Курс лекций. История скульптуры. Ф.Г. Гордеев. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федор Гордеевич Гордеев переступил порог этого «храма искусств» еще мальчиком. Он был сыном дворцового скот¬ника из Сарской мызы (ныне город Пушкин). В Академии изучал и копировал антики, пробовал силы в рельефе и статуях классицистического толка, неоднократно награж¬дался медалями за программные работы и был включен в состав первых заграничных пенсионеров. В Париже зани¬мался у Ж. Б. Лемуана — (барочного скульптора-монумента¬листа. Снова и снова копируя классиков, Гордеев вырабаты¬вал благородную и сдержанную манеру в свободной лепке человеческого тела и артистической трактовке драпировок.Первым его самостоятельным произведением явился «Про¬метей» (1769). В своей композиции Гордеев изобразил в сильном пластическом движении юношу, терзаемого, соглас¬но мифу, орлом.
Иконка файла материала Ф.Г.Гордеев.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История скульптуры.  Ф.Г. Гордеев. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2018Федор Гордеевич Гордеев (1744­1810) В числе воспитанников русской Академии художеств в первые годы после ее основания значились Федот Шубин и Федор Гордеев. Вместе учились они в классе Н. Жилле,  вместе путешествовали по Франции и Италии. Юноши дружили между собой, в Риме их можно было встретить всякий день в филиале Французской академии, где они работали с натуры и копировали античные статуи. Импульсивность творческой натуры Шубина,  казалось, смягчалась под воздействием более спокойного и рассудительного товарища.  В 1772 году Гордеев вернулся в Россию. Шубину пришлось задержаться в Италии, и  друзья встретились только через год. Но в их отношения уже закрадывалась неприязнь,  перешедшая впоследствии в открытую вражду. Разошлись и их пути в искусстве.  Талантливый портретист Шубин держался независимо, он работал над светскими  заказами, и Академия художеств была ему не указ. Гордеев же всю свою жизнь связал с Академией. Федор Гордеевич Гордеев переступил порог этого «храма искусств» еще мальчиком.  Он был сыном дворцового скотника из Сарской мызы (ныне город Пушкин). В  Академии изучал и копировал антики, пробовал силы в рельефе и статуях  классицистического толка, неоднократно награждался медалями за программные  работы и был включен в состав первых заграничных пенсионеров. В Париже занимался  у Ж. Б. Лемуана — (барочного скульптора­монументалиста. Снова и снова копируяклассиков, Гордеев вырабатывал благородную и сдержанную манеру в свободной лепке человеческого тела и артистической трактовке драпировок. Первым его самостоятельным произведением явился «Прометей» (1769). В своей  композиции Гордеев изобразил в сильном пластическом движении юношу, терзаемого,  согласно мифу, орлом. В какой­то мере образ Прометея, древнегреческого героя,  добывшего людям огонь, был символом свободы и просвещения, и работа Гордеева  нашла живой отклик у передовых современников.Надгробие Н. М. Голицыной Из других скульптур Гордеева известны надгробия Н. М., А. М. и Д. М. Голицыным,  решенные в классицистическом духе с введением в композицию аллегорических фигур  и различных атрибутов. Их отличают изысканный вкус, большая художественная  культура, мастерство в пластической передаче обнаженного тела и одеяний. Ко  времени создания этих работ Федор Гордеевич Гордеев был уже профессором  Академии художеств, затем адъюнкт­ректором, а с 1802 года ректором. На него  целиком ложилась ответственность за многие крупные начинания в области  монументальной скульптуры. Он устанавливал памятник Петру I Фальконе на  Сенатской площади, руководил работами по украшению Казанского собора (1804),  исполнял рельефные фризы для Останкинского дворца и принимал участие в ряде  других работ по оформлению дворцов и парков Петербурга. Академическую карьеру Гордеева можно было назвать «блестящей». Однако история  изрекла свои оценки, согласно которым его имя стоит далеко позади имени  гениального русского скульптора Федота Ивановича Шубина. А в жизни последний к  концу дней своих терпел большую нужду и оказался в тягостной зависимости от  презираемой им ранее Академии и ее всесильного ректора.

Посмотрите также