Лоренцо Гиберти – крупнейший скульптор эпохи Раннего Возрождения, живший во Флоренции.
Он является одним из основоположников скульптуры Ренессанса, открывшим новый этап в развитии итальянской скульптуры.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 г. во Флоренции. Его отчим, Бартолуччо Гиберти, был ювелиром. Этим же искусством в юности занимался и Лоренцо. Пробовал себя и в живописи. Но затем полностью посвятил себя скульптуре, и это было связано с тем, что в 1401 г. во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, который находился рядом с собором Санта-Марие-дель-Фьоре.Ворота Гиберти и до настоящего времени считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто. Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников и скульпторов.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Лоренцо Гиберти.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018Скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.
Лоренцо Гиберти – крупнейший скульптор эпохи Раннего Возрождения, живший во
Флоренции.
Он является одним из основоположников скульптуры Ренессанса, открывшим новый
этап в развитии итальянской скульптуры.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 г. во Флоренции. Его отчим, Бартолуччо Гиберти, был
ювелиром. Этим же искусством в юности занимался и Лоренцо. Пробовал себя и в
живописи. Но затем полностью посвятил себя скульптуре, и это было связано с тем,
что в 1401 г. во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей
баптистерия Сан Джованни, который находился рядом с собором СантаМариедель
Фьоре.
Баптистерий
Баптистерий во Флоренции
Баптистерий – отдельно стоящее круглое или многогранное в плане здание,
предназначенное для обряда крещения. Оно обычно завершается куполом. Внутри
здания – бассейн для крещения. Старинные мастера украшали его мозаикой или
тематической скульптурой, поэтому баптистерий становился произведением искусства.
В Древнем Риме баптистерием называли бассейн с холодной водой в термах. И только сIV в. баптистерием называют храмы в честь Иоанна Крестителя и предназначавшиеся
для обряда крещения.
Среди самых известных в мире баптистериев – баптистерий Сан Джованни, один из
лучших образцов романского стиля. Он был построен на месте античного храма,
посвященному Марсу.
Восьмиугольное здание снаружи облицовано плитами зеленого и белого мрамора,
украшено колоннами и статуями. Каждая грань украшена пилястрами, полукруглыми
арками.
Л. Гиберти «Сотворение Адама и Евы». Фрагмент восточных дверей
флорентийского баптистерия. Бронза
Но главную славу баптистерию принесли бронзовые двери и мозаичное украшение
интерьера. С трех сторон здания располагаются ворота. Именно на исполнение этих
ворот в 1401 г. был объявлен конкурс. Среди конкурсантов были Филиппо
Брунеллески и Лоренцо Гиберти. Гиберти и вышел победителем, хотя оба автора были
новаторами в скульптуре (в изображении обнажённого тела, в передаче движения). Но
Брунеллески создал очень эмоциональные изображения, в которых жесты и движения
наполнены драматизмом и экспрессией. Рельефы Гиберти спокойнее, отделке деталей
он уделил особое внимание; изображённые им фигуры взаимосвязаны в композицию,
техника работы отмечена совершенством.
Южные ворота выполнял Андреа Пизано (жизнь Иоанна Крестителя и аллегории
Добродетелей). Северные ворота – Лоренцо Гиберти (сцены из Нового Завета,
Евангелисты, Учителя церкви). Самые знаменитые ворота – восточные. Их выполнил
Гиберти (сцены из Ветхого Завета).Лоренцо Гиберти. Восточные ворота
Воротами восхищался сам Микеланджело: «Они так прекрасны, что годились бы для
дверей рая». Поэтому восточные ворота Гиберти называют «Райскими». Рельефы
посвящены сюжетам Ветхого завета. 10 больших квадратных рельефов, в которых
иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа,
архитектуры, создавая иллюзию пространства, в котором группы фигур свободно
расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый
ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур
переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину.
Фрагмент ворот
Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи
(живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения,
зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных
персонажей
Интересно отметить, что бронзовая копия этих ворот установлена с северной стороны
Казанского собора в СанктПетербурге. Выполнил копию литейщик В. П. Екимов.
Ворота Казанского собора СанктПетербурга
Ворота Гиберти и до настоящего времени считаются одним из величайших шедевров
итальянского искусства эпохи кватроченто. Работы по изготовлению дверей длились
почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для целого поколения
художников и скульпторов.
Интерьер Баптистерия украшен мозаиками в византийском стиле, купель декорирована
мозаиками. Гробницу Иоанна XXIII создали Донателло и Микелоццо ди Бартоломео.Другие работы Лоренцо Гиберти
Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Орсанмикеле, они
размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), св. Матфея (1421), св. Стефана
(14251426).
Церковь Орсанмикеле во Флоренции
Орсанмикеле (итал. Or San Michele) – церковь во Флоренции, уникальное по своей
форме и значению архитектурное сооружение. Этот дворец выполнял одновременно
функцию городского зернохранилища и храма. Церковь была построена в период с
1337 по 1350 гг. А название её произошло по имени женского монастыря VIII в. «Сан
Микеле в саду», который находился на этом месте. В 14 нишах на 4 внешних стенах
церкви были помещены скульптуры святых покровителей и других святых, которые
выполнили известные художники и скульпторы: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо
Гиберти и Андреа дель Вероккьо.
Л. Гиберти. Статуя св. Стефана
Л. Гиберти. Статуя св. Матфея
Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (14231427) вцеркви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом
большую сердоликовую гемму, принадлежавшую прежде императору Нерону,
изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431–
1447).
Гиберти был одним из самых образованных людей своего времени. Он написал
«Комментарии» (14471448) – книгу об истории итальянского искусства, в которую
вошла его автобиография – это была первая автобиография художника Возрождения,
которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций,
перспективы.
Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины
XV в. В его мастерской обучались и работали скульпторы Донателло и Микелоццо,
живописец Паоло Уччелло и др.
Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455 г.