Курс лекций. История картин. РЕРИХ Николай Константинович. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники... Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.
Иконка файла материала Рерих Николай Константинович..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин. РЕРИХ Николай Константинович.  История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна ВикторовнаРЕРИХ Николай Константинович.    2017 Портрет Николая Рериха.  Рерих   Николай   Константинович   (1874   –   1947)   Николай   Константинович   Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый,   путешественник,   общественный   деятель,   писатель,   мыслитель   –   его многогранное   дарование   сравнимо   по   своей   величине   разве   что   с   титанами   эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного   нотариуса   Константина   Федоровича   Рериха.   С   детских   лет   его   влекли живопись,   археология,   история   и,   прежде   всего,   богатейшее   культурное   наследие Востока.   Все   это,   слитое   воедино,   позже   дало   удивительный   результат   и   сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким. По окончании гимназии Карла   Мая   в   1893   г.   Николай   Рерих   одновременно   поступает   на   юридический факультет   Петербургского   университета   (закончил   в   1898   г.)   и   в   Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи.   В   это   время   он   тесно   общается   с   известными   деятелями   культуры   того времени   –   В.В.   Стасовым,   И.Е.   Репиным,   Н.А.   Римским­Корсаковым,   Д.В. Григоровичем,   С.П.   Дягилевым.   В   1897   году   Н.К.   Рерих   окончил   Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.  Рерих Н.К. Гонец. Восстал род на род. 1897.  Уже в 24 года Николай Константинович  становится помощником директора  Музея Императорского   Общества   Поощрения   Художеств   и   одновременно   помощником редактора художественного журнала «Мир искусства». В 1899 году он знакомится сЕленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь.  Елена Рерих Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый­востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.  Н.К.Рерих с сыновьями.  1914 – 1915 В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и   «другиней».   Ей   первой   он   показывал   каждую   новую   картину   и   высоко   ценил   ее художественную интуицию и тонкий вкус.Рерих Н.К. Ведущая.  Многие полотна  художника были созданы на основе образов, мыслей  и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать   хотя   бы   одну   область   в  деятельности   Н.К.  Рериха,  где   бы   их   не   было.  За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н.   Рериха:   «Сотрудничество   Николая   Константиновича   и   Елены   Ивановны   было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они   как   бы   сливались   в   богатейшей   гармонии   интеллектуального   и   духовного выражения». В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским   городам   России.   Они   побывали   более   чем   в   40   городах,   известных своими   древними   памятниками.   Целью   этой   «поездки   по   старине»   было   изучение корней русской культуры.Рерих Н.К. Старый Псков. Результатом   путешествия   стала   не   только   большая   серия   картин   художника,   но   и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.  Рерих Н.К. Сергиева Пустынь.  Рерих Н.К. Святые Борис и Глеб.   К   этому   же   периоду   относятся   и   работы   художника   на   религиозные   темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.Н. К. Рерих. Спас Нерукотворный. Фрагмент мозаики церкви Св. Духа в Талашкине. 1914 (Современная фотография)  Рерих Н.К. Сокровище Ангелов.  Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении   Н.К.   Рериха   проходили   «Половецкие   пляски»   из   «Князя   Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского­Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.Рерих Н.К. Весна священная.   Благодаря   Елене   Ивановне   Николай   Константинович   познакомился   с   трудами выдающихся   мыслителей   Индии   –   Рамакришны   и   Вивекананды,   с   литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады. Знакомство с философской мыслью   Востока   нашло   свое   отражение   в   творчестве   Н.К.   Рериха.   Если   в   ранних картинах   художника   определяющими   сюжетами   являлась   древняя   языческая   Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900­х годов   тема   Индии   и   Востока   все   чаще   звучит   на   его   полотнах   и   в   литературных произведениях. В 1916 году из­за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей   вместе   с   семьей   переезжает   в   Финляндию   (Сердоболь),   на   побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.  Рерих Н.К. Пунка Харью. Финляндия.  В   1919   году,   получив   приглашение   из   Швеции,   Николай   Константинович   едет   с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина   и   выезжает   с   семьей   в   Англию.   В   1920   году   Н.К.   Рериху   приходит предложение   от   директора   Чикагского   института   искусств   организовать   большоевыставочное   турне   по   30   городам   США.   Николай   Константинович   принимает   это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.  Рерих Н.К. Матерь Мира.  Н.К.   Рерих   входил   в   плеяду   тех   немногих   мыслителей   XX   века,   которые   глубоко понимали   истинное   значение   Культуры,   ее   определяющую   роль   в   развитии человечества.   «Культура   покоится   на   Красоте   и   Знании»,   –   писал   он.   И   повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота   познается   человеком   лишь   через   Культуру,   неотъемлемой   частью   которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович   увековечивал   космические   идеи   Живой   Этики   в   прекрасных художественных образах.      Музей Николая Рериха в Нью­Йорке. 1929 – 1938   Воплощая   эти   идеи,   Н.К.   Рерих   развернул   в   Америке   широкую   культурно­ просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью­Йорке открылся Мастер­ Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через  культуру  и  искусство.  Почти  одновременно с  ним в Чикаго  было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возникМеждународный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года   распахнул   свои   двери   нью­йоркский   Музей   Николая   Рериха,   содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства. Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта   мастера   –   2   декабря   Н.К.   Рерих   и   его   семья   прибывают   в   Индию.   Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.  Рерих Н.К. Канченджанга.  Рерих Н.К. Гималаи.  Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого,   которого   интересовал   ряд   проблем,   связанных   с   мировыми   миграциями древних   народов   и   поиском   общего   источника   славянской   и   индийской   культур. Помимо   чисто   научных   целей,   экспедиция   несла   важную   эволюционную   задачу. Сложнейший   маршрут   экспедиции   проходил   через   Сикким,   Кашмир,   Ладак,   Китай(Синцзян),   Россию   (с   заездом   в   Москву),   Сибирь,   Алтай,   Монголию,   Тибет,   по неизученным   областям   Трансгималаев.   Значение   и   результаты   этой   уникальной экспедиции   до   сих   пор   по   достоинству   не   оценены   современной   географической наукой.   А   между   тем,   осуществив   мечту   Пржевальского   и   Козлова,   экспедиция Николая   Константиновича   Рериха   явилась   триумфом   русских   исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может   претендовать   на   особое   место   среди   крупнейших   экспедиций   ХХ   века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года.  Рерих Н.К. Указ Учителя.  Рерих Н.К. Книга Жизни.  Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный   материал,   написаны   книги   («Сердце   Азии»,   «Алтай   –   Гималаи»),   создано около   пятисот   картин,   на   которых   художник   увековечил   мир   особенный   и удивительный, мир высокой красоты.Рерих Н.К. Мысль.   По   окончании   экспедиции   в   июле   1928   г.   Н.К.   Рерих   основывает   Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней   звезды».   Там   же,   в   долине   Кулу,   в   Западных   Гималаях,   Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.  Н.К. Рерих в Кулу. 1930­е.  В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней   Монголии,   Маньчжурии   и   Китая,   организованную   Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился   в   экспедиции,   президент   нью­йоркского   Музея   Николая   Рериха   и доверенное   лицо   Н.К.   Рериха,   американский   бизнесмен   Луис   Хорш,   подделав документы   и   оклеветав   своего   Учителя,   незаконно   овладевает   пакетом   акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и досих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время   преданные   Рерихам   сотрудники   приобрели   новое   помещение   для   Музея   и выкупили значительную часть картин.  Рерих Н.К. Сожжение тьмы.  Н.К.   Рерих   продолжает   свою   международную   культурную   деятельность.   В   своих философско­художественных   очерках   он   создает   совершенно   новую   концепцию Культуры,   основанную   на   идеях   Живой   Этики.   Культура,   по   мнению   Н.К.   Рериха, тесно   связана   с   проблемами   космической   эволюции   человечества   и   является «величайшим устоем» этого процесса.Рерих Н.К. Жемчуг исканий.  В   широкое   понятие   Культуры   Н.К.   Рерих   включал   синтез   лучших   достижений человеческого   духа   в   области   религиозного   опыта,   науки,   искусства,   образования. Именно   Николай   Константинович   Рерих   впервые   сформулировал   принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека   в   его   творческом   самовыражении,   то   цивилизация   есть   лишь   внешнее обустройство   человеческой   жизни   во   всех   ее  материальных,  гражданских   аспектах. Отождествление   цивилизации   и   Культуры,   утверждал   Николай   Константинович, приводит   к   путанице   этих   понятий,   к   недооценке   духовного   фактора   в   развитии человечества.   «Богатство   само   по   себе   еще   не   дает   Культуры.   Но   расширение   и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.  В 1930­е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект   специального   Пакта   по   охране   культурных   ценностей   во   время   войн   и гражданских   междоусобиц.   Пакт   Рериха   заключал   в   себе   большое   воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган,   но   как   образовательный   закон,   который   с   первых   школьных   дней   будет воспитывать   молодое   поколение   с   благородными   идеями   о   сохранении   истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн.Рерих Н.К. Знамя Мира.   Подписание   Пакта   состоялось   15   апреля   1935   года   в   Белом   Доме   в   Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии,   в   1954   году,   Пакт   Рериха   лег   в   основу   Гаагской   «Международной конвенции   о   защите   культурных   ценностей   в   случае   вооруженного   конфликта»,   а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.  Н.К. Рерих. О Великой отечественной войне. Издание МЦР, 1994   С   самых   первых   дней   Второй   мировой   войны   Николай   Константинович   Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с   младшим   сыном   С.Н.   Рерихом   он   устраивает   выставки   и   продажу   картин,   а   все вырученные   деньги   перечисляет   в   фонд   Красной   Армии.   Пишутся   многочисленныестатьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность   в   победе   русского   народа:   «Спорили   мы   со   многими   шатунами, сомневающимися.   Лжепророки   предрекали   всякие   беды,   но   всегда   говорили   мы: «Москва  устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград   устоит!».  Вот и устояли! На диво   всему   миру   выросло   непобедимое   русское   воинство!»,   –   писал   Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.  Н.К. Рерих. Кулу. 1940­е  В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной   земли.   В   этот   период   он   создает   целый   ряд   картин   –   «Князь   Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.Рерих Н.К. Александр Невский.  Рерих Н.К. Поход Игоря.   Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому   единению   и   содружеству.   Самое   главное,   утверждает   Н.К.   Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.Рерих Н.К. Путь.  Рерих Н.К. Сострадание.Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников,   помимо   восхищения   многогранностью   творческого   гения,   передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей. О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали   его   своим   почетным   и   действительным   членом.   С   огромным   уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы   известные   индийские   философы,  ученые,  писатели,  общественные  деятели. Многие   простые   индийцы   почитали   его   как   великого   мудреца.   Признание   заслуг   в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил   визу   на   въезд   в   Советский   Союз.   Но   его   намерениям   не   суждено   было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали… На месте погребального костра, перед ликом   величественных   снежных   вершин   был   установлен   большой   прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая  Рериха – великого  русского друга  Индии. Да будет мир».  Рерих Н.К. Бэда­проповедник.Рерих Н.К. Книга Мудрости.  Рерих Н.К. Весть Шамбалы.   Рерих Н.К. Песнь о Шамбале.Рерих Н.К. Чинтамани. Сокровище Мира.  Рерих Н.К. Чаша Христа.  Рерих Н.К. Конфуций справедливый.Рерих Н.К. Будда­победитель.  Рерих Н.К. Перекрёсток Путей Будды и Христа.Рерих Н.К. Святой Сергий Радонежский.  Рерих Н.К. Кришна. Весна в Кулу.  Рерих Н.К. Магомет на горе Хира.Рерих Н.К. Бхагаван.

Посмотрите также