Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания Сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леб-лон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности.Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723 - 1729, ГЭ; вариант - ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.- К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Бартоломео Карло Растрелли.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018БартоломеоКарло Растрелли (1675 1744).
БартоломеоКарло Растрелли. Автопортрет. Деталь. 1732. Государственная
Третьяковская галерея.
БартоломеоКарло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции, в семье
состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные
наклонности сына, отец отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли
прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг
художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного
проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил
искусство театрального живописца. Но применить свои способности на родине он не
смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и
политический кризис.
Не нашлось заказов и при папском дворе в Риме. Растрелли возвращается во
Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там
в 1700 году у них родился сын будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за
изготовление надгробия маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, котороепонравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский
титул.
Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко,
сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур.
Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца "испорченный"
вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится
классицизм, чуждый барочным формам.
Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к французскому вкусу, новых
крупных заказов не поступало.
Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов.
Петр I, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая
создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы
тот не упустил "потребных и добрых" мастеров.
В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том
числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с
сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех
художествах и ремеслах, которые он сам умеет".Б. К. Растрелли. Портрет Петра I. 1723 1729. Государственный Русский музей.
В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов,
исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка
скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а
также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для
театральных представлений. Специальным пунктом договора предусматривалось,
что Растрелли обязуется готовить учеников.
24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из
великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался
здесь навсегда.
Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в
планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил
на конкурс проект здания Сената, делал модели гидравлических машин для
фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы
маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский
архитектор Ж.Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и
соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне
одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры ипрежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в
скульптурных портретах пышную барочную парадность,
так хорошо
соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым
проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее
интересом к деятельной личности.
Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится
передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной
портретной работой является бюст А. Д. Меншикова, выполненный в конце 1716
года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840х годов скульптор
Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).
Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в 1719
году он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно
достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После
смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ)
раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две
последние работы интересны как своего рода "документы".
Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723 1729, ГЭ;
вариант ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень
динамичный по форме. Б. К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в
дереве для военного корабля, другой из позолоченного свинца (Копенгагенский
музей).
Портретные бюсты Растрелли скорее монументальные, а не станковые
произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных
лиц, но содержание и характер целой эпохи.Б. К. Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком. Деталь. 1741. Государственный
Русский музей.
Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по
заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель
появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти
скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.Б. Растрелли, статую отлили в
бронзе. Памятник был установлен Павлом I лишь в 1800 году перед Михайловским
замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду правнук". Это первый
конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого
"Медного всадника".
В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с
арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и
монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников порыв и
горение, то в названном произведении олицетворение одного из самых мрачных
периодов истории России.
Портретные работы не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал
как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в
Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного
искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе
над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание
римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен
был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучейРоссийской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти
Петра I и Северной войны".
Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной
войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не
поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель
статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится
в Эрмитаже.
Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал
выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала
эту работу Андрею Нартову талантливому резчику и токарному мастеру.
Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а
какая Нартовым. Тем не менее, патриотическая идея этого своеобразного памятника
характерна для творчества Растрелли.
Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей
"художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу
скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий. Все же
известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его
помощниками.
Умер Растрелли в 1744 году.