Русский классицизм наиболее полно и глубоко воплотился в творчестве Феодосия Федоровича Щедрина (1751-1825). Феодосий Щедрин в 1764 году одновременно с Козловским и Мартосом был принят в Академию художеств. С ними же после окончания обучения в 1773 году он был отправлен за границу. В 1776 году в Париже Щедрин вылепил небольшую статуэтку «Марсий», в 1779 году — композицию «Спящий Эндимион». И по содержанию, и по манере исполнения это совершенно различные работы. Фигура Марсия исполнена с большим драматизмом. Напротив, фигура Эндимиона дышит идиллическим спокойствием и безмятежностью. Столь широко понимал классицизм молодой русский скульптор. Классицизм как полнокровное искусство, искусство сильных чувств и пламенных порывов, искусство гармонических пропорций и высокого полета мысли, нашел в творчестве Феодосия Щедрина свое блестящее выражение.С именем Щедрина связаны выдающиеся архитектурно-художественные ансамбли Ленинграда — Адмиралтейство и Петергофский большой каскад фонтанов. Совместно с Гордеевым, Мартосом, Прокофьевым и живописцами Боровиковским, Егоровым и Шебуевым Щедрин работал над декорированием Казанского собора (1804-1811).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Ф.Ф. Щедрин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018Феодосия Федоровича Щедрина
Русский классицизм наиболее полно и глубоко воплотился в творчестве Феодосия
Федоровича Щедрина (17511825). Феодосий Щедрин в 1764 году одновременно с
Козловским и Мартосом был принят в Академию художеств. С ними же после
окончания обучения в 1773 году он был отправлен за границу. В 1776 году в Париже
Щедрин вылепил небольшую статуэтку «Марсий», в 1779 году — композицию
«Спящий Эндимион». И по содержанию, и по манере исполнения это совершенно
различные работы. Фигура Марсия исполнена с большим драматизмом. Напротив,
фигура Эндимиона дышит идиллическим спокойствием и безмятежностью. Столь
широко понимал классицизм молодой русский скульптор. Классицизм как
полнокровное искусство, искусство сильных чувств и пламенных порывов, искусство
гармонических пропорций и высокого полета мысли, нашел в творчестве Феодосия
Щедрина свое блестящее выражение.Марсий
С именем Щедрина связаны выдающиеся архитектурнохудожественные ансамбли
Ленинграда — Адмиралтейство и Петергофский большой каскад фонтанов.
Совместно с Гордеевым, Мартосом, Прокофьевым и живописцами Боровиковским,
Егоровым и Шебуевым Щедрин работал над декорированием Казанского собора
(18041811).
Феодосий Федорович Щедрин прожил долгую жизнь, всегда оставаясь подлинным
художником, чутко воспринимающим эстетические запросы времени. В более
поздних своих произведениях он подошел вплотную к творческим решениям,
характеризующим уже новый этап в развитии русского классицизма, этап, в
архитектуре связанный с деятельностью Воронихина и Захарова.
Примыкая к ряду других скульпторов русского классицизма, Щедрин сыграл
большую роль в деле практического решения проблем синтеза архитектуры и
скульптуры. Яркий тому пример его «Кариатиды» — две обрамляющие главные
ворота Адмиралтейства группы. Замечателен монументализм этих композиций, в
которые неотъемлемыми частями входят в сами группы и суровые в своих
очертаниях, до последней степени лаконичные по формам постаменты.
Феодосий Федорович Щедрин родился в 1751 году в бедной семье солдата лейб
гвардии Преображенского полка. О детских годах, о жизни Щедрина в родительском
доме сведений не сохранилось. Известно, что в 1764 году семилетний мальчик был
отдан учиться на «казенный кошт» в воспитательное училище при «академии трех
знатнейших художеств». Там учился и старший брат Феодосия, Семен, который
впоследствии стал известным пейзажистом и ректором Академии художеств.
По уставу академии 1764 года ученики делились на пять возрастов. В каждом
«возрасте» полагалось пробыть три года. Но, видимо, Щедрин имел достаточную
домашнюю подготовку, потому что осенью того же года был зачислен учеником
«третьего возраста».
Феодосий Щедрин был от природы одаренным и, обладая настойчивостью и
трудолюбием, быстро выдвинулся в число наиболее успевающих учеников. В 1769
году он получил вторую серебряную, а через год — первую серебряную медаль.
От учащихся требовали любви к искусству, свободного владения изобразительными
средствами и умения убедительно выразить свой замысел. Главное внимание
уделялось изучению натуры, старого наследия, раскрытию «секретов» мастерства. И
это принесло ожидаемые плоды: русская пластика уверенно шла к классицизму. Но в
русском классицизме рациональное всегда было неразрывно связано с
эмоциональным, и это отличало его от европейского.
В 1770 году Щедрину за композицию из русской истории «Покушение Рогнеды»
присуждается вторая золотая медаль. Подходит к концу ученье. Щедрин готовится к
защите дипломной работы. За лучшие работы академия присуждала большую
золотую медаль.В 1772 году Щедрин выполнил дипломную работу — барельеф, изображающий
«великого князя Изяслава Мстиславовича, уязвленного, когда воины его незнанием
убить стремились». Щедрину удалось воспроизвести исторический сюжет как
реальное драматическое событие. И вот высшая оценка академии — первая золотая
медаль, и перед Щедриным открыт путь самостоятельного творчества. Золотая
медаль дала возможность поездки за границу как пенсионера академии.
Феодосий отправляется во Флоренцию, но там он испытал глубокое разочарование.
От былого величия флорентийского искусства не осталось и следа. Щедрин пишет в
Петербургскую академию: «…что в сем городе художников и академий нет. А хотя
и нашел Академию, то рисуют там четыре человека с натуры, но сия Академия
недостойна, чтоб о ней говорить…» Далее он обращается с просьбой о переезде в
Париж или Рим. 3 марта 1774 года Академия разрешает переезд в Париж. Правда,
одержимый горячим желанием работать на благо России Щедрин, не дождавшись
ответа Академии, уже следовал в Рим.
Здесь он стремится наверстать упущенное во Флоренции время. Делает множество
записей, зарисовок. А в октябре 1774 года Щедрин приступил к работе над
композицией «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». В это же время он
отправляет в Академию депешу с просьбой разрешить ему жить и работать в Риме.
Но совет Академии требует, чтобы Феодосий Щедрин «неотменно ехал в Париж».
Не помогли даже ссылки на начатую работу.
В Париже Щедрин трудится под руководством скульптора Габриэля Аллегреня. Он
посещает Французскую академию, много работает. Русский скульптор получает
известность среди своих коллег, а в конце 1775 года Французская академия
официально признает успехи Щедрина и присуждает ему вторую золотую медаль за
скульптуру. Эта награда стала не только личной заслугой Щедрина, она стала
признанием зрелости русского искусства и его художественной школы. За десять лет
работы в Париже Французская академия трижды награждала Щедрина золотыми
медалями — в 1779, 1780 и 1783 годах.Венера
И вот возвращение на Родину. Первой крупной работой скульптора становится
статуя Венеры. «Венера» Щедрина — это олицетворение прекрасного. Он первым из
русских пластиков начал лепить обнаженное женское тело. Появление Венеры имело
большой успех, о чем говорит факт: Академией художеств она была установлена в
Царскосельском парке.
Честный и трудолюбивый Феодосий Федорович успешно продвигался и по
служебной лестнице, постоянно получая награды и повышения. В сентябре 1794 года
ему было присвоено звание академика, в 1795 году он был введен в состав совета
Академии художеств, в 1803 году назначен адъюнктпрофессором.
В 1798 году Щедрин закончил мраморную статую Дианы. Композиция этой
скульптуры очень удачна: Диана сидит на пне у воды, но ей показалось, что на нее
устремлен чейто нескромный взор. От испуга она отшатнулась влево, покрывало
соскользнуло с левой ноги. Она готова вскочить при первом шорохе. Эти движения
так естественны и вместе с тем полны грации и женственности, что нельзя не
восторгаться этим талантливым сочетанием классического с реальным.Диана
В XVIII веке в России высокого расцвета достигло строительство парковых
ансамблей. Одним из интереснейших по богатству и разнообразию насаждений, по
планировке парка, обилию скульптурных шедевров стал Петродворец (Петергоф). В
конце XVIII века было решено восстановить и обновить многие пришедшие в
ветхость фонтаны. Академия приняла самое деятельное участие в этих работах.
Одним из основных участников работ стал профессор академии Ф. Ф. Щедрин,
создавший для Большого каскада аллегорическую фигуру Невы (1804), статую
«Персей» (1800) и две группы «Сирены» (1805). После установки новых скульптур,
созданных лучшими мастерами того времени, Петергофский каскад существенно
изменил свои облик, и Петергоф по праву стали считать одним из лучших мировых
парковых ансамблей.Сирены
Авторитет Феодосия Федоровича как зрелого художника и опытного мастера с
каждым годом укреплялся. Его глубокие познания в области теории искусства
пластики и уменья применять их на практике привели к тому, что почти все
выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге выполнялись с его участием.
Щедрин работал над наиболее важными группами скульптур Адмиралтейства в
Петербурге, а также руководил работой молодых художников. Щедриным
выполнены группы «Морские нимфы, несущие земную сферу», замковые камни над
окнами, фигуры воинов по краям аттика, аллегорические фигуры осенних и зимних
месяцев. Интересны маски к замковым камням окон. Блестящими по исполнению
являются маски «Тритон» и «Наяда». Они напоминают образы русского эпоса. Его
«Тритон» — это сказочный водяной с заросшим бородой лицом русского мужика, а у
«Наяды» — морской нимфы — тонкое девичье лицо.Морские нимфы, несущие земную сферу
Вершиной же творчества Ф. Ф. Щедрина считают скульптурную группу «Морские
нимфы, несущие земную сферу». В сущности, это две одинаковые группы, сделанные
по одной модели, стоят они по обеим сторонам арки центрального входа. Фигуры,
связанные единым силуэтом в очень собранную группу, бережно несущие земную
сферу, символизировали силу человеческого разума, его власть над природой.
Поэтому такая спокойная уверенность в фигурах, подчеркивающая торжество
человеческого разума. Эта работа как бы подводила итог многолетним творческим
поискам Щедрина, которому удалось создать сильный оригинальный
художественный образ.
Под сенью густых деревьев некрополя АлександроНевской лавры в Санкт
Петербурге на одной из могил — небольшое гранитное надгробие, на котором
высечены слова: «Феодосий Федорович Щедрин – ваятель Императорской Академии
художеств, ректор, умер 19 января 1825 г. 74 лет».