Курс лекций. История картин. Знаменитые художники-передвижники. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 16.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.
Иконка файла материала Знаменитые художники - передвижники.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История картин. Знаменитые художники­передвижники.  История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна2017 Знаменитые художники­передвижники   Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой  вехой в развитии русского искусства. Художники­передвижники стали, своего  рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое  безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников  стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории  России. Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не  было так близко и понятно народным массам. Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда  это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так  и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60­х годов передовые художники  Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной  деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло  время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную  независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством  учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со  зрителем, с народом. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала  многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась  реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Нони для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно  привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим  подъемом конца 50­х — начала 60­х годов. Творчество передвижников Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную  сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем,  эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного  искусства, целью которой было общественно­эстетическое просвещение народных  масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах  истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и  богачей — это было основной задачей. Многие произведения художников  передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной  убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на  первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60­х годов. На этой  выставке было продемонстрирована живопись передвижников — картины многих  известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический  жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические  представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников,  показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли  некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Знаменитые художники­передвижники Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887) Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей  антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития  молодых художников. Крамской ­главный учредитель и основатель ТПХВ. Без  Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее  новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в  искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра. Его знаменитая  картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В  этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного  выбора, в котором нет отступления от выбранного пути. Василий Григорьевич Перов (1834—1882) Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: «Старики­родители на  могиле сына», «Тройка». Его знаменитые картины «Чаепитие в Мытищах», «Приезд  станового на следствие», «Последний кабак у заставы». Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собойживописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Перов, как никто  другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) Мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели», в  которой он сумел раскрыть всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного  необычайным лиризмом. Это перевернуло всякие представления современников о  родной русской природе. Его другие картины не менее популярны – «Лесная дорога»,  «У ворот монастыря», «Весенний день». Ге Николай Николаевич (1831­1894) Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавший свое творчество с монополией академизма. Ге — приверженец отечественной истории, его  картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему ощутимый  успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными:  «Екатерина II у гроба Елизаветы», «А.Пушкин в селе Михайловском». Многими  работами Ге был часто недоволен, не все из них он завершал до конца. Картину  «Милосердие» он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему  принесла картина «Выход с тайной вечери», которая стала одной из лучших  произведений, взволновавшая своей выразительностью. Такие картины, как «Что есть  истина?», «Христос и Пилат» — подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки. Васнецов Виктор Михайлович (1848­1926) Мастер — живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе  передвижников с 1878 года. Творчество художника было обращено к русскому  фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и  былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра, создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие  театрально­декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях, он  стремился передать эпический характер руси, навеянные искренней поэтичностью. Его  известные работы в этом жанре: «После побоища Игоря Святославича с половцами»,  «Аленушка и Иван­царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич  Грозный» и многие другие. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам. Его картины известны  очень широкой публике. Шишкин, как никто другой любил природу леса с его  колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами, освещенные солнцем и  воздушностью. Знаменитые картины Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Рожь»,  «Ручей в лесу». Многие его картины снискали огромную популярность, эти картиныизвестны и сегодня. До Шишкина никто с такой ошеломляющей откровенностью не  поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе. Архип Иванович Куинджи (1841—1910) Это полотна с живописным колоритом цветов и света. Лучи света, пробивающиеся  сквозь туман, играющие в лужицах на раскисших дорогах – они заметно подчеркивают  мастерство художника. Знаменитая картина «Ночь» привлекает спокойным величием  природы. В картине «Днепр утром» описан сюжет раннего степного утра. «Березовая  роща» — в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном  приеме написания. Он раскрывает возвышенный образ пейзажа, сверкающим  необычным колоритом и контрастом чистых красок. Куинджи нашел свой  неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа. Исаак Ильич Левитан (1860—1900) Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную  природу, часто он уединялся с ней, находя понимание ее красоты, которые отразились  в его пейзажах. Воспевая природу Верхней волги, он показал миру прекрасные  шедевры: «Хмурый день», «После дождя», «Над вечным покоем», мастерски  написанные вечерние пейзажи: «Золотая осень», «Вечер на Волге», «Золотой плес»,  «Вечер», «Тихая обитель», «Вечерний звон». Картины Левитана требуют  внимательности и вдумчивости, их нельзя быстро рассмотреть. Илья Ефимович Репин (1844—1930) Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей  разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен,  получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное  впечатление на общественность. Путешествуя по Волге, он написал много этюдов,  которые впоследствии использовал для написания своей известной картины “Бурлаки  на Волге». После этой работы к Репину пришла ошеломляющая известность. Также не  малое впечатление произвела картина «Крестный ход в Курской губернии», в основе  которой простой народ, церковные священники, полиция. Репин также написал ряд  работ на историческую тему: «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали» и другие. Очень плодотворно работал над  портретами. Самые значительные из них — портреты писателей Л. Н. Толстого, А. Ф.  Писемского, Тургенева, Гаршина, ученых Сеченова и Пирогова, военного инженера А.  И. Дельвига, композиторы Мусоргский и Глинка, художники Суриков и Крамской и  другие. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи. Валентин Александрович Серов (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Иногда, работал  как театральный художник. Серов, как ни кто другой знал, что такое портрет и какрисовать портрет. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему много  позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его  портреты: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портрет М. Н.  Акимовой и многие другие. 19 век — это золотой век русского изобразительного искусства, породивший  большое количество известных художников России, которые оставили своим  потомкам богатое наследие. Его ценность просто неизмерима. Благодаря  передвижникам — самым известным художникам того времени, картины русской  живописи помогают всему человечеству осмыслить представления о жизни тех  лет.

Посмотрите также