Курс лекций. История скульптуры. Мирон. «Дискобол». История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Дискобол» (Мирон) является официально признанным образчиком скульптурного мастерства классического периода в искусстве Древней Греции. Эта статуя изображает обнаженного юношу-атлета, который готовится метнуть спортивный снаряд. «Дискобол» - статуя, вылитая из бронзы. К сожалению, она не сохранилась. Вероятно, ее расплавили или просто уничтожили во времена Средневековья. Мы можем лишь гадать, как такой пластичный, теплого цвета материал, как бронза, передавал игру мускулов под «загорелой кожей». Эту скульптуру пытались повторить многие римские скульпторы. В качестве материала они выбирали более стойкий мрамор. Но он требовал подпорок и был более тяжелым. К тому же, последователи иногда сознательно меняли поворот головы.Самым лучшим римским повторением является мраморная статуя, выставленная в Национальном музее в Риме. Она была найдена в 1781 году на Эсквилинском холме.
Иконка файла материала Мирон.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» Курс лекций. История скульптуры. Мирон. «Дискобол». История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна 2018«Дискобол»   (Мирон)   является   официально   признанным   образчиком   скульптурного мастерства классического периода в искусстве Древней Греции. Эта статуя изображает обнаженного юношу­атлета, который готовится метнуть спортивный снаряд.    Мирон и его школа  К сожалению, мы не можем назвать точных дат рождения и смерти этого мастера. Нам лишь кое­что известно о его жизни, да и то не из уст современников, а из писаний древнеримских авторов, которые очень ценили его творчество. Если верить Плинию, автор «Дискобола» родился в середине пятого столетия до нашей эры в Элевтерах – небольшом городке на границе двух провинций в Атичной Греции – Беотии и Аттики. Скорее всего, его отец не был скульптором. Мирон учился в Аргосе у Агелада. Вместе с ним у этого прославленного скульптора брали уроки Фидий и Поликлет. За свое мастерство,   как   пишет   Павсаний,   Мирон   получил   гражданство   Афин.   Это   тогда считалось   большой   честью.   Работая   в   Афинах,   Мирон   получал   заказы   из   других городов на изготовление скульптур богов, героев, атлетов и животных. Кроме того, он прославился и как искусный ювелир в работе с серебром.  Другие творения МиронаНельзя   сказать,   чтобы   признание   и   слава   обходили   стороной   этого   скульптора. Наоборот, «мода» на него прочно укоренилась еще при жизни творца и не проходила вплоть   до   конца   античности.   Древние   римляне   повторили   его   произведения   в многочисленных копиях. И хоть все оригиналы резца Мирона утрачены, мы знаем о том, как они выглядели. Некоторые из скульптур были увековечены даже в стихах (к примеру,   бегуна   Лада).   Цицерон   и   Плиний   упоминают   о   статуях   прославленного мастера в Эфесе, святилище Асклепия в сицилийской Акраганте, в родном городе его учителя Аргосе, в беотийском Орхомене, на островах Эгине и Самосе. Но более всего принесли   лавры   скульптору   его   «Афина   и   Марсий»   и   «Дискобол».   Мирон   также украсил афинский акрополь скульптурной группой «Геракл и Персей». Изображения Зевса, Афины­Паллады и Геракла так понравилось Антонию, что он забрал скульптуры с Самоса и установил их в Александрии. А бронзовая корова на постаменте из мрамора была доставлена из Афин в Рим.  Как выглядел оригинал?  Мы можем утверждать, что «Дискобол» ­ статуя, вылитая из бронзы. К сожалению, она не   сохранилась.   Вероятно,   ее   расплавили   или   просто   уничтожили   во   времена Средневековья.   Мы   можем   лишь   гадать,   как   такой   пластичный,   теплого   цвета материал,   как   бронза,   передавал   игру   мускулов   под   «загорелой   кожей».   Эту скульптуру пытались повторить многие римские скульпторы. В качестве материала они выбирали более стойкий мрамор. Но он требовал подпорок и был более тяжелым. К тому же, последователи иногда сознательно меняли поворот головы.   Например, в некоторых копиях взгляд атлета устремлен не на диск, а вниз. Самым лучшим   римским   повторением   является   мраморная   статуя,   выставленная   в Национальном музее в Риме. Она была найдена в 1781 году на Эсквилинском холме.Также известны фрагменты скульптуры –  торс, рука  с  диском, голова  атлета.  Они хранятся   в   музеях   Берлина,   Флоренции,   Ватикана,   Мюнхена,   Базеля.   Почему «Дискобол»? Мирон был не первым скульптором, изобразившим метателя снаряда. В Древней Греции был обычай устанавливать памятники победителям соревнований. Нам известны   скульптуры   метателей   дисков,   а   также   бегунов   и   прочих   спортсменов, выполненные   еще   в   архаическом   периоде.   Однако   все   они   поражают   своей статичностью. Они выглядят скованно. Это – юноши, застывшие в «каноничной» позе: слегка выдвинутая вперед левая нога, в правой руке диск или дротик. Классический период в искусстве Древней Греции требовал большего. Творя своего «Дискобола», Мирон попытался изобразить человека в движении. В бронзе запечатлен тот краткий миг, когда широко замахнувшаяся рука застывает на миг перед тем, как совершить окончательный бросок. И это состояние покоя в движении нас особенно поражает.  Кого изображает «Дискобол»? Статуя представляет нам идеально сложенного юношу. По   правилам   Олимпийских   Игр,   он   наг.   Кто   он,   этот   вероятный   победитель соревнований по метанию диска? Нам этого не узнать. Даже вглядываясь в лицо статуи, мы   не   уловим   никакого   намека   на   портретное   сходство.   Город,   пославший   своего гражданина для участия в Играх, хотел не его личного прославления, а своего. Именно «малая родина атлета» была увековечена в бронзе, а не какой­то конкретный человек. По канонам классического периода, бесстрастное лицо юноши контрастирует с полным динамики телом. Скульптура была рассчитана на то, что взирать на нее будут в анфас. Именно с этой позиции полнее раскрывается «Дискобол».

Посмотрите также