Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники... Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
РЕРИХ Николай Константинович.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна ВикторовнаРЕРИХ Николай Константинович.
2017
Портрет Николая Рериха.
Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) Николай Константинович Рерих
относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник,
ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его
многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи
Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин,
рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки,
статьи, дневники...Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье
известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С детских лет его влекли
живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие
Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало
творчество Николая Константиновича уникальным и ярким. По окончании гимназии
Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический
факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую
Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича
Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того
времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. РимскимКорсаковым, Д.В.
Григоровичем, С.П. Дягилевым. В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую
Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным
собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.
Рерих Н.К. Гонец. Восстал род на род. 1897.
Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея
Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником
редактора художественного журнала «Мир искусства». В 1899 году он знакомится сЕленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной
соратницей на всю последующую жизнь.
Елена Рерих Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли
в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю
свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена
Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у
них родится сын Юрий, будущий ученыйвостоковед, а в 1904 г. – Святослав, который
изберет ту же стезю, что и отец.
Н.К.Рерих с сыновьями.
1914 – 1915 В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей»
и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее
художественную интуицию и тонкий вкус.Рерих Н.К. Ведущая.
Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих
озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно
назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За
каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками,
за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству
С.Н. Рериха: «Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны было
редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга,
они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного
выражения». В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по
древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных
своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение
корней русской культуры.Рерих Н.К. Старый Псков.
Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и
первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной
художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Рерих Н.К. Сергиева Пустынь.
Рерих Н.К. Святые Борис и Глеб.
К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы,
исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.Н. К. Рерих. Спас Нерукотворный. Фрагмент мозаики церкви Св. Духа в Талашкине.
1914 (Современная фотография)
Рерих Н.К. Сокровище Ангелов.
Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах
для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в
оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря»
Бородина, «Псковитянка» РимскогоКорсакова, балет «Весна священная» на музыку
Стравинского.Рерих Н.К. Весна священная.
Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами
выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным
творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады. Знакомство с философской
мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних
картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь,
красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной
стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900х
годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных
произведениях. В 1916 году изза тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию
врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье
Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в
город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако
после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К.
Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.
Рерих Н.К. Пунка Харью. Финляндия.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с
выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение
С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П.
Бородина и выезжает с семьей в Англию. В 1920 году Н.К. Рериху приходит
предложение от директора Чикагского института искусств организовать большоевыставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это
приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.
Рерих Н.К. Матерь Мира.
Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко
понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии
человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял
известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет
мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции,
которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте.
Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой
является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное
участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай
Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных
художественных образах.
Музей Николая Рериха в НьюЙорке. 1929 – 1938
Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно
просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в НьюЙорке открылся Мастер
Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов
через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено
объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возникМеждународный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923
года распахнул свои двери ньюйоркский Музей Николая Рериха, содержащий
богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем
Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг
себя многих видных деятелей искусства. Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная
мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь
начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника –
экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.
Рерих Н.К. Канченджанга.
Рерих Н.К. Гималаи.
Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как
ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями
древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур.
Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу.
Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай(Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по
неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной
экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической
наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция
Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований
Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву
может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века.
Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года.
Рерих Н.К. Указ Учителя.
Рерих Н.К. Книга Жизни.
Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты
археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный
научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано
около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и
удивительный, мир высокой красоты.Рерих Н.К. Мысль.
По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт
Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет
Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай
Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний
период жизни художника.
Н.К. Рерих в Кулу. 1930е.
В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы
Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством
земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он
находился в экспедиции, президент ньюйоркского Музея Николая Рериха и
доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав
документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций,
принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины,
часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и досих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое
время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и
выкупили значительную часть картин.
Рерих Н.К. Сожжение тьмы.
Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих
философскохудожественных очерках он создает совершенно новую концепцию
Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха,
тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является
«величайшим устоем» этого процесса.Рерих Н.К. Жемчуг исканий.
В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений
человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования.
Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное
отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру
человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее
обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах.
Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович,
приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии
человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и
утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа,
которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее
своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру,
но и обязано ее защищать.
В 1930е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает
проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и
гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное
значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный
орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет
воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных
ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых
широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан,
Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн.Рерих Н.К. Знамя Мира.
Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне.
Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента.
Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной
конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а
предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом
неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается
над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.
Н.К. Рерих. О Великой отечественной войне. Издание МЦР, 1994
С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих
использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе
с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все
вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленныестатьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет
ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только
уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами,
сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы:
«Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На
диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай
Константинович в статье «Слава» в 1943 году.
Н.К. Рерих. Кулу. 1940е
В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме
родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь»,
«Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской
истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.Рерих Н.К. Александр Невский.
Рерих Н.К. Поход Игоря.
Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к
человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих,
заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой
которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.Рерих Н.К. Путь.
Рерих Н.К. Сострадание.Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только
искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства
современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают
нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной
силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других
людей. О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более
ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире
избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением
относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично
знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели.
Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца. Признание заслуг в
общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени
не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским
гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на
Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник
запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было
осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из
жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали… На месте погребального костра, перед
ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный
камень, на котором была высечена надпись: «13 декабря 1947 года здесь было предано
огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет
мир».
Рерих Н.К. Бэдапроповедник.Рерих Н.К. Книга Мудрости.
Рерих Н.К. Весть Шамбалы.
Рерих Н.К. Песнь о Шамбале.Рерих Н.К. Чинтамани. Сокровище Мира.
Рерих Н.К. Чаша Христа.
Рерих Н.К. Конфуций справедливый.Рерих Н.К. Буддапобедитель.
Рерих Н.К. Перекрёсток Путей Будды и Христа.Рерих Н.К. Святой Сергий Радонежский.
Рерих Н.К. Кришна. Весна в Кулу.
Рерих Н.К. Магомет на горе Хира.Рерих Н.К. Бхагаван.