Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Знаменитые художникипередвижники.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
Знаменитые художникипередвижники
Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой
вехой в развитии русского искусства. Художникипередвижники стали, своего
рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое
безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников
стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории
России. Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не
было так близко и понятно народным массам.
Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда
это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так
и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60х годов передовые художники
Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной
деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло
время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную
независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством
учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со
зрителем, с народом. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала
многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась
реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Нони для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно
привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим
подъемом конца 50х — начала 60х годов.
Творчество передвижников
Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную
сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем,
эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного
искусства, целью которой было общественноэстетическое просвещение народных
масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах
истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и
богачей — это было основной задачей. Многие произведения художников
передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались
под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной
убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на
первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60х годов. На этой
выставке было продемонстрирована живопись передвижников — картины многих
известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический
жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические
представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников,
показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли
некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.
Знаменитые художникипередвижники
Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887)
Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей
антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития
молодых художников. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без
Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее
новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в
искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра. Его знаменитая
картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В
этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного
выбора, в котором нет отступления от выбранного пути.
Василий Григорьевич Перов (1834—1882)
Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: «Старикиродители на
могиле сына», «Тройка». Его знаменитые картины «Чаепитие в Мытищах», «Приезд
станового на следствие», «Последний кабак у заставы». Многие ранние работы мастера
проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собойживописные карикатуры, в котором задействовано и духовенство. Перов, как никто
другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели», в
которой он сумел раскрыть всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного
необычайным лиризмом. Это перевернуло всякие представления современников о
родной русской природе. Его другие картины не менее популярны – «Лесная дорога»,
«У ворот монастыря», «Весенний день».
Ге Николай Николаевич (18311894)
Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавший свое
творчество с монополией академизма. Ге — приверженец отечественной истории, его
картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему ощутимый
успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными:
«Екатерина II у гроба Елизаветы», «А.Пушкин в селе Михайловском». Многими
работами Ге был часто недоволен, не все из них он завершал до конца. Картину
«Милосердие» он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему
принесла картина «Выход с тайной вечери», которая стала одной из лучших
произведений, взволновавшая своей выразительностью. Такие картины, как «Что есть
истина?», «Христос и Пилат» — подверглись критике духовенства, за что были сняты с
выставки.
Васнецов Виктор Михайлович (18481926)
Мастер — живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе
передвижников с 1878 года. Творчество художника было обращено к русскому
фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и
былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра, создавая различные декорации
и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие
театральнодекорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях, он
стремился передать эпический характер руси, навеянные искренней поэтичностью. Его
известные работы в этом жанре: «После побоища Игоря Святославича с половцами»,
«Аленушка и Иванцаревич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич
Грозный» и многие другие.
Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам. Его картины известны
очень широкой публике. Шишкин, как никто другой любил природу леса с его
колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами, освещенные солнцем и
воздушностью. Знаменитые картины Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Рожь»,
«Ручей в лесу». Многие его картины снискали огромную популярность, эти картиныизвестны и сегодня. До Шишкина никто с такой ошеломляющей откровенностью не
поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.
Архип Иванович Куинджи (1841—1910)
Это полотна с живописным колоритом цветов и света. Лучи света, пробивающиеся
сквозь туман, играющие в лужицах на раскисших дорогах – они заметно подчеркивают
мастерство художника. Знаменитая картина «Ночь» привлекает спокойным величием
природы. В картине «Днепр утром» описан сюжет раннего степного утра. «Березовая
роща» — в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном
приеме написания. Он раскрывает возвышенный образ пейзажа, сверкающим
необычным колоритом и контрастом чистых красок. Куинджи нашел свой
неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.
Исаак Ильич Левитан (1860—1900)
Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную
природу, часто он уединялся с ней, находя понимание ее красоты, которые отразились
в его пейзажах. Воспевая природу Верхней волги, он показал миру прекрасные
шедевры: «Хмурый день», «После дождя», «Над вечным покоем», мастерски
написанные вечерние пейзажи: «Золотая осень», «Вечер на Волге», «Золотой плес»,
«Вечер», «Тихая обитель», «Вечерний звон». Картины Левитана требуют
внимательности и вдумчивости, их нельзя быстро рассмотреть.
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей
разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен,
получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное
впечатление на общественность. Путешествуя по Волге, он написал много этюдов,
которые впоследствии использовал для написания своей известной картины “Бурлаки
на Волге». После этой работы к Репину пришла ошеломляющая известность. Также не
малое впечатление произвела картина «Крестный ход в Курской губернии», в основе
которой простой народ, церковные священники, полиция. Репин также написал ряд
работ на историческую тему: «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный
убивает своего сына», «Не ждали» и другие. Очень плодотворно работал над
портретами. Самые значительные из них — портреты писателей Л. Н. Толстого, А. Ф.
Писемского, Тургенева, Гаршина, ученых Сеченова и Пирогова, военного инженера А.
И. Дельвига, композиторы Мусоргский и Глинка, художники Суриков и Крамской и
другие. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи.
Валентин Александрович Серов (1865—1911)
Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты,
хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Иногда, работал
как театральный художник. Серов, как ни кто другой знал, что такое портрет и какрисовать портрет. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему много
позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его
портреты: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портрет М. Н.
Акимовой и многие другие.
19 век — это золотой век русского изобразительного искусства, породивший
большое количество известных художников России, которые оставили своим
потомкам богатое наследие. Его ценность просто неизмерима. Благодаря
передвижникам — самым известным художникам того времени, картины русской
живописи помогают всему человечеству осмыслить представления о жизни тех
лет.