Федор Гордеевич Гордеев переступил порог этого «храма искусств» еще мальчиком. Он был сыном дворцового скот¬ника из Сарской мызы (ныне город Пушкин). В Академии изучал и копировал антики, пробовал силы в рельефе и статуях классицистического толка, неоднократно награж¬дался медалями за программные работы и был включен в состав первых заграничных пенсионеров. В Париже зани¬мался у Ж. Б. Лемуана — (барочного скульптора-монумента¬листа. Снова и снова копируя классиков, Гордеев вырабаты¬вал благородную и сдержанную манеру в свободной лепке человеческого тела и артистической трактовке драпировок.Первым его самостоятельным произведением явился «Про¬метей» (1769). В своей композиции Гордеев изобразил в сильном пластическом движении юношу, терзаемого, соглас¬но мифу, орлом.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Ф.Г. Гордеев.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018Федор Гордеевич Гордеев (17441810)
В числе воспитанников русской Академии художеств в первые годы после ее основания
значились Федот Шубин и Федор Гордеев. Вместе учились они в классе Н. Жилле,
вместе путешествовали по Франции и Италии. Юноши дружили между собой, в Риме их
можно было встретить всякий день в филиале Французской академии, где они работали
с натуры и копировали античные статуи. Импульсивность творческой натуры Шубина,
казалось, смягчалась под воздействием более спокойного и рассудительного товарища.
В 1772 году Гордеев вернулся в Россию. Шубину пришлось задержаться в Италии, и
друзья встретились только через год. Но в их отношения уже закрадывалась неприязнь,
перешедшая впоследствии в открытую вражду. Разошлись и их пути в искусстве.
Талантливый портретист Шубин держался независимо, он работал над светскими
заказами, и Академия художеств была ему не указ. Гордеев же всю свою жизнь связал с
Академией.
Федор Гордеевич Гордеев переступил порог этого «храма искусств» еще мальчиком.
Он был сыном дворцового скотника из Сарской мызы (ныне город Пушкин). В
Академии изучал и копировал антики, пробовал силы в рельефе и статуях
классицистического толка, неоднократно награждался медалями за программные
работы и был включен в состав первых заграничных пенсионеров. В Париже занимался
у Ж. Б. Лемуана — (барочного скульпторамонументалиста. Снова и снова копируяклассиков, Гордеев вырабатывал благородную и сдержанную манеру в свободной лепке
человеческого тела и артистической трактовке драпировок.
Первым его самостоятельным произведением явился «Прометей» (1769). В своей
композиции Гордеев изобразил в сильном пластическом движении юношу, терзаемого,
согласно мифу, орлом. В какойто мере образ Прометея, древнегреческого героя,
добывшего людям огонь, был символом свободы и просвещения, и работа Гордеева
нашла живой отклик у передовых современников.Надгробие Н. М. Голицыной
Из других скульптур Гордеева известны надгробия Н. М., А. М. и Д. М. Голицыным,
решенные в классицистическом духе с введением в композицию аллегорических фигур
и различных атрибутов. Их отличают изысканный вкус, большая художественная
культура, мастерство в пластической передаче обнаженного тела и одеяний. Ко
времени создания этих работ Федор Гордеевич Гордеев был уже профессором
Академии художеств, затем адъюнктректором, а с 1802 года ректором. На него
целиком ложилась ответственность за многие крупные начинания в области
монументальной скульптуры. Он устанавливал памятник Петру I Фальконе на
Сенатской площади, руководил работами по украшению Казанского собора (1804),
исполнял рельефные фризы для Останкинского дворца и принимал участие в ряде
других работ по оформлению дворцов и парков Петербурга.
Академическую карьеру Гордеева можно было назвать «блестящей». Однако история
изрекла свои оценки, согласно которым его имя стоит далеко позади имени
гениального русского скульптора Федота Ивановича Шубина. А в жизни последний к
концу дней своих терпел большую нужду и оказался в тягостной зависимости от
презираемой им ранее Академии и ее всесильного ректора.