Курс лекций. История скульптуры. Бартоломео Карло Растрелли. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания Сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леб-лон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности.Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723 - 1729, ГЭ; вариант - ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.- К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).
Иконка файла материала Бартоломео карло Растрелли.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История скульптуры. Бартоломео Карло Растрелли. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2018Бартоломео­Карло Растрелли (1675 ­ 1744).  Бартоломео­Карло Растрелли. Автопортрет. Деталь. 1732. Государственная Третьяковская галерея. Бартоломео­Карло   Растрелли   родился   в   1675   году   во   Флоренции,   в   семье состоятельного   дворянина   Франческо   Растрелли.   Заметив   художественные наклонности   сына,   отец   отдал   его   в   скульптурную   мастерскую,   где   Растрелли прошел   отличную   выучку.   Он   хорошо   рисовал,   умел   работать   в   бронзе,   постиг художественное   литье   и   ювелирное   дело,   получил   навыки   архитектурного проектирования,   познакомился   со   строительной   техникой   и   гидравликой,   освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности на родине он не смог:   некогда   процветавшая   Флоренция   переживала   тяжелый   экономический   и политический кризис. Не   нашлось   заказов   и   при   папском   дворе   в   Риме.   Растрелли   возвращается   во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын ­ будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за изготовление   надгробия   маркизу   де   Помпону,  министру   Людовика   XIV,  котороепонравилось   вдове   и   многим   влиятельным   лицам,   Растрелли   получил   графский титул. Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных   и   динамичных   по   композиции,   с   множеством   аллегорических   фигур. Однако   французская  критика  заявила,  что   у  приезжего   итальянца  "испорченный" вкус,   так   как   во   Франции   начала   XVIII   века   господствующим   становится классицизм, чуждый барочным формам. Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало. Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр   I,   заинтересованный   в   привлечении   в   Россию   художников,   и   понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных и добрых" мастеров. В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".Б.­ К. Растрелли. Портрет Петра I. 1723 ­ 1729. Государственный Русский музей. В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение   статуй   из   мрамора,   порфира   и   других   твердых   пород,   отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных   представлений.   Специальным   пунктом   договора   предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на   конкурс   проект   здания   Сената,   делал   модели   гидравлических   машин   для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных  костюмов, а также  занимался   скульптурой.  Но  вскоре  французский архитектор   Ж.­Б.   Леб­лон,   приехавший   почти   одновременно   с   Растрелли   и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры ипрежде  всего   показал   себя  как  изумительный  портретист. Он  сумел соединить   в скульптурных   портретах   пышную   барочную   парадность,   так   хорошо соответствующую   победоносному   духу   петровского   царствования,   с   вдумчивым проникновением   в   человеческую   душу,   что   также   отвечало   задачам   эпохи,   с   ее интересом к деятельной личности. Работая   над   портретами,   Растрелли   внимательно   изучает   натуру,   стремится передать   наиболее   характерные   индивидуальные   черты.   Первой   значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова, выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840­х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ). Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в 1719 году он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) ­ раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы". Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723 ­ 1729, ГЭ; вариант ­ ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.­ К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве ­ для военного корабля, другой ­ из позолоченного свинца (Копенгагенский музей). Портретные   бюсты   Растрелли   ­   скорее   монументальные,   а   не   станковые произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и характер целой эпохи.Б.­ К. Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком. Деталь. 1741. Государственный Русский музей. Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.­Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом I лишь в 1800 году перед Михайловским замком.  Там   он   стоит   и   поныне   с   надписью  "Прадеду  ­   правнук".  Это  ­   первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже  знаменитого "Медного всадника". В   1741   году   скульптор   закончил   работу   над   статуей   "Анна   Иоанновна   с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников  ­ порыв и горение, то в названном произведении ­ олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России. Портретные работы ­ не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как   мастер   декоративной   скульптуры   в   Стрельне,   Летнем   саду   и   особенно   в Петергофе. Творчество  Растрелли  заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучейРоссийской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Грандиозную   колонну,   опоясанную   барельефами   на   темы   событий   Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже. Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту   работу   Андрею   Нартову   ­   талантливому   резчику   и   токарному   мастеру. Исследователям   трудно   определить,   какая   часть   работы   выполнена   Растрелли,   а какая Нартовым. Тем не менее, патриотическая идея этого своеобразного памятника характерна для творчества Растрелли. Согласно   договору,   Растрелли   должен   был   обучать   одаренных   людей "художествам   и   ремеслам".   Он   пытался   организовать   профессиональную   школу скульпторов,   но   не   оказалось   условий   для   систематических   занятий.   Все   же известно,  что   у   скульптора   было   много   учеников   и   некоторые   из   них   стали   его помощниками. Умер Растрелли в 1744 году.

Посмотрите также