К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса.Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Андреа Верроккьо.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018Андреа дель Верроккьо
Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони), а фамилию Вероккьо он
взял у своего учителя ювелира Вероккьо) (1435, Флоренция 1488, Венеция)
итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей
Леонардо да Винчи.
К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец
Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие
скульпторы первой половины века Донателло и Гиберти, открывшие новые пути
в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре,
как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века.
Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени
достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев
между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху
Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в
нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого
века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо,
Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять
лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища.
Верроккьо наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров
первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один
из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.
Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В
документах XV века он никогда не упоминается в качестве живописца. Картин
его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему
принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской
Академии.
Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку
учился ювелирному ремеслу, он и скульптуройто стал заниматься отчасти изза
падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи
Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие
бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой,
умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков
металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая
возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным
материалом.
В 1465 году Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось
уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По
окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства
Медичи это как купить счастливый лотерейный билет.Могила Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо Церковь Сан
Лоренцо, Флоренция
Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель
Верроккьо. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция
"Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его
бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви
Сан Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа образец изысканного
декоративизма.Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 146972 гг. Андреа дель Верроккьо.
Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция.
В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида изящную бронзовую
статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и
Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.
Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему
голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он
напоминает скорее танцоравиртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха
и героябойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций,
в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.
Юный Давид. 147375 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло,
Флоренция.Юный Давид. Деталь. 147375 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей
Барджелло, Флоренция.
Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного
союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо мол, сам
Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная
полуулыбка, по той же легенде ставшая впоследствии отличительной
особенностью стиля Леонардо да Винчи.
Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы
штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и
скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы
Медичи в Кареджи.
Мальчик с дельфином. около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. ПалаццоВеккьо, Флоренция.