Курс лекций. История картин. Пролеткульт. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Объединение пролетарских культурно-просветительских организаций. Возникло после Февральской революции 1917 года; 10–19 октября того же года по инициативе А. В. Луначарского проведена первая конференция, посвященная вопросам пролетарской культуры. На ней выбраны рабочие органы ЦК и намечены основные направления работы. Созданы отделы: театральный, литературный, клубный, лекторский, изобразительных искусств, музыкальный, школьный и внешкольного образования. Своей задачей Пролеткульт ставил «выработку самостоятельной духовной культуры», стремился «дать рабочему целостное воспитание, непреложно направляющее коллективную волю и мышление». В 1919 организация имела около 100 отделений в городах России, в октябре 1920 насчитывала в отделениях, секциях, студиях около 400 тысяч рабочих.Несмотря на массовость и то, что пролеткультовское движение проявилось во всех видах искусства, создать единый фронт революционного искусства не удалось (лишь члены ЛЕФ принимал активное участие в деятельности московской организации). В 1922 с резкой критикой Пролеткульта выступил В. И. Ленин, после чего деятельность объединения стала замирать, уступив место самостоятельным организациям пролетарских писателей, музыкантов, художников, театроведов. Под влиянием Инхука и ЛЕФа в художественных студиях наметился поворот к производственному искусству, следствием чего стало закрытие мастерских станковой живописи. В 1932 объединение окончательно прекратило существование.
Иконка файла материала Пролеткульт..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин.  Пролеткульт. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2017Пролеткульт 1917–1932, Петроград — Ленинград Участники­художники (преподаватели): Л.      Ф.      Жегин, С.      Т.      Конёнков, П.      В.      Кузнецо в, К.      С.      Малевич, В.      Е.      Пестель, Б.      Ф.      Рыбченков, Н.      В.      Синезубов, М.     К.      Соколов, П.      С.     Уткин, В.      Д.      Фалилеев, А.      В.      Фонвизин, М. Участники­художники (ученики художественных      М. студий): М.     В.           Аксельрод, Т.      Б.      Александрова, П.      М.     И.      Недбайло, Г.      Г.      Ряжский, И.      А.      Соколов, Н.      А.      Соколов, Ч.      К.      Стефанс Маторин, М.   кий, В.      А.      Тамби и другие. Выставки: 1918 (Петроград), 1921 (Петроград).     Кондратьев, П.      Н.      Крылов, М.     М.             Щеглов, В.      М.     Юстицкий и другие.       Объединение пролетарских культурно­просветительских организаций. Возникло  после Февральской революции 1917 года; 10–19 октября того же года по инициативе  А. В. Луначарского проведена первая конференция, посвященная вопросам  пролетарской культуры. На ней выбраны рабочие органы ЦК и намечены основные  направления работы. Созданы отделы: театральный, литературный, клубный,  лекторский, изобразительных искусств, музыкальный, школьный и внешкольного  образования. Своей задачей Пролеткульт ставил «выработку самостоятельной духовной  культуры», стремился «дать рабочему целостное воспитание, непреложно  направляющее коллективную волю и мышление». В 1919 организация имела около  100 отделений в городах России, в октябре 1920 насчитывала в отделениях, секциях,  студиях около 400 тысяч рабочих. В разные годы Пролеткульт издавал свыше 20 журналов («Грядущее», «Горн»,  «Пролетарская культура», «Гудки», «Зарево заводов»). Издавались программные  художественные декларации и манифесты, политические и теоретические статьи,  сборники пролетарской поэзии прозы, проводились выставки рабочих­художников. Первая из таких выставок была открыта 25 августа 1918 во Дворце Пролетарской  культуры в Петрограде; на ней экспонировалось более 400 произведений. Об одной из  последующих выставок 1921 года (не упомянута в справочнике «Выставки советского  изобразительного искусства». М., 1965, т. 1) критик Э. Ф. Голлербах писал: «Силуэты  фабричных зданий, стук машин, черноземные поля, бороздимые упорным плугом, сотни рабочих лиц, мускулистые, цепкие руки, не знающие устали, — и надо всем этим  колыхание знамен, буйный разбег вешнего ветра, грозные и ликующие песни свободы. В этом мире зародилось “пролетарское искусство”. В этом мире оно живет и развивается. Еще нетверды его шаги. Устремления ясны, но не ясны еще приемы, не установились  еще художественные формы…. Многое еще в работах молодых пролетарских  художников детски­беспомощно и детски­несовершенно, но не будем забывать, что у  них впереди — широкое, просторное будущее. Художники, участвующие в выставке  Пролеткульта, скромно наименовали себя безликими номерами… Отдельная комната  уделена портретным этюдам: тут бросается в глаза плакатный характер работ, иногда  тяготение к фреске, стремление разложить лицо на плоскости, влияниекубизма, Натана Альтмана… Петрова­Водкина… Самое ценное во всех, порою столь  наивных и неумелых работах пролеткультовцев, это воплощенный протест против  застоя и рутины…»  В художественных студиях, созданных в различных городах России (Петроград,  Москва, Самара, Саратов, Тамбов, Рыбинск, Смоленск)  преподавали Л.      Ф.      Жегин, С.      Т.      Конёнков, П.      В.      Кузнецов, М. ев, Н.      В.      Синезубов. Помимо профессиональной подготовки учащихся в различных  сферах изобразительного искусства, студии занимались поиском новых форм  активного массового искусства: участвовали в праздничном оформлении городов,  агитпоездов, клубов, самодеятельных спектаклей. В Петрограде действовала плакатная мастерская.     К.      Соколов, В.      Д.      Фалиле   В октябре 1920 проведен «Первый всероссийский съезд Пролеткульта»;  А. В. Луначарский поддержал особое положение объединения, его автономию в  выработке новых форм пролетарской культуры и выявлении творческих талантов из  недр пролетариата. Несмотря на массовость и то, что пролеткультовское движение проявилось во всех  видах искусства, создать единый фронт революционного искусства не удалось (лишь  члены ЛЕФ принимал активное участие в деятельности московской организации). В  1922 с резкой критикой Пролеткульта выступил В. И. Ленин, после чего деятельность  объединения стала замирать, уступив место самостоятельным организациям  пролетарских писателей, музыкантов, художников, театроведов. Под влиянием Инхука  и ЛЕФа в художественных студиях наметился поворот к производственному искусству, следствием чего стало закрытие мастерских станковой живописи. В 1932 объединение  окончательно прекратило существование.

Посмотрите также