯ
«ДШИ Починковского района»
образования
Курс лекций.
История картин.
Презентация.
Якоби Валерий Иванович.
Картины и биография.
История изобразительного искусства.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
ДХШ.
2017
Якоби Валерий Иванович — русский живописец,
художник жанровой и исторической тематики,
профессор и академик Императорской Академии
художеств. Родился в 1834 году в деревне
Кудряково Казанской губернии в семье помещика.
По окончании городской гимназии учился в
Казанском университете, но с началом Крымской
войны
записался в добровольцы народного
ополчения, которое отправлялось в Крым для
участия в боевых действиях. С прекращением
военных операций Якоби решил посвятить себя
живописи.
Светлый праздник
нищего,
1860, Русский музей
В 1856 году Валерий Якоби прибыл в СанктПетербург и стал
посещать классы профессора Алексея Тарасовича Маркова в
Императорской Академии художеств. Во время обучения в столице
получил все установленные академические медали, в частности, в
1858 малую серебряную медаль за картину "Разносчик фруктов"
(Третьяковская галерея, Москва), в 1859 году большую серебряную
медаль за работу "Татарин, продавец халатов", в 1860 году малую
золотую медаль за картину "Светлый праздник нищего" (Русский
музей, СанктПетербург) и в 1862 году большую золотую медаль за
картину "Привал арестантов"
(Третьяковская галерея). Это
произведение
одобрение
художественных критиков. И, кроме того, получило признание
общественности, в связи с реформами императора Александра II,
которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и
каторжников.
художника
молодого
вызвало
Осень, 1865,
Русский музей
В обрисовке характеров и внешности арестантов художник
проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его
персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа.
Ранние картины Якоби оказались заметным событием в
художественной и общественной жизни во времена начала
реформ императора Александра II. 1860е годы Валерий
Иванович Якоби провел за границей в пенсионерском
путешествии от Академии художеств; эта поездка в целях
Варфоломеевскую ночь 1572 года".
совершенствования живописной техники изменила творческое
кредо молодого художника. Из Европы Якоби привез два
значительных полотна: "Девятое Термидора" (другие названия
картины "Последние минуты жизни Робеспьера" и "Террористы
и умеренные первой французской революции") и "Кардинал Гиз,
получивший голову адмирала Колиньи, убитого в
За последнюю картину, представленную на академической
выставке 1864 года, Якоби был удостоен звание академика.
В 1870 году за картину "Арест герцога Бирона, герцога
Курляндского" Якоби был возведен в звание профессора, а
в 1870 году стал членом Совета Императорской Академии
художеств. Вернувшись в Россию, художник принял
деятельное
организации Товарищества
передвижных выставок, однако он пробыл в нем лишь до
1872 года. В 1883 году Якоби был назначен профессором
преподавателем исторической живописи в академических
классах.
участие
в
Портрет неизвестной, 1870,
Волгоградский музей
изобразительных искусств
В 1870е годы Якоби создал несколько интересных полотен исторической тематики —
"Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" (1872), "Артемий Петрович
Волынский на заседании кабинета министров" (1875), "Свадьба в Ледяном доме" (по
мотивам романтического произведения Ивана Ивановича Лажечникова, 1878).
На картине "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" изображено двадцать
шесть фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Герцога Бирона,
сидящего у изголовья императрицы, и придворных стараются развеселить шуты,
играющие в чехарду. Это родовитые дворяне и государственные деятели той поры —
М.А. Голицын (стоит согнувшись) и Н.Ф. Волконский (вскочил на него), А.М.
Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло
(со скрипкой) и д'Акоста (с бичом). У кровати графиня Бирон, за столом играют в
карты статсдама Н.Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен
Гомбургская, позади них граф Миних и князь Н. Трубецкой. Рядом с Бироном
расположены его сын с плеткой и начальник Тайной канцелярии А.И. Ушаков,
будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб
медик Лесток. На полу, возле постели карлицашутиха Буженинова. У насеста с
попугаями поэт В.К. Тредиаковский. В дверях стоит кабинетминистр А.П.
Волынский, с негодованием взирая на происходящее.
Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны, 1872, ГТГ
принимали
участие
помимо
императрицы
Сюжет картины "Свадьба в Ледяном доме" связан с событиями 1739 года, когда
на масленой неделе архитектор Еропкин построил по приказу императрицы
Анны Иоановны Ледяной дом. Он предназначался для свадьбы шута Анны
Иоановны Кульковского с "барской барыней" Подачкиной. В свадебных
представители
торжествах
многочисленных народностей России в национальных костюмах. Торжества
сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира
устроенного в манеже герцога Бирона новобрачные были отвезены вновь в
Ледяной дом, где их заперли до утра для совершения брачного таинства.
Из картин Якоби исторического жанра особо следует отметить одну из
значительных работ художника — "Первое торжественное собрание Академии
художеств 28 июня 1765 года", в котором Якоби запечатлел вручение Екатериной
II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При написании
этого полотна художник создал живописные портреты сановников с 35 гравюр
государственных деятелей екатерининской эпохи.
Свадьба в Ледяном доме, 1878, Русский музей
Дар жанристарассказчика проявляется и в
этих последних
колоритных работах, но в целом историческая живопись Якоби стала
заметно уступать по художественной выразительности его ранним
жанровым картинам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович
Якоби провел в СанктПетербурге, затем на юге Франции и в Алжире,
путешествуя по африканским странам Средиземноморья. Результатом
этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически
красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям.
Другие произведения Якоби, кроме вышеупомянутых, — картины:
"Парижский тряпичник перед дверью таверны" (1864), "Осень" (1865),
"Семья художника"
(1869),
"Любитель редкостей" (1876), а также портреты Н.А. Киреева, госпожи
Рудзинской с дочерью, портрет неизвестной и другие.
Умер Валерий Иванович Якоби в Ницце в 1902 году.
(1867), "Политика после завтрака"
Дворик в Севилье, 1891,
Омский художественный
музей
У входа в мечеть, 1883,
Государственный Русский музей